1022_157_small.gif

 

Декабрь 2011

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Политика и власть

Интервью с политтехнологом О. Матвейчевым

03.12.2010


- Вы - в недавнем прошлом сотрудник Администрации Президента, заместитель Губернатора Вологодской области. И тут такое кровожадное желание расправиться с несогласными. Даже Грызлов сильно раскритиковал вас за этот текст, пообещав с вами «разобраться».  
- Грызлов - это четвертый человек в государстве. Он должен понимать, что все, что он говорит, что называется, в граните отливается. Если Грызлов что-то сказал, это автоматически информационный повод. Он ньюсмейкер. И вот представьте себе, какие-то непонятные люди подсовывают ему эту цитату. То есть он среагировал, по сути дела, на провокацию. Я считаю, что те, кто ему подсунул из помощников, просто непрофессионалы в этой области.

- Получается, ваш спич о том, «чтоб ни одна сука не осталась», - это провокация.  
- Это цитата из моего нового художественного романа «Охота на вампира». Я специально начал раскручивать ее сейчас, но не ожидал, что реакция будет столь уж бурной. Это случилось, потому что смысл цитаты исказили, придали ей какой-то совсем уж дикий оттенок. Думаю, сделала это оппозиция, которая хотела дискредитировать власть.
Что касается моих убеждений, я считаю, что, например, в Киргизии для недопущения резни должны были применить войска, как и во многих подобных случаях. И моя цитата о площади Тяньаньмэнь правдива. Все уважают Дэн Сяопина. Благодаря его реформам Китай уже 20 лет имеет экономический рост 10 процентов в год. Но именно Дэн Сяопин лично отдал приказ намотать на гусеницы оппозицию. Если бы он этого не сделал, Китай вместо экономического роста ждали бы череда демократических революций, бандитизм, приватизация, море выборов и 100 политических партий. Короче, все, что у нас было в 90-е.

- Но откуда у вас такой надрыв?
- У меня впечатление полного дежавю. Я был в конце 80-х активным неформалом в Сибири. И все, что происходит сейчас, полностью копирует ту перестройку в мельчайших деталях. Сначала верхи объявляют некую модернизацию. Тогда это назвалось перестройкой. Затем в низах начинается бурление разных диссидентов, которые давят на комсомольский актив - дескать, там же наверху объявили. Актив думает: и правда ведь, объявили... И вынужденно идут на сделку с совестью - начинают общаться с этими диссидентами, дают им площадки. Что автоматически увеличивает количество оппозиционеров. Они покидают свои кухни, заполняют Дома культуры и, уже не вмещаясь там, идут на улицы, площади. Властям приходится вводить временные правила для «стихийных» митингов (раньше же их вообще не было). И чем, вы думаете, занималась в конце 80-х оппозиция? Они ходили на митинги, требуя разрешить митинги. Сегодня мы это видим каждое 31-е число на Триумфальной... Точно так же проходят экологические митинги - в 80-х протестовали против домн в Нижнем Тагиле, сегодня это Химкинский лес. Во время перестройки за черную икру и черные «Волги» ругали зажравшуюся советскую номенклатуру, сейчас это ненависть к коррумпированным чиновникам, «синие ведерки»...
Даже моя цитата насчет танковых гусениц очень похожа на историю времен перестройки, когда одна женщина из аппарата ЦК КПСС публично заявила: вы можете ругать нас сколько хотите, но номенклатура была, есть и будет. Самиздат просто взорвался. И кончилось все это 91-м годом.

- То есть надо лишить граждан права ходить на митинги? Или обществу необходимо затаиться, не критиковать власть, чтобы не дай Бог не раскачать священную лодку?
- Моя позиция состоит в том, что надо просто дело делать каждому свое. Когда ты занимаешься бизнесом, реализуешь какой-то проект, творчеством занимаешься...

- Творчеством - это хорошо. Но представьте, Химкинский лес рубят в этот момент. А вам больно. Что делать - молчать и думать, что им там, наверное, виднее?
- Конечно, виднее. Мне лично, например, нисколько не больно, потому что лесов у нас в стране, слава Богу, очень много. У нас земель всяких-разных - до Камчатки. А вот то, что у нас позорная трасса между Москвой и Санкт-Петербургом, - факт. Когда я ее увидел, подумал: боже мой, какой позор, какой стыд! И вот ее решили наконец-то строить по французским технологиям, выбрали место. Ну не Химкинский лес срубили бы, другое что-то. Нет, надо было вылезти и специально устроить... Просто на этом кто-то решил заработать политический капитал! У нас лесов сгорело при пожарах в миллион раз больше, чем вырубили в Химкинском лесу.

- Извините, но власти уже задумались, стоит ли рубить лес. Медведев, как известно, приостановил стройку.
- Я считаю, что здесь надо проявлять твердость. Есть эксперты, есть инженеры, которые проектировали эту трассу. В конце концов они не дураки. А просто так отступать... У нас не должен произойти майдан, не должна толпа управлять страной и диктовать, что надо делать...

- Но, может, это нормальное природное явление - если людям не дают долго говорить, они однажды обязательно закричат.
- Не думаю. Кто-то совершенно искусственно взвинчивает тему коррупции, экологии. Все эти проплаченные международные рейтинги «самых отсталых стран» намеренно готовятся и вбрасываются к нам.

- Кем?
- Западными недоброжелателями, которые нуждаются в дестабилизации ситуации в России. Они заинтересованы в том, чтобы Россия была слаба и не отстаивала свои позиции на переговорах, например, по ПРО или НАТО. Везде сейчас продается книга Питера Швейцера «Победа», где высшие административные сановники США рассказывают о том, как они разрушали Советский Союз. Когда-нибудь будет, наверное, издана книга, как действовали нынешние чиновники Америки, разрушающие постсоветское пространство, создающие «оранжевые» революции, и как они работали у нас в стране, как давали гранты нашим правозащитникам, нашему так называемому гражданскому обществу, СМИ, как они устраивали истерии... Все это мы узнаем, думаю, через 20 лет.
К сожалению, есть огромное количество людей, которые на это ведутся. Я встречал таких на украинском майдане, и говорить им: вам заплатили американцы - было бы глупо. Они ответят: да вы что, мы искренне ненавидим эту коррумпированную власть. И в России сейчас много людей, которые точно так же искренне рвутся в бой. Не понимая, что они «накручены». Вы посмотрите повестку дня - главным негодяем в стране семь лет назад был олигарх. А сейчас - чиновник.
- И милиционер.
- Назовем их государственными людьми, которые свою жизнь посвятили не тому, чтобы нажиться и заработать себе на яхту. Они посвятили себя службе государству.

- Трогательно. И вы в это правда верите?
- У меня есть социологическое исследование Андрея Фурсова, который изучал психологию будущих чиновников. 20 процентов студентов категорично заявили, что никогда не возьмут взятку. Около 60 процентов ответили так же, но с определенной долей сомнения. И лишь каждый десятый собирается заработать себе состояние.  
Кроме того, огромное количество чиновников просто не имеют доступа к деньгам и не могут их распределять. Люди честно служат за небольшие зарплаты, и делать из них козлов нечестно...

- На милицию, как я понимаю, тоже зря клевещут.
- У меня отец милиционером был. Я знаю, что такое вставать по ночам, идти в эти бесконечные рейды. Как страшно вытаскивать трупы самоубийц из петли, слышать плач убитых горем, ежедневно видеть этих наркоманов, опустившихся людей... Про Евсюкова был миллион репортажей, а о том, что за последний год от рук преступников погибли десятки милиционеров, разве известно? Их имена кто-то знает? В честь них разве названы улицы? Я вам ответственно, как политтехнолог говорю: мы можем закрутить любую тему, и через три года самыми главными злодеями будут, например, врачи.

- Вы сейчас убеждаете народ: большинство чиновников у нас хорошие и милиционеры прекрасны. Вы рассчитываете, что вас поймут?
- Вряд ли поймут. Идти против тренда очень тяжело.

- Но откуда этот тренд?! Все телевидение контролируется государством, оппозиционные СМИ слабы.
- Повестка дня может задаваться очень активным меньшинством. У Ющенко на Украине был лишь один Пятый канал, с помощью которого он манипулировал обществом. У нас же тему коррупции начали навязывать маленькие СМИ. Кто-то  решил: а давайте поборемся с коррупцией. Народу же это нравится. Ну тогда боритесь с коррупцией эффективно, не надо об этом кричать! Правы китайцы: надо печалиться о государстве в мыслях, но нельзя печалиться о нем вслух. Мы сами себе портим международный имидж, инвестиционный климат. Мы сами распространяем коррупцию, утверждая, что все в стране делается через взятки. Мы формируем эту криминальную среду!

- А какие есть варианты заставить наше общество замолчать? Ну, кроме того как намотать всех говорунов на гусеницы танков.
- Китайское руководство ошиблось в том, что довело ситуацию до Тяньаньмэнь. Они начали экономические реформы и параллельно затеяли политическую либерализацию.  

- Но курс на модернизацию предполагает то же самое.
- А кто поставил знак равенства между либеральными реформами, которые проводятся, и настоящей модернизацией? Это скорее архаизация. Многопартийность, гласность, свобода слова - это мода трехсотлетней давности эпохи Просвещения. Ну что мы уперлись в эти партии?! Посмотрите на современную молодежь - она презирает все партии в принципе. Вот тут бы и подумать над реформой политической системы. Не копировать Америку или Францию, а вообще придумать что-то невиданное.

- Например?
- Интересно поэкспериментировать с политической моделью Древней Греции. Там голосовали не по принципу один человек - один голос, а в зависимости от заслуг. Если ты великий полководец или философ - голосуй хоть за пятерых. В XIX веке либералы говорили: если я плачу больше налогов, то правительство должно больше работать на меня. Если человек нищий и не платит - зачем ему давать право голоса? Или возьмем великого философа Канта, который был последовательным демократом, ратовал за гражданское общество, отстаивал права человека. Но говорил при этом странную вещь - он выступал против тайного голосования. Потому что, голосуя тайно, человек прячет фигу в кармане. Считаю, что, если ты гражданин, выйди и скажи прямо и мужественно.

- Вы сейчас о России говорите?
- Да.

- Понятно, вы предлагаете тиранию. Потому что мы быстро перестроимся и будем голосовать, как в Северной Корее, со 100-процентным единодушием.
- Нет. Человек будет соизмерять свои реальные интересы. С одной стороны, у него работа, семья, дети. С другой - начальник, который ему просто не нравится (вчера козлом, допустим, обозвал). И когда человек будет голосовать открыто и ответственно, он не будет показывать фигу в кармане. Он проголосует за семью и работу и, возможно, за этого начальника, которого недолюбливает. А при тайном голосовании мы из-за какой-то мелкой обидки, забывая о заслугах, голосуем исподтишка, прокатываем начальника, сеем хаос, от чего сами и страдаем.

- Подождите, но люди из страха перед начальником будут голосовать, как надо власти. И вы считаете такую страну нормальной?!
- Настоящий гражданин не должен бояться! Без системы открытого голосования мы не воспитаем мужественных людей. В Древней Греции Солон ввел закон: если две партии враждуют, не должно быть нейтральной третьей. То есть не было людей, которые голосовали «против всех».

- То есть, если я вижу в списке кандидатов махровых негодяев, я обязан кривить душой и выбирать «меньшее зло»?!
- Это воспитательный момент. Люди обязаны проявлять свою гражданскую позицию, а не то, что «моя хата с краю, ничего не знаю».

“Комсомольская правда” от 26.11.2010г.