1022_157_small.gif

 

Декабрь 2010

Предыдущий месяц       Следующий месяц Следующий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Общество и культура

Пива в киосках не будет!

03.12.2010

Алкоголизация общества в России приобрела размах национального бедствия. Уже никто не оспаривает тот факт, что с развитием рыночных отношений стало практически невозможным проконтролировать объемы производства и распространения алкогольной продукции. На прилавках магазинов и киосков продается контрафактное и фальсифицированное спиртное. А мощная телереклама алкогольных напитков приводит к раннему приобщению к ним подростков и молодежи. Чтобы не допустить скатывания в пропасть, на борьбу с этим злом направлены усилия всех честных и неравнодушных людей.
Отрадный - один из немногих городов нашей страны, в котором накоплен опыт сдерживания роста этой беды. Предприниматели - некоторые добровольно, а кто-то под давлением городского сообщества - ограничили режим торговли до 23 часов. Они пошли на такой шаг, терпя убытки, хотя законодательство разрешает им устанавливать режим работы самостоятельно. И данная мера не только способствовала снижению преступности в городе, но и помогла конкретным людям. Об этом «РТ» рассказал один наш читатель. Сергей, назовем его так, из тех, кто вовремя не может остановиться. «За пивом и водкой ходил и в 2, и в 3 часа ночи. Теперь магазины работают до 23.00. Жена рада. Ругани в семье стало меньше. Да и я умом понимаю, что так лучше. Раньше ноги сами несли в киоск, что рядом с домом. Теперь так сильно не пью».
На прошлой неделе Администрация города приняла постановление «Об упорядочении целевого использования земельных участков, на которых расположены киоски» (оно было опубликовано в «РТ»). Последствия этого постановления прогнозируемы: пусть не сразу, постепенно, но в наших киосках ни пива, ни пузырьков со спиртосодержащими жидкостями не будет.
Все арендаторы на прошлой неделе получили уведомления и дополнительные соглашения к договорам. Комитет по управлению имуществом города предложил внести дополнительный пункт с формулировкой «по обоюдному согласию».
Как стало известно «РТ», предприниматель Н.Г. Усатова, прочитав в газете постановление, не стала дожидаться уведомления, а просто убрала бутылки пива с прилавков трех своих киосков. «Я – производитель хлебобулочных изделий, и продажа слабоалкогольных напитков никогда не приносила мне большого дохода. Решение Администрация приняла правильное. Все мы видим, какие масштабы принимает пьянство. Надо было сделать это еще раньше. Но, думаю, не все предприниматели с пониманием отнеслись к такому решению. Недовольны те,  чей доход складывался на 80-90% от продажи пива».
Кроме пива и коктейлей, с прилавков киосков должен исчезнуть спиртосодержащий суррогат типа «Настойки боярышника». По инструкции он должен «заливаться» не вовнутрь, а применяться наружно. Однако этим летом «РТ» писала о том, как 12-летний мальчик рассказывал журналистам, насколько легко любой подросток может купить бутылочки в киоске. Все зависит от лояльности продавца.
Проведенная «Молодой гвардией» «Единой России» акция «Пивной дозор» показала,  что из 22 выявленных фактов продажи пива и спиртосодержащих жидкостей несовершеннолетним, 16 нарушений  было зафиксировано в киосках города, практически в каждом, где ребята попытались сделать покупку.
«Ответственность у продавцов магазинов города выше, чем у продавцов киосков, - считает депутат от партии «Единая Россия» С.В. Солопова. - Во-первых, в киосках наблюдается большая текучка кадров.  Во-вторых, с людьми, по всей видимости, не проводят инструктаж, кому нельзя продавать пиво. Главный принцип для работника – как можно больше реализовать продукции. Во время проведения акции «Пивной дозор» ребята столкнулись с тем, что во всех киосках, где они попытались купить пиво, им свободно его продавали. А после того, как ребенок обратился: «Дайте мне чек», ему ответили: «Мы работаем без кассового аппарата, могу написать товарный чек». Продавец даже не подумал, зачем он подростку нужен.
Продавцы киосков не боятся никакой ответственности, да еще и законов не знают. Поэтому я считаю, что шаг, предпринятый Администрацией города, правильный. Эта мера может реально уменьшить число подростков, употребляющих пиво».
В Госдуме РФ рассматривается законопроект, где прописано, что продажа спиртных напитков, в том числе слабоалкогольных, должна осуществляться в специализированных магазинах. Однако точно не известно, когда такая норма будет принята на федеральном уровне.
В комитете по управлению имуществом города не исключают, что некоторые предприниматели откажутся подписывать дополнительное соглашение. Постановление №172 – это нормативный документ, принятый на территории  Отрадного. Муниципальная земля находится в ведении муниципалитета, и он вправе определять, как использовать эти земельные участки.
Долгосрочных сроков аренды в городе очень мало. В основном они заключаются на 11 месяцев. В комитете нам сказали, что никакого давления на предпринимателей не будет, есть многолетний опыт нормальных взаимоотношений. Поэтому те, кто не подпишет дополнительное соглашение, до конца срока смогут работать по-прежнему. И с арендатором потом просто не продлят договор и все.
Эксперты говорят, что за последние 5 лет в городе закрылись 24 киоска. «Они как торговые объекты просто изжили себя,  - считает начальник отдела развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Администрации города М.Р. Гумеров. - Сами предприниматели понимают, что киоски не являются современной формой торговли. Среди этой группы людей есть и недовольные, так как они считают, что платят высокие налоговые ставки и им трудно выжить.
Тот, кто вовремя переориентировался, открыл магазины или ушел в другой вид бизнеса, сегодня находится в более выгодном положении. В городе всего 2 или 3 человека  держатся за свои киоски, которые для них остаются единственным средством существования».
По всей видимости, отдел поддержки предпринимательства будет прорабатывать с ними варианты выхода из этой ситуации. Сегодня есть возможность занять новую нишу тем, кто уйдет из пивного бизнеса.
Глава города Н.М. Вишнякова на аппаратном совещании поручила специалистам выявить тех, кто может существенно пострадать от нововведений и дать предложения по оказанию им конкретной помощи.
Р.S. По информации газеты «Самарское обозрение», городскую сеть киосков Отрадного обеспечивала товарами группа компаний «Росби», которая владеет оптовой базой. В месяц заказывалось в среднем 80 т продукции на 4 млн. рублей. Газета намекает, что городские власти хотели бы нанести урон этой торговой фирме. Очень спорное суждение.
Считать деньги в чужом кармане – дело неблагодарное. Нам важен другой, нравственный, аспект. По данным «СО», ассортимент в киосках ограничен, 90% доходов их деятельности составляет продажа пива. Это утверждает в той же газете индивидуальный предприниматель Алексей Богданов.
Задумайтесь: Россия вышла на первое место в мире по душевому потреблению алкоголя (19 литров на каждую душу, включая младенцев и престарелых людей). Нация спивается, деградирует, вырождается, но тот, кто зарабатывает на спаивании народа, вряд ли относит к себе эти результаты, испытывает чувство вины. Наверное, золотой звон монет ему дороже. Или мы не правы? Но должен когда-нибудь бизнес в России стать бизнесом с человеческим лицом! Или не так?
Продолжение темы в следующих номерах газеты.

Юлия Андриевская