1022_157_small.gif


Общество и культура

Автогражданка

17.12.2014 14:00:00

Ситуация с договорами ОСАГО вынуждает автомобилистов переплачивать за страховые полисы или ездить без них. Эту ситуацию можно назвать предреволюционной: владельцы машин не могут ездить без полисов ОСАГО, а страховые компании не хотят их оформлять. Получить полис можно, только приобретя навязываемые дополнительные виды страхования: имущества, жизни и т.д.




Куда пойти страховаться?
       ОСАГО появилось в России почти десятилетие назад, и  все эти годы автомобилисты вели и ведут борьбу с занижением стоимости ремонта. Но, начиная где-то с позапрошлого года, к этой головной боли у автовладельцев  прибавилась еще одна: страховщики взялись навязывать им при покупке полиса «автогражданки» добровольно-принудительное страхование. 
       В марте 2014-го городская прокуратура установила, что Отрадненский филиал «Росгосстраха» уклонялся от заключения договора ОСАГО, если клиент отказывался страховать жизнь  от несчастных случаев.  За что по представлению прокуратуры начальника и агента отрадненского страхового отдела «Росгосстраха» привлекли к ответственности. Что изменилось с той поры?
       Редакция решила разобраться с ситуацией на этом рынке услуг. Итак, в Отрадном в настоящее время страховая группа «Компаньон»  свернула деятельность, но купить полис ОСАГО отрадненцы могут в филиалах «Югории» и «Росгосстраха».  Можно приобрести полис ОСАГО через интренет-страховщиков или автономных агентов.
      По-прежнему доминирующий в городе «Росгосстрах» настойчив в  предлагаемых автовладельцам допуслугах. Об этом свидетельствуют 32 жалобы в Отрадненский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Отрадном, причем двадцать пять заявлений сделаны в письменной форме. 

Движение по замкнутому кругу
       Отзывы горожан, а также посещение журналистом офисов компании и телефонные переговоры с их агентами показали, что на сегодня заключить договор с владельцем транспортного средства и не нарушить при этом норм законодательства РФ реально не готов ни один из страховщиков.
      Водитель с сорокалетним стажем Виктор Александрович Шемонаев:  «Фирма, в которой сын покупал ОСАГО, закрылась. Он обратился в другую. Получил отказ: страхуют лишь постоянных клиентов. Деваться некуда, поехал он «Росгосстрах», а  там - бери страховку, и с Богом, только к полису ОСАГО обязательна страховка жизни от несчастных случаев. А зачем она ему? И такое безобразие сплошь и рядом. То бланков нет, то работают только со старыми клиентами, то предложат телефончик агента на дому, который без тысчонки в конверте не продаст полис. Народ уже обозлился на этот беспредел. Неужели управы на них нет?!»
      Молодой водитель Виктор Иванович Табаков: «В сентябре искал страховую компанию, чтобы купить полис ОСАГО, а они все как сговорились: нет бланков. Бланки-то  нашлись - у «Росгосстраха». Хотя переплатил больше тысячи рублей за дополнительную страховку «Фортуна-Авто». Но застраховал бы без нее – большой вопрос. Сейчас мой друг столкнулся с этой же проблемой. Он каждую неделю к родителям в деревню ездит, а срок ОСАГО заканчивается. Сейчас вот бегает по страховым – нервничает. Может, вы найдете объяснение происходящему?»
       Редакция разумных объяснений не нашла. Но узнала, что действительно многие отрадненцы при намерении исполнить свой автогражданский долг конфликтуют  со страховщиками. Правда, в разных вариантах.
      Набрала номер отрадненской фирмы, указанный в интернет-справочнике. Оказалось, клиенту там рады: в наличии и бланки договоров, и желание их заключить. Уже вздохнув с облегчением, спрашиваю: «А «прицепом» вы не предлагаете, к примеру, жизнь застраховать?»…. «Вы приходите с документами, на месте все и обсудим».  Пойти не пошла, но знакомый рассказал, что ему там навязали страховку от несчастного случая. 
       Звоню по одному из номеров, который мне дали в ТЦ «Лесовичок», успокоили: «Только сегодня закончились бланки. Но завтра будут, звоните, застрахую». Другой страховщик порадовал меньше: «Возможно, через неделю. Вам срочно? Тогда идите в «Росгосстрах», там проблем с бланками нет». 

Поход в «Росгосстрах»
       Отправилась на улицу Победы, дом №58. На входной двери увидела объявление, что офис закрыт на ремонт и клиентам следует обращаться по адресу: ул. Победы, д.№1 А. Развернулась на 180 градусов и к девятиэтажке. Ищу глазами хоть какой-нибудь внешний намек, что искомое мной находится здесь. Ни - че - го. Ну не уходить же несолоно хлебавши! Наобум зашла в бывший обувной магазин «Алекс», оказалось, попала в точку: «Росгосстрах» теперь здесь. 
      Агент расспросил о марке автомобиля, годе его выпуска, подсчитал возможные скидки и подвел итог: ОСАГО мне обойдется без малого в 2800 рублей. Вопроса «почему так много за «семерку», задать я не успела. Женщина опередила меня: «В 1700 рублей вам обойдется ОСАГО, а 1100 - за полис «Фортуна-Авто».
     - И я обязательно должна его у вас купить?
     - Ну что вы, конечно, не обязательно. Но без него договора ОСАГО с вами я заключать не буду. Не хотите? Не расстраивайтесь так. Возможно, вам повезет в другом месте.

А по закону…
       В соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ: «Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей».
      В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается «навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него». И определять степень этой выгоды вправе только сам клиент, а не радеющая о нем страховая компания.
       В соответствии с ч. 3 ст. 426 ГК РФ «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».
      Остается только удивляться столь вольной трактовке законодательства в части навязывания дополнительных услуг. И не мне одной. Моя знакомая тоже захотела застраховать авто. Сходила в «Росгосстрах» и стала выяснять условие. Ей объяснили, что желанный ОСАГО могут предложить только с «Фортуна-Авто». Причем настолько настойчиво, что она даже растерялась.
       А вот Виктор Александрович Шемонаев пришел в редакцию возмущенным. И мы с ним обязательно, уже вместе, наведаемся в «Росгосстрах». Вряд ли нас встретят доброжелательно. Скорее отнесут к проблемным клиентам, которые «не понимают своего счастья» и с которыми лучше «не связываться», перед которыми закрывают двери. И остаются они без «автогражданки» перед трудным выбором: ставить на прикол свое авто или выезжать на дорогу, играя «в ромашку» с инспекторами ГИБДД: поймет - простит -  оштрафует?
       А теперь подумаем: куда деваться автовладельцам? Налицо классическая ловушка: выбор без возможности выбора. Страховые компании в Отрадном есть, а договор заключить практически не с кем. Процесс поиска страховщика превращается в лотерею: повезет – получишь вожделенный бланк договора, не повезет – станешь пешеходом, ну или нарушителем. Из этого следует совершенно абсурдная ситуация – законопослушный клиент лишен права выбора. А время поджимает. Что делать? 

Без покупок «в нагрузку»
       Я поинтересовалась у специалиста по защите прав потребителей городской администрации, жалуются ли отрадненцы на действия страховщиков. Андрей Викторович Калугин поделился своими наблюдениями: если в начале года был шквал обращений, то к декабрю они стали единичными. Одна из причин очевидна: люди не хотят тратить время на отстаивание личных интересов, себе дороже. Хотя очевидно, что страховщики нарушают Закон о правах потребителей.
      «Что касается навязывания услуг в дополнение к основному полису ОСАГО, - продолжает специалист отдела, - пунктом 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещено обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)».
      Также в соответствии с п.3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1, «продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы».

Требуйте по праву
      Так что же делать владельцу автомобиля, если страховая компания под очередным предлогом отказывает в оформлении полиса ОСАГО? Решение, оказывается, лежит на поверхности.
      Как пояснил мой собеседник, «в случае устного отказа страховой организации в предоставлении услуг по страхованию ОСАГО в силу п. 1.15 Правил ОСАГО и ст. 435 ГК РФ, страхователь вправе направить выбранному им страховщику соответствующее заявление о заключении договора обязательного страхования (предложение-оферту) по форме, указанной в Правилах об ОСАГО, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных ст. 15 ФЗ № 40-ФЗ. 
       Такое заявление лучше всего направлять по почте на почтовый адрес страховщика, который указан в ОСАГО, с уведомлением о вручении почтового отправления. В спорных ситуациях уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком заявления. Также можно его написать в двух экземплярах, отнести в офис компании, зарегистрировать его там, оставив один из экземпляров себе с пометкой о его приеме специалистом предприятия». 
      Заявление подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения: ФИО; адрес места жительства заявителя; имеющиеся сведения о лице, в отношении которого подано заявление; описание нарушений антимонопольного законодательства; существо требований, с которыми обращается заявитель; перечень прилагаемых документов. И надо сделать его хотя бы за пару недель до окончания срока действия полиса ОСАГО.
       В случае ненаправления страховщиком страхователю в 30-дневный срок извещения о заключении договора о предоставлении услуг страхования ОСАГО, направления извещения об отказе либо о принятии предложения заключить такой договор, но на иных условиях, страхователь вправе обратиться в Главное управление Центрального банка России по Самарской области, в Роспотребнадзор, а также в суд, органы прокуратуры для защиты своих прав и интересов.

     Изощренный замкнутый круг страхового произвола может разорвать только обращение к нормам российского законодательства и в структуры, обеспечивающие контроль за соблюдением этих норм. Конкретно - нашими исковыми заявлениями в суд на действия страховщиков, которые считаем незаконными, и требованием о понуждении заключить договор. Причем массовыми. Отдельного человека легко назвать «проблемным», а если таких будут десятки и сотни, то сделать это станет сложнее. 

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»