1022_157_small.gif


Общество и культура

Об архитектурных «И» Отрадного, или Когда инициатива одобряется

19.06.2014 11:49:00

Окончание «Б.Семенов: «От жизни никогда не устаю...» 
Начало в № 23 от 04.06.2014

     Борис Дмитриевич Семенов работал главным архитектором Отрадного пятнадцать лет – в 1967-1973 и 1985-1994 годах. Временной разрыв связан с работой главным технологом одного из тюменских трестов, а затем, спустя три года - главным инженером, начальником СУОР, начальником ПМК-7. После окончания строительства газокомпрессорных станций Семенова вновь пригласили в зодчие. Инициатив,  когда архитектурный облик Отрадного поручали Борису Дмитриевичу, было проявлено много, и краеугольные из них претворялись в дома, гостиницы, скверы. Архитектура –  это музыка, созданная из камня, которая помогает человеку жить. Чтобы «написать» такую композицию,   нужны эрудиция, художественный вкус, специальные знания, наконец, воля.  Такими качествами, по достоинству оцененными Комаровым, Горяйновым, Говорухиным, Роккелем, обладал и обладает Семенов. 



Наказать!? Нет, премировать …

      Специалистов треста отличала универсальность: они успешно занимались как промышленным, так и гражданским строительством. Причем инженерная мысль изменяла казавшиеся незыблемыми подходы. К примеру, фундаментные опалубки делались индивидуальными под каждый объект, а после окончания работ их за  ненадобностью просто выбрасывали, что приводило как к временным, так и материальным потерям. Главный инженер треста В. Серов разработал стальные сборно-разборные конструкции опалубки и применил их на возведении КС-21, позже - на КС-21А. Тогда новшество на несколько недель сократило сроки строительства.

    Справка: работу на возведении компрессорных станций газовой магистрали «Уренгой – Помары – Ужгород» Б.Д.Семенов считает самым счастливым периодом в своей биографии. Его труд на этом крупномасштабном объекте международного значения дважды был отмечен министром Нефтегазстроя СССР Б.Е. Шербиной.

      Другой случай, теперь из творческих дерзаний. СУ-4 поручили строительство зданий райисполкома, узла связи и кинотеатра в Кинель-Черкассах. Борис Дмитриевич вспоминает, с каким отвращением он приступал к исполкому: «Двухэтажный безликий барак». 
       Так же думал и первый секретарь РК партии Н. Бардин: «Тебе не нравится? Мне тоже. Ну и сделай его украшением села». За пару ночей прораб Семенов изменил типовой проект, дополнив его колоннами, пилястрами, фронтонами и без согласования со своим начальством приступил к его воплощению.
      Когда шла кладка второго этажа и очертания здания стали очевидными, на стройку  без шума и свиты приехал А. Степанов. Молча прошелся по объекту и, едва сдерживая негодование, приказал Семенову явиться в управление.
     Прибыв на Комсомольскую, Борис Дмитриевич и «по шапке» получил,  и приказ о наказании увидел. Мало того, разъяренный Александр Леонтьевич пообещал уволить за полет архитектурной мысли…
     Говорят, неприятные решения претворяются в жизнь немедленно. Верное наблюдение. Вот и Семенова спустя три дня после той выволочки вызвали в бухгалтерию: «Распишись». Думал, что на руки получит секвестрированную зарплату, а ему - приказом Степанова премию в пол-оклада: «За проявленную инициативу и творческий подход…» За него горой встало руководство района, с его мнением согласился А.Л. Степанов.
      Выходит, верно и то, что радующие решения способны вовремя доходить до адресата. Если, конечно, дело делается  живым умом, а начальство это признает и ценит. 

«За ним не заржавеет»
      История с застройкой центра Кинель-Черкасс оказалась толчком для назначения Семенова главным архитектором. Во-первых, еще до этой истории он был заметной фигурой среди «зубастой» отрадненской комсомолии, мечтавшей о жизни и для себя, и  потомков в городе-саду. Во-вторых, сыграли роль уважительные отзывы  кинель-черкасских соседей о самоотверженности творческого прораба Семенова, подарившего сельчанам элегантные здания кинотеатра, узла связи и райисполкома. В-третьих, пусть он и молодой строитель, но опыта работы у него - предостаточно. 
       1970-й год. Студент-заочник Куйбышевского инженерно-строительного института,  главный архитектор Отрадного Семенов приехал на выходные с сессии. И видит, что  сквер, заложенный на общегородском субботнике, с березовой аллей молодоженов, кленовой – в честь новорожденных, уже наполовину огорожен ржавыми секциями, изготовленными из списанных теплообменников ГБЗ. 
      А ведь его отдел предложил исполкому эскизы ограждения, и они были утверждены руководством. Возмущенный до глубины души Борис Дмитриевич – к председателю горисполкома Д.А.Горяйнову: «Кто дал разрешение на этот похабный забор?» Дмитрий Андреевич попытался объяснить взбунтовавшемуся архитектору, что это - вынужденная мера, так как молодые деревца нещадно губит скот.
     - Дмитрий Андреевич, я не уеду обратно на сессию до тех пор, пока вы не распорядитесь демонтировать эти «художества».
     На следующий день Горяйнов вызвал начальника ККПиБО Чепелева: «Убери ограждение, иначе Семенов и вправду скандал устроит, за ним не заржавеет».
     В советскую эпоху многое делалось методом народной стройки. Правда, всякий раз приходилось увещевать хозяйственников, но, что отрадно, предприятия отзывались на городские нужды. И в этом случае механизм привлечения нефтяников, буровиков сработал безотказно: новое ограждение сделали. 
     Борис Дмитриевич: «За архитектурный  облик города его руководители беспокоились всегда, а предлагаемые мною решения находили понимание и поддержку. Не обходилось и без конфликтов, но ведь в спорах рождается истина. Когда я уехал на Север, то меня напутствовали обязательно вернуться. И я вернулся». 

Городу века стоять 

    Справка: отделу архитектуры Отрадненского горисполкома трижды присуждалось переходящее Красное Знамя Куйбышевского облисполкома. А в 1989 году оно было передано нашим архитекторам на вечное хранение.

    - Борис Дмитриевич, а как Вы объясните Ваше занятие архитектурой, где на творчество оставлялось лишь пять процентов из ста? Вы ведь должны были на 95% исполнять типовые проекты. К тому же Отрадный шел по четвертой строке прейскуранта, и на квадратный метр жилья в городе со всеми коммуникациями, благоустройством и т.п. полагалось всего-то 136 рублей (даже Нефтегорску выделялось больше, что уж говорить о Куйбышеве или Тольятти) …

      - Интересом к живописи, архитектуре я обязан старшему брату. Тогда же, в детстве,  начал рисовать и чертить. Рано заинтересовался историей архитектуры, особенно   римским архитектором – Витрувием. Его трактат «10 книг об архитектуре», посвященный императору Августу, перечитал несколько раз; возвращаюсь к нему до сих пор. Я видел изъяны в застройке города, знал и достоинства. А в работе был бескомпромиссен, ибо уступив, даже один раз, лишишься самоуважения. Городу-то века стоять.

      Не только прейскуранты, типовые проекты тормозили творческие замыслы наших архитекторов. Был еще один барьер в виде монополиста на поприще проектирования: институт «Куйбышевгражданпроект». Дело в том, что задолго до проектирования надо было добиться в облисполкоме лимитов, войти в проектные планы, утверждаемые решением областной исполнительной власти. И если планами лимиты на проектирование объектов  не выделялись, то обращаться в институт было бесполезно.
     Терялось время, а с ним и актуальность, превращая в прах усилия градостроителей. Поэтому в 1987 году по инициативе Б.Д. Семенова при отделе архитектуры Отрадненского горисполкома было создано хозрасчетное архитектурно-планировочное бюро, что позволило оперативно решать вопросы проектирования городских объектов.  Именно в «Архпроекте» в нужное городу время появились переработанный из типового административного здания проект Средневолжского банка (ныне Сбербанк), проекты новых микрорайонов, жилых домов, детских садов, дорог и так далее.

 «Черные дыры» Отрадного 
     Генеральный план Отрадного корректировался не единожды. Схему поселка на 750-860 жителей  с началом интенсивной добычи нефти сменил первый генплан  с бараками, красными домами, двухэтажками. Затем пришло время сноса временного жилья и строительства блочных домов. Появился второй генплан, позже –  третий, четвертый. Изменения в застройке города неизбежно порождали провалы, так называемые «черные дыры». Гармонизацией архитектурной среды города занимался отдел архитектуры горисполкома. 
     Есть в Семенове сумасшедшая цепкость. Задумали оазисы в Отрадном создать – включился Борис Дмитриевич и начал целенаправленно воплощать свои идеи. Так появился первый городской сквер с четко организованным ландшафтом. В конце 80-х  – фонтан, а привезенные с Северного Кавказа голубые ели (их вскладчину купили крупные городские предприятия)  украсили площадь.
     В 1967 году, когда Борис Дмитриевич возглавил отдел архитектуры исполкома, город еще не обладал современным деловым центром: на его месте был пустырь с одиноким зданием узла связи да котлованом под фундамент ДК. На улице Отрадной в окружении бараков – седьмая школа. На месте сквера – фундаменты под ГПТУ, вокруг которого планировался сквер. Семенов, назвав сочетание «два в одном» (сквера с учебным заведением) абсурдным, добился отмены запланированной стройки и закладки там полноценного сквера.
      Большой крови стоил и сегодняшний бульвар Узилова: отдел архитектуры в своем задании проектировщикам заложил 90-метровую ширину улицы, которую институт ни в какую не хотел утверждать. 
Улицу Отрадную по проекту должна была венчать четырехподъездная пятиэтажка, за которой, будь она построена, мы бы и сегодня созерцали неприглядную производственную панораму ЗЖБИ. Хорошо, что закладку дома откладывали в надежде на высотную точку в конце одной из центральных улиц города. С пуском «Полимерстройматериалов» ее поставили, появилась крылатая девятиэтажная гостиница-общежитие. Кстати, областное управление архитектуры было категорически против застройки Отрадного зданиями повышенной этажности: не положено по статусу. И чтобы добиться разрешения на возведение первого в городе девятиэтажного дома, Б.Д Семенову пришлось дважды побывать в Госстрое РСФСР.
Теперь обратим внимание на девятиэтажный дом  из силикатного кирпича с пристроем напротив рынка «Солнечный», где также могла появиться пятиэтажка (см. фото на стр. 12). Трест «Востокнефтестрой» ходатайствовал перед главным архитектором об изменении этажности дома (в сторону снижения), но согласования от него не получил. Позднее Борис Дмитриевич нашел инвестора: застройщиком стал  комбинат «Полимерстройматериалы». 
     Другое «нехорошее» место – на пересечении улиц Победы и Советской. Здесь по генплану предполагалась мрачноватая химчистка. Уже было вырыли котлован под нее, но безденежье не позволило возвести здание. И вновь Семенов нашел инвестора: заинтересовал этой площадкой В. Нуждина, и сегодня мы видим на том месте две высотки.  Удачная привязка к местности зданий  банка и ГОВД сделала их украшением улиц Первомайской и Новокуйбышевской. 

Автор герба Отрадного Семенов сожалеет: 
      о разоренном в 90-е годы кусочке старины, непритязательном архитектурном ансамбле старой площади: снесли здание НПУ, и не стало атмосферы, в которой жили первопроходцы Мухановской нефти; о бездарно загубленном Черновском водозаборе, дававшем жителям до 8,5 тысяч кубометров изумительной воды; о чуде природы, многовековой липовой роще между поселками Степана Разина и Алексеевкой, погибшей из-за проложенной по ней ЛЭП 220 КВ. А надо-то было всего-навсего отступить от границ рощи на 50 метров.

Справка: герб города разработан Б.Д. Семеновым в 1967 году; только в начале 2000-х  годов в герб были внесены изменения. 

и верит: У Отрадного блестящее будущее
      «И это  заслуга всех поколений горожан, - убежден Семенов.  – Город компактен, в его застройке нет грубых градостроительных ошибок». 
     Борис Дмитриевич утверждает: «За последние 15 лет в застройке Отрадного произошли разительные перемены. Причем в лучшую сторону. Только перечисление торговых центров, спортивных комплексов, жилых домов, реконструированных образовательных и лечебных заведений, благоустроенных дорог заняло б много времени. Даже постоянному жителю города часто доводится сталкиваться с приятными изменениями в его облике. Что уж говорить о тех, кто отсутствовал в Отрадном 5-10 лет! У многих из них возникает ощущение, что они оказались в незнакомом им городе». 
     Но, как говорится, нет пределов совершенству. И о будущем надо думать сегодня. Вот отдельные мысли нашего ветерана о прекрасном далеком Отрадного.
     Хорошо, что не состоялся микрорайон «Д» с десятиэтажными домами и крупным торговым центром на месте, где сегодня возвышается величественный храм. И там напрашивается еще один сквер на месте свайных полей под жилье, ведь с каждым днем увеличивается число автовладельцев и зеленые легкие города должны развиваться ради сохранения здоровья людей. 
    Отрадный может стать лучшим спортивным и туристическим центром не только в области, но и в Приволжском федеральном округе. Для такой позитивной перспективы есть главное – природная среда. Поэтому надо  очистить и углубить Большой Лиман и прямо в парке организовать еще одну зону активного отдыха горожан с  лодочной станцией.
     Длинное, широкое и прямое, как стрела, на протяжении километра Осиновское озеро может стать местом проведения регат. Немного воображения, и мысленно можно представить себе трибуны в акватории озера, заполненные зрителями, заворожено следящими за состязанием на водной глади каноистов, байдарочников. Все последние годы город развивается как спортград, и дополнение  спортивной программы привлекательным  водным видом спорта здорово оживило б ее.
      Мечтает Семенов и об отдельном здании музея, примыкающем к ДК со стороны улицы Победы, летнем кафе, стационарном туалете и большом экране на площади, на котором в теплые вечера демонстрируют фильмы-путешествия по России. А то ведь современники восторгаются   красотами Средиземноморья, Европы, Скандинавии, наконец, Арабских эмиратов, а вот с притягательными уголками Родины мало знакомы. А страна наша велика, и каждый из ее уголков – Камчатка, Курилы, Дальний Восток, Карелия, Золотое кольцо, Северный Кавказ - уникальны…

Произвольная программа Семенова
     В трудовой биографии Бориса Дмитриевича прослеживаются два мощных временных пласта. В первом он сформировался как профессиональный строитель. Во втором   предстал как архитектор-патриот Отрадного. И на всех этапах проявлялись его лучшие человеческие качества. Он и сейчас вникает во все подробно, нет в его стиле поверхностного скольжения. Его жизненное кредо сформировалось в далеком полуголодном детстве: никогда не делать того, что создает неудобства для родных, друзей, сослуживцев, соседей.
      На вопрос о дне сегодняшнем  Борис Дмитриевич ответил словами из интервью бывшего директора Пушкинского музея  Ирины Антоновой, данною ею в  90 лет: «Если человек покидает грешную землю в 70 лет - это нормально. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное. Все, что сверх семидесяти – вроде бы премия, бонус. И распорядиться этим подарком лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание. И тут, знаете, в голову приходят всякие мысли, иногда даже неглупые. Появляется глобальное отношение к проблемам, явлениям, людям».
      Своей личной произвольной программой Борис Дмитриевич считает завершение монографии, начатой лет шесть назад и посвященной горожанам, созидавшим Отрадный. В нее должно войти как можно больше людей, оставивших заметный след в судьбах города. 

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых