1022_157_small.gif


Общество и культура

«Ничто на земле не проходит бесследно...»

10.04.2014 14:31:00

Окончание. 


   Нефть, прежде всего, нефть
      А еще Тамаре Андреевне вспоминается, как ей доверили разведку и бурение артезианских скважин для Похвистневского водозабора, которыми благодарные похвистневцы пользуются и по сей день: дали три буровых станка, проходчиков, видавший виды грузовичок – и по всему району сначала искали, а потом бурили скважины. За пару лет обеспечили вкуснейшей водой не только город, но и большинство сел округи.
     «Почему так же не поступили нефтяники Отрадного? Ведь залегала вода на небольших глубинах, и технические возможности были такие, которых сегодня нет у власти. Упустили такую возможность… Теперь поддерживают пластовое давление артезианской водой в смеси с грунтовыми и из Кинеля. А жители вынуждены пользоваться жесткой речной или покупать бутилированную», - переживает Тамара Андреевна. Увы, но Отрадный, беря технические и экономические высоты, не учел в своем развитии одну, но очень серьезную проблему обеспечения жителей хорошей питьевой водой. 
     А Отрадный притянул к себе Юстус как магнит: в 1960 году семья перебралась в быстро растущий городок, Тамара Андреевна стала геологом одной из самых передовых контор бурения – конторы №1 П. Маркухина, который был известен своим неравнодушием к новшествам. 
     Это было интересное время, когда Отрадный стал  всесоюзным центром апробирования новой техники   в бурении, когда страна восхищалась рекордными скоростями проходок бригад мастеров Дроздева, Симонова, Цареградского, Агафонова, Громова, движением «бурение скважин за счет сэкономленных средств». Переход  с роторного бурения на турбинное, внедрение автоматов спуска-подъема и т.д. Все, что проходило экспертную проверку в Отрадненском тресте «Первомайбурнефть», в котором насчитывалось в иные годы до 50 бригад, затем применялось в других нефтедобывающих районах страны. 
     Не менее оно интересно людьми, возглавлявшими нефтяников. Например, генеральный директор объединения «Куйбышевнефть» ярый буровик Виктор Иванович Муравленко пристально следил за работой буровых и мог позвонить в любое время дня и ночи с вопросом: «Почему вот уже полчаса не бурят на такой-то скважине?!» или «Какое долото спущено в скважину, сколько времени работало предыдущее?» 
     Геологи дежурили на буровых круглыми сутками, на них была ответственность за «кровь» скважин – глинистый раствор, от качества которого зависело многое, в том числе и скорость проходки. Хоть и дети дома ждали, но Тамара Андреевна наравне с коллегами-мужчинами, особенно в ключевые моменты, безвылазно бывала на буровых.

   Не уповать на трудности
    Когда Тамара вставала на учет в Бугурусланском горкоме партии, то его сотрудник с недоверием посмотрел на нее: «Такая молоденькая и уже партийная». 
     Как ни жестоко обошлись с родителями, она впитала, как говорится, с молоком матери святую веру в целесообразность советского порядка жизни, гордилась народом, отстоявшим советскую власть в боях с фашизмом. Заучивала стихи о Ленине, с гордостью носила пионерский галстук, комсомольский значок, пела советские песни… И студенткой вступила в партию. 
     Целеустремленного геолога  Юстус пригласил  первый секретарь Отрадненского ГК КПСС Евгений Михайлович Узилов и предложил место инструктора с окладом в 97 рублей.  Тамара Андреевна растерялась, ведь у буровиков зарабатывала чуть ли не в 2 раза больше, как жить-то на эти деньги, все-таки семья! Евгений Михайлович пристально посмотрел, оторвал руки от стола и показал лоснящиеся рукава старенького пиджака: «Видишь? Я первый секретарь, моя зарплата полторы сотни, и на новый костюм никак с нее выкроить не получается. Но работаю здесь, а не там, где больше платят, например, на промысле, потому что так надо». 
     Доводы убедительны, да и первому не возразишь, и Тамара Андреевна перешла в горком: «Значит, надо». Это были 60-е годы, когда фонтанировала нефть, кипела стройка. Словом, жизнь Отрадного была бурная, как и характер первого секретаря, человека азартного, увлеченного. И что ни пленум горкома, то на первом плане вопросы бурения, добычи, возведения жилья, школ, больниц, магазинов. Пришлось Тамаре Андреевне вникать в тонкости подряда, субподряда, во взаимоотношения «Востокнефтестроя» и «Первомайнефти», областных и центральных ведомств. 
     Через пять лет уже Иван Тимофеевич Комаров говорил: «Вот Тамара Андреевна Юстус. Во-первых, единственная женщина в области, возглавляющая промышленный отдел горкома.  А во-вторых, именно ее отдел лучший». Горком работал над гармоничным развитием Отрадного, чтобы каждый его житель мог выбрать себе дело по душе, чтобы развивались культура, образование, здравоохранение, чтобы не иссякала нефтяная река. Хотя, как говорил И.Т. Комаров, уже появились признаки формализма, но в Отрадном соревновались не бумага с бумагой, а коллективы. Однако отчетов, докладов, записок, увы, хватало, и они отнимали уйму времени. Тамара Андреевна вспоминает, как однажды поздно вечером формировала городскую Доску почета и отбирала фотографии лучших строителей, буровиков, специалистов нефтепромыслов. Сын, включившись в дело, спросил: «А где твоя фотография? Это несправедливо, что тебя нет…» 

   Нет правил без исключений
    Пять лет инструктором горкома партии, еще пять – там же заведующей отделом, затем комитет народного контроля горисполкома и учеба в высшей партийной школе при ЦК КПСС, которую Тамара Андреевна закончила в 1974 году. И новое назначение: начальником отдела рабочего снабжения НГДУ «Первомайнефть». Когда приехала в Куйбышев за согласованием перевода, там спросили: «Это что? Понижение? Или от тебя хотят избавиться? Если так, то мы тебя не отпустим».
    - Нет, не понижение и не наказание. Просто считают, что именно там я нужна. 
     А ОРС с уходом Стрелкова действительно нуждался в сильном и знающем человеке: махина, в которой работало около 2-х тысяч человек, 53 магазина, а еще столовые, котлопункты на буровых, промыслах, общепит школ, детских садов и больницы. И если Стрелков уделял основное внимание эстетическому оформлению предприятий торговли, то Юстус взялась за повышение культуры обслуживания.
     Произошло это в  застойном 1978 году, во времена, когда все больше становилось охотников за дефицитом. А он, как известно, был по спецзаказам в спецмагазинах. Ну, еще из-под прилавка. У Отрадного были свои приоритеты: продовольственные наборы всем горожанам через автомагазины и профкомы предприятий.  
    Но были и у нас такие «звездные» люди, которые настаивали на своих исключительных правах на то, что простым смертным недоступно. Один из них потребовал, чтобы Юстус организовала ему икру, шпроты, сырокопченую колбасу, красную рыбу и «Посольскую» для свадебного стола сына. Тамара Андреевна, конечно же, созвонилась и передала заказ знатного отрадненца в областное управление рабочего снабжения «ОКН». Конечно же, заказ был исполнен, и несколько бутылок вожделенной «Посольской» в запасниках областных складов тоже нашлись для именитого человека. Но, как говорит Юстус, от таких исключительных  личностей хотелось быть подальше. А ближе к тем, кто скромно, без претензий жил и много работал, помня, что «не хлебом единым жив человек» и «хлеба горбушку и ту пополам»….

   Дорожу Отрадным, его людьми
    - Отрадный воспитал много замечательных людей. Я с гордостью смотрела на памятник в Ханты-Мансийске бывшему начальнику промысла НГДУ «Первомайнефть»  Кузоваткину (с его супругой она была близка, вместе учились в техникуме – авт.), который выезжал на участки в любую погоду, ночевал в будках и палатках, или, обеспокоенный, звонил в непогоду рабочим из города: «Как вы там?» и услышав «На небесную канцелярию жалобу не напишешь», облегченно смеялся. Значит, свет есть, люди в тепле, и промысел работает.  
    Радуюсь тому, что знала как руководителя и человека Муравленко. Это его  именем назван город, возникший на сибирских месторождениях, куда его направили из Куйбышева с началом освоения нефтяных богатств Севера. Требовательный к себе, он никому не давал спуску, собственного сына воспитал по-спартански: практику, начав буррабочим, юноша проходил у проходчиков Отрадного, на Димитровской площади. 
    Его спасли наши буровики, отдав свою кровь, когда он в метель пошел на трассу, чтобы попуткой уехать в город,  но ошпарился паром, провалившись в колодец теплотрассы. Тогда его госпитализировали с серьезными ожогами в институт им. Склифосовского.
     Когда новоявленные хозяева нефтепромыслов (НК «ЮКОС») требовали невозможного с руководителя Муравленко: увеличения добычи нефти до астрономических объемов, что неизбежно привело бы к истощению и гибели месторождений, честный человек, патриот после очередного прессинга в московском офисе, был сбит машиной: в стрессовом состоянии не среагировал на летящий в его сторону автомобиль.
    Горжусь, что работала с порядочными людьми, жившими интересами города и людей – Узиловым, Комаровым, Говорухиным, общалась с Агафоновым, Громовым, Цареградским, Дроздевым и многими другими яркими личностями. 
    Вижу, что и сегодня все делается в интересах города: тот же взвешенный подход к проблемам, то же искреннее стремление сделать жизнь горожан лучше. 
     И, работая сегодня в городском совете ветеранов, знаю, что большинство отрадненцев удовлетворены  вниманием к их самочувствию со стороны администрации и депутатов во главе с Н.М. Вишняковой. С Ниной Михайловной знакома еще с 80-х годов. Видела раньше, вижу и теперь, что ради людей она способна горы свернуть. Настолько целеустремленный и обязательный человек. Не зря в песне поется «ничто на земле не проходит бесследно». Отрадный - один из лучших городов области, историю которого делали и делают замечательные люди, - поделилась с «РТ» Тамара Андреевна.
     Выйдя на заслуженный отдых в 1989 году, Тамара Андреевна продолжала трудиться: ее, опытного экономиста, пригласили в городскую администрацию на должность инспектора по ценам. То было трудное время: галопирующая инфляция, постоянно меняющиеся цены на товары и услуги требовали постоянного контроля над ними со стороны органов власти. Желающих удить рыбку в мутной воде гайдаровских реформ хватало. 
     Тамаре Андреевне 8 апреля исполнилось 80 лет, но ей не сидится дома – она председатель ревизионной комиссии городского совета ветеранов войны и труда. Ее сын – Почетный нефтяник России - живет в Нижневартовске. Одна из внучек окончила академию им. Плеханова и сейчас работает в «Газпроме», другая – студентка Самарской плановой академии.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых