1022_157_small.gif


Общество и культура

«Четный идет по главному»

02.08.2019 12:45:00

    4 августа будет отмечаться День железнодорожника. Работники этой отрасли водят поезда дальнего следования, трудятся на больших и малых железнодорожных станциях и переездах.

    Станция Новоотрадная является грузопассажирской и по своей классификации относится к категории железных дорог с интенсивным движением. В сутки через нее идут на запад и восток (по четному и нечетному путям) от 50 до 100 пар товарных составов, около 30 пассажирских поездов дальнего следования и 6 электричек. Почти все пассажирские поезда делают двухминутную остановку в Отрадном для посадки-высадки людей.
    Грузопоток на предприятия города тоже высок. Как рассказал начальник станции Новоотрадная Евгений Викторович Кавтазьев, каждый месяц к ним приходит до 500 крытых вагонов, платформ, цистерн и полувагонов. Для нашей станции это считается хорошим показателем. Грузы – самые разные. На ТАРКЕТТ завозится сырье, в «РН-Снабжение» (бывший Техснаб) доставляется оборудование и трубы для нефтяников, цемент, щебень, «Нефтемаш» получает металлопрокат, к эстакаде фирмы «Бизнескомсервис» подгоняются цистерны с горюче-смазочными материалами. Компания «НаДо» увеличивает объемы перевозок, для чего построила свой склад возле путей. Железной дорогой пользуются и другие предприятия.
    Отправка грузов из Отрадного составляет 150 вагонов в месяц. В числе отправителей находятся вышеназванные предприятия, а также «Технолайн», Чермет и т.д. В последние годы уменьшил отгрузку Газоперерабатывающий завод. Раньше ГПЗ отправлял продукцию цистернами с газоналивной эстакады, расположенной за перекидным мостом, а теперь использует для этих целей трубопровод. Плюс к тому, отдельные предприятия отправляют покупателям часть своей продукции автомобильным транспортом. Тем не менее, грузопоток постоянно растет.
    Коллектив станции Новоотрадная небольшой, всего 24 человека: составители поездов, дежурные (диспетчеры), приемо-сдатчики грузов и операторы технологического центра. А после прошедшей несколько лет назад реорганизации было создано агентство фирменного транспортного обслуживания (АФТО). Другие вспомогательные службы были преобразованы в самостоятельные подразделения, о чем скажем ниже.
    Самая сложная и ответственная работа лежит на плечах дежурных по станции. Кстати, именно их голоса слышат пассажиры на перроне по громкой связи: «Четный идет по главному». Дежурные отвечают за организацию движения всех проходящих через Отрадный поездов и местных маневровых тепловозов. Все на станции происходит под их контролем. Сидя за диспетчерским пультом, дежурный контролирует расстановку вагонов и подачу их на подъездные пути, переводит железнодорожные стрелки нажатием кнопки на пульте, открывает светофоры проходящим поездам и маневровым тепловозам – в общем, руководит всеми операциями. Все другие работники смены подчиняются дежурному, который является главным на станции.
    Помимо того, он обязан быстро разобраться и принять меры при возникновении экстренных случаев. Безопасность на железной дороге стоит на первом месте, поэтому отработке нестандартных ситуаций уделяется много внимания. К примеру, внезапно по какой-то причине отказала автоматическая стрелка, то есть не переводится с пульта. Тогда по команде дежурного один из рабочих смены хватает специальный ключ (курбель) и вручную ставит стрелку в нужное положение. Или, допустим, из-за урагана оборвался электропровод, погасли светофоры, «зависла» стрелка. Дежурный должен применить весь свой опыт и знания, чтобы организовать движение поездов в ручном режиме. Конечно, другие работники станции тоже хорошо знают, как надо действовать в подобных ситуациях.
    Словом, нервное напряжение у дежурных высокое и ответственность они несут огромную. Ведь по железной магистрали каждый день едут тысячи людей и перевозятся тонны опасных грузов: газ, химическая продукция, бензин. Но чрезвычайных происшествий не было, и в этом заслуга коллектива станции. Рабочая смена дежурных длится по 12 часов: сначала в день, затем в ночь. Из-за большого транспортного потока отлучиться от пульта невозможно, разве что когда появляются кратковременные «окна» в движении поездов. Надо сказать, не каждый человек способен выполнять  работу дежурного. Он должен иметь отменное здоровье, крепкие нервы и быть психологически устойчивым. Чтобы получить допуск, надо пройти двухчасовое тестирование у психолога. По результатам теста врач решает, может ли человек выдержать большие психологические нагрузки. Много лет работают на Новоотрадной дежурные по станции Юлия Валерьевна Васюткина и Наталья Александровна Индирякова. А молодые коллеги перенимают у них опыт.
    В бригаде составителей вагонов работает 5 человек. В их числе - Владимир Владимирович Бунтов и Николай Сергеевич Смехнов. В обязанности составителей входит стыковка товарных вагонов, прицепка их к поездам, развоз на площадки погрузки и выгрузки. Им подчиняются во время работы машинисты маневровых тепловозов. Порой длина «собранного» грузового поезда достигает 1 км. Для машиниста маневрового тепловоза составитель является регулировщиком – он всегда находится на подножке одного из вагонов и управляет движением грузового состава, отдавая по рации команды: двигаться быстрее или тише, или остановиться.
Машинисты маневровых тепловозов базируются в Кротовке, они обслуживают свою местную станцию и Новоотрадную, а также железнодорожную ветку на Серноводск. В их задачу входит подача прибывших товарных вагонов со станции на боковые рельсовые ветки, идущие на предприятия города. А после выгрузки или погрузки снова возвращают на запасные пути станции, откуда они будут отправлены к месту назначения. Подача вагонов на предприятия и обратно на станционные пути идет в круглосуточном режиме.
    Маневровый тепловоз является мощной техникой в 1300 лошадиных сил. Он способен толкать товарный поезд, состоящий из нескольких десятков вагонов. Чтобы безопасно передвигать и останавливать такую махину, требуется длительная практика. Машинист должен «чувствовать» дорогу, уметь определять точки, возле которых необходимо сбавлять скорость или тормозить, чтобы вагоны встали на указанном месте. Этими качествами обладает Александр Иванович Фадеев, машинист с большим стажем. Раньше он работал на электровозе на дальних рейсах.
    Накладные на грузы уже давно оформляются в электронном виде, заявки на вагоны подаются по электронной почте через технологический центр. Операторы центра принимают грузовые поезда, приходящие на станцию, организуют отцепку вагонов, их размещение на запасных путях и т.д. Эти специалисты владеют всей информацией по каждой единице груза. Они готовят первичные документы на вагоны, заносят сведения в компьютерную базу данных, так что представители предприятий в курсе, на каких путях стоят их вагоны, сколько времени они там находятся, в каком состоянии и т.д. Приемосдатчики принимают вагоны от клиентов после выгрузки и осматривают, полностью ли те освобождены; они также сдают вагоны на погрузку, проверяют правильность размещения грузов, надежность их закрепления, сохранность. А работники агентства ФТО занимаются оформлением товарных накладных и взиманием платы. На хорошем счету находится сотрудница агентства Алена Астаровна Утигенова, отлично разбирается в документообороте.
    Есть еще группы железнодорожников, которые работают в отдельных структурных подразделениях и обслуживают отрадненский перегон. Путевые рабочие контролируют состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов, постоянно проводят визуальный осмотр и инструментальную диагностику. Нередко можно увидеть, как они в ярких жилетах идут вдоль путей, передвигая по рельсам небольшую тележку на колесах. Так они с помощью шаблона измеряют сохранение параметров ширины колеи, а установленным на тележке специальным прибором просвечивают ультразвуком рельсы в поисках микротрещин. Для диагностики также применяется вагон-лаборатория, оснащенная измерительными инструментами. Прямо на ходу выявляются перекосы путей по уровню, их просадка и другие неисправности, которые могут угрожать безопасности движения поездов.
    Ремонтом и обслуживанием контактной сети занимаются электрики. Для проведения работ они заказывают так называемые «окна» в плотном графике движения пассажирских и грузовых составов, сообщают, в каком месте будет проводиться ремонт и его продолжительность. Планирование «окон» готовится совместно с другими подразделениями участка железной дороги. На время ремонта движение поездов приостанавливается. По такому же принципу действуют и путевые рабочие – заказывают «окно», когда надо заменить, например, стрелку или другие дорожные детали. А при необходимости поезда пускают реверсным движением по одному из двух путей.
    - Работа у железнодорожников сложная и ответственная, забирает много сил и здоровья, - говорит начальник станции Новоотрадная Е.В.Кавтазьев. - Но люди делают все, чтобы каждый поезд проходил без задержек. Через газету хочу поздравить наш коллектив и коллег других станций с профессиональным праздником, пожелать всем здоровья, семейного благополучия и счастья. А в работе – чтобы горел зеленый сигнал светофора и всегда дорога была «зеленой».

Алексей ТОПОРКОВ


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»