1022_157_small.gif


Общество и культура

Встречай, учи и снова расставайся…

16.07.2010

Хорошее образование всегда в цене. Успех в жизни зачастую зависит от объема и качества полученных знаний, умения быстро осваивать новые и способности реали-зовывать таланты, заложенные в тебе природой. Видно, поэтому все мы так трепет-но относимся к воспоминаниям о годах ученичества. «Кто ж нас выводит в масте-ра»?! Конечно, учитель, который встречает, учит и провожает тысячи и тысячи уче-ников в большую жизнь.
                                    Струны души
Небольшой переменкой между уроками показались те сорок минут, что посветила «РТ» директор восьмой школы Наталья Алексеевна Брыкина.…   Кто-то скажет, что нет в этом ничего удивительного: встретились люди одного поколения и им есть о чем погово-рить. Разумеется. Но не всегда так бывает, чтобы,  увидевшись с человеком впервые, хо-телось не только послушать его, но и поделиться своими воспоминаниями.
В детстве  едва ли не все мальчишки рвутся в космонавты, едва ли не все девочки – в артистки. Наташа же едва ли не с первого класса знала, кем станет: учительницей как мама. Старшеклассницей определилась точно – математики. Потому что преподавала ее «золото-человек» Клавдия Егоровна. Вечный комсорг, отличница Наталья не только с удовольствием училась; она была заводилой вечеров, походов, классного отдыха на бере-гу  Кутулука. Затем, уже  студенткой мехмата Куйбышевского университета она на лекци-ях, семинарах, в библиотеке пытливо занималась, с сокурсниками организовывала весе-лые капустники и походы. И сегодня у Натальи Алексеевны теплеет взгляд при воспоми-наниях о песнях Визбора, Высоцкого под гитару на берегу  Волги, костре, ароматной ухе, да печеной картошке: «Дым костра создает уют…».
До начала 90-х кочевала по военным городкам с мужем-офицером, поработала и инженером, и учителем. Распался Союз.  Ее супругу тогда предложили небогатый выбор: или присягаешь Беларуси, или же… Выбрали «или же» и вернулись на родину, в Кротов-ку. Наталья вновь открыла двери родной школы, уже учителем. И теперь слушала ребячий гомон и перешептывания за партами не школьницей, а как увлеченный педагог, увлекший и подопечных «цифирью». А главное, повела их за собой по законам взаимопритяжения. Только вот сложновато приходилось дочке Марие: как какое-либо скучноватое мероприя-тие на вопрос классного руководителя «кто организует?», ребята с энтузиазмом отвечали: «Маша!». До сих пор Наталья Алексеевна с теплотой вспоминает о том празднике, кото-рый дети в тайне ото всех устроили для нее. Под грифом «секретно» по собственному сценарию они устроили ей день рождения – с самодеятельным концертом  и  номерами в исполнении воспитанников музыкальной школы, в оформленном со вкусом зале, где на столах были сладости, много-много цветов…  И множеством других милых мелочей: «Я им тогда сказала: если возникнут в жизни проблемы, то обязательно вспомните, что вы умеете делать добро. И сознание этого поможет вам  справиться с трудностями. Я думаю, что каждому человеку важно осознавать, что он способен на добрые чудеса для других. Струны души не фальшивят,  их звучание благородно».
Логика времени
Пятнадцать лет Наталья Алексеевна преподавала в школе, с которой была связана жизнь матери, по ее признанию и она «сама выросла в школе», в ней училась дочь, нако-нец, сюда возвращались одноклассники, чтобы «пройти по тихим школьным этажам» и встретиться с друзьями и педагогами. Но, когда в 2005 году слили воедино две Кротов-ские школы, она перебралась в Отрадный:  не смогла участвовать в  царапающем душу процессе поиска путей единения  детского и взрослого коллективов. А свой класс  выпус-тила, давая им уроки по субботам.
Сегодня Наталья Алексеевна директор одной из самых крупных школ города и удовлетворена минувшим годом: «Этот год для нас – год серьезных испытаний. Шла при-тирка коллектива. Я благодарна, что и коллеги, и ребята приняли событие не как удар судьбы, от которого надо замкнуться на себе, закрыться, а как перемену, которой  следует воспользоваться. Работали дружно над тем, «как нам жить лучше». Мобилизацией всех ресурсов, прежде всего человеческих, уже достигли определенных результатов: школа, набирая темпы, идет в гору, она конкурентоспособна; у нас – призовые места на конкур-сах, второе место среди школ города, качественные знания у детей, их хорошая успевае-мость. Наконец, достойно выдержали ЕГЭ – по итогам мы выше общеобластного резуль-тата, как и Отрадненский округ в целом. Своей задачей считаю создание комфортной ат-мосферы в коллективе, а это возможно, если взрослые и дети едины как в семье. Без взаи-мопомощи сложно  настроиться и пройти через испытания экспериментом. Без которого – убеждена – мы не сможем подготовить детей к взрослой жизни в условиях открытого ми-ра.
Советская школа вне сомнений была очень хорошей. Но только до того времени, пока страна жила замкнуто. Люди сегодня мигрируют по свету и очень важно, чтобы они легко адаптировались в других культурах. На это и нацелена главная идея эксперимента. К примеру, та же проектная деятельность, когда человек учится начать дело, при чем мо-тивировано, и довести  до  претворения его в жизнь. Или ЕГЭ с его независимой эксперти-зой, который заставил ребят сосредоточиться, держит в напряжении и нас, педагогов. А ведь  до его введения, при классических выпускных экзаменах, учительский стон стоял: дети, уверенные, что «тройка» в аттестате им обеспечена, не занимались! Это с одной сто-роны. С другой – право выбора; если достаточно человеку знаний по данному предмету на «3» , он может не напрягаться, но при этом уделить больше сил на углубленное изучение нужной ему дисциплины. В общем, времена меняются и мы вместе с ними. Это данность».
                                 Шанс для каждого
- Наталья Алексеевна, изменение привычного хода жизни породило и новые лозун-ги. Вот один из них – построй свое будущее сам. Как вы понимаете это требование?
- В лозунг не вложишь всей премудрости жизни. Я выпускникам говорю так: «если у вас будут успехи, то помните, они не только ваша заслуга; это заслуга ваших родителей, учителей, друзей. Если вас будут преследовать неудачи, то они станут только вашими. Так что, по-моему «построй свое будущее сам» значит: прислушивайся к советам родителей, педагогов, друзей. Не забывай их, помни их, думай о них, тогда при выборе решения (а мы его делаем ежеминутно) к тебе обязательно придет верный выход из ситуации. Дурно-го близкие не посоветуют. А если ты самонадеян, и отвергаешь родительские, учитель-ские наставления, советы друзей, то пеняй на себя. Отвечать придется не столько перед людьми, сколько перед собой. Причем, горечью поражений и собственными несбывшими-ся планами. Мое жизненное кредо: бери добро, которое дают тебе, пользуйся им. Нера-зумно отказываясь от этого блага. И  твори добро для других.
Помочь человеку как можно раньше распознать, какими способностями наиболее щедро одарила природа, и дать возможность в полной мере развить их – эта задача реша-ется педагогами 8-й школы во главе с Брыкиной. Дверь ее кабинета  всегда открыта, и в нее в иные дни  чаще входят дети, нежели учителя. Наталья Алексеевна проводит с ними конференции, на которых она один на один с ребятами: «Они раскрепощены, потому как на них не направлен строгий взгляд учителя, и им легче посвятить меня в свои планы. В наших дискуссиях начинается и сотрудничество. Толку не будет, если учителя установят порядок, который детям останется лишь исполнять».
В многолюдной школе дети имеют возможность выбора собственного направления в рамках индивидуальной образовательной системы. Их может быть и пять, и шесть. Еще в прошлом году в 10 «Д» выделили два: химия-биология и информатика. А  сейчас педа-гоги собирают ребячьи заявки, чтобы в августе сформировать  классы и группы в них.   Сложно ли педагогам? Конечно. Но, говорит Наталья Алексеевна, «приятно видеть до-вольных учеников. К тому же школа включена в областной эксперимент по профильному обучению, а это дополнительное финансирование, которое позволит поднять, пусть и не-значительно, зарплаты учителей».
- Наталья Алексеевна, о чем я не спросила,  а вы хотели бы сказать?
-  Я счастливый человек: потому что рядом со мной всегда  оказывались люди, ис-кренне желавшие мне добра. Потому что у меня заботливый муж, внимательная дочь, за-мечательные внук и внучка.  Все ждала, когда спросите о моем хобби. А у меня его нет. Все свободнее время посвящаю близким людям. Рада, что работаю именно в этой школе и именно в этом городе. Когда идешь по нему, не встречаешь раздраженных лиц. Значит, в Отрадном народ уверен в себе. А  уверенность говорит о нормальном психологическом климате, и крепком здоровье города.
  Сегодня школа живет обычными летними хлопотами: готовится к новому учеб-ному году, запах краски на всех этажах. Как везде, денег не хватает:  катастрофически бы-стро стареет оборудование, здания старые, требующие постоянного «лечения». Помогают в этом шефы, городские власти. Дети работают на пришкольном участке. Все идет своим чередом.  
Я  удивилась, когда, покидая кабинет директора, столкнулась с элегантным юно-шей, по виду десятиклассником: «Наталья Алексеевна освободилась?» И смело проследо-вал в кабинет Брыкиной. На мой немой вопрос ответила сотрудница приемной: «Ученик. Пришел посоветоваться с директором».
-  Каникулы же!?
Да, редко, когда дети рвутся в школу и летом. Разве что идут на обязательную практику. Наверное, верят в свой шанс понять и найти себя  в стенах  родной восьмой школы.


Владимир
Брыкина уже в депутаты метит? Молодец, без дела не сидит! Теперь туда - самое место. В карманную думу. И в Единую Россию уже вступила.
А теперь серьезно.
1) Из интервью Рабочей Трибуне: "Наташа же едва ли не с первого класса знала, кем станет: учительницей как мама. Старшеклассницей определилась точно – математики. Потому что преподавала ее «золото-человек» Клавдия Егоровна."

А вот интервью в школьной газете:
"- Наталья Алексеевна, учителем вы мечтали стать с детства?
- Нет, в детстве я мечтала быть врачом, после школы поступала в медицинский институт. Сдала экзамены хорошо, но был большой конкурс, и мне не повезло. Решила поступить в Самарский госуниверситет. А впоследствии, поработав год в школе, поняла, что работа с детьми мне очень нравится." (Школьный корабль, №1, 30 сентября 2008 г. - http://school9.otradny.net/userfiles/file/sk/SK1.doc)

Где правда? Жителям города или школьникам соврала Наталья Алексеевна? А ведь врать не хорошо, тем более учителю и возможному депутату.

2) Хорошая успеваемость.
Конечно. Только вот пусть подробнее освещают этот вопрос. Каковы методы? - Девизы на всех пед.советах от Н.А.: "Второгодников в школе быть не должно"; "Успеваемость должна быть 100%" и т.д.

3)"К тому же школа включена в областной эксперимент по профильному обучению, а это дополнительное финансирование, которое позволит поднять, пусть и не-значительно, зарплаты учителей»

В соответствии с приказом МОиН Самарской области от 13.10.2009 №136-од школа должна получать дополнительные деньги за 14 ч. на каждый 10-11 класс весь 2009-2010 учебный год (с учетом увеличения на стим.часть, специальный фонд оплаты труда педагогических работников, ЕСН и т.д.). Только педагоги их не увидили. "Где деньги, Зин?"

Ну это так по мелочи и только по этой статье. О "прекрасной" деятельности Брыкиной Н.А. на посту директора школ №4, №8, №9 г. Отрадного можно не только статейку написать, а целые тома.
Имя Цитировать Показать Удалить
iriska
наша деректриса smile:cry:
Имя Цитировать Скрыть Удалить
 
Текст сообщения*
 
18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых

17.04.2024 13:57:00 Испытатель ракетных двигателей

Гость "РТ" - Андрей Георгиевич Сартаков - испытатель ракетных двигателей