Запись на прием к врачу4.jpg


Общество и культура

Ковчег спасения

02.08.2012

«Рабочая трибуна» часто рассказывает о семьях горожан. Но есть одна категория людей, к которой мы обращаемся редко – это священники. А ведь в наше время, когда утрачивает свое значение и влияние официальный институт брака, за советом и примером следует обратиться к ним – семьям, следующим нормам и традициям православия.

С благословения митрополита Сергия и по приглашению преосвященного владыки правящего архиерея Никифора, епископа Отрадненского и Похвистневского, в Отрадный прибыл служить отец Алексей. Человек академически образованный (получив образование в Самарской духовной семинарии, он продолжил его в госуниверситете, а затем в Санкт-Петербургской духовной академии), сановный священник отец Алексей надзирал православные приходы Большеглушицкого округа, а в нашем городе стал секретарем епархии. Дополним, что он еще и преподаватель Аэрокосмического университета. Секретарь Отрадненской епархии так определил тему разговора: семья и вера. Ему и слово.


«В страдании возгорается вера…»

Отец Алексей. Мой прадед, человек, посвятивший себя служению Богу, был старостой церкви. Он представитель тех сильных верой своей поколений, которые с честью вынесли многие испытания и спасли Отчизну. Это о них король Фридрих Второй сказал: «Я вижу мертвых русских, но не вижу побежденных». А бабушка, мама хлебнули лихолетья страны Советов. И только в 90-е годы они смогли обратиться к Богу. В Ташкенте, откуда я родом, духовным центром русскоязычного населения является Успенский кафедральный собор. Эта сокровищница уберегла память, культуру интеллигенции и священно- служителей, сосланных в свое время на окраины страны из Москвы, Петербурга. В его стенах мы с мамой, бок о бок, (мне было десять лет, маме - тридцать) постигали азы богослужения, церковную культуру.

Большинство из ныне живущих обожжены бездуховностью, беспечностью. Но почти все, скорбя и страдая, ищут и находят свою дорогу к храму. Приходят в церковь присматривающиеся и просто любопытствующие. Есть и те, кто в храме корысти ради и служат не Богу, а себе; но они отходят. Один священник сказал когда-то, что церковь – это Голгофа, где и Христос, и Святая Дева Мария, и апостолы, и плачущий народ. Там же и римские легионеры, и насмехающийся люд. Но двери храма открыты для всех.

Не может быть того, чтобы все разом обрели веру. Патриарх Кирилл мудро утверждает, что «быстрый процесс антипродуктивен». Однако ж, вопреки семидесятилетию безбожия, все больше людей притягивает к себе Дом Божий. Мы причащаемся из одной чаши, называем друг друга брат и сестра – согласитесь, это гораздо ближе человеческой природе, нежели обращение «товарищ»… Обновленная Россия растет и крепнет сродни дереву, которое своими ветвями приближается к Богу.


Узкими вратами послушания

От автора. По благословению митрополита Ташкентского Владимира, молодой человек оформил перевод из Ташкентской семинарии в Самарскую. И уже студентом-второкурсником приехал-таки в столицу Узбекистана. А все для того, чтобы обвенчаться со студенткой медицинской академии Еленой, певшей в хоре того же собора, где он еще отроком познавал азы православия. Молодые люди, руководствуясь заповедями Божьими, в глубине сердца молились об устроении их будущности.

И то будущее, которого хотели отец Алексей и матушка Елена, у них есть. Они – единое целое, у них одни и те же мысли и чувства. Появились дети, и Елена оставила учебу в университете – ушла из него после четвертого курса. Стала хранительницей домашнего очага. Когда отца Алексея назначили на Приход в Большую Глушицу, она взялась вести там церковную библиотеку, разъясняла прихожанам слово Божье, в воскресной школе преподавала ученикам иностранные языки. Прежде чем согласиться на работу в Отрадненской епархии, признается отец Алексей, он посоветовался с матушкой. Ведь каждый переезд – это трудно; особенно когда за плечами большая семья. И, только получив благословение митрополита Сергия, помолившись, приступил к новым обязанностям: «Дорогу осилит идущий». Технические трудности преодолимы. Все идет своим чередом по воле Божьей. А его большая и дружная семья благодарна оперативным действиям отрадненской администрации.

В их семье шестеро детей: Владимир, Филарет, Юлия, Анастасия, Мария, Тамара. Старший среди них, восьмилетний Владимир, ходит в школу и уже помогает отцу в алтаре. Отец Алексей говорит, что дети растут и одновременно он, как их отец, претерпевает изменения – его нынешний опыт не позволяет ему быть столь же строгим к ним, как в первые годы отцовства. Уж очень хотелось ему сразу приучить их к молитве. Приобретенный опыт подсказал: к духовному воспитанию надо подходить не указом, а показом. И дети с раннего возраста утром и вечером встают за отцом молиться, знают, что после утренней молитвы обязательно нужно выпить святой воды и съесть кусочек просфоры. Не помнит батюшка случая, чтобы приходилось применять в воспитании детей традиционный «педагогический прием» - ремень. Разве что посмотрит строго и выскажет замечание. Если же детей о чем-то попросит мама – это исполняется неукоснительно. Причем сами дети осудят и потребуют послушания от проявляющего строптивость: «Это же мама сказала…».

«Дети – не случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение. Воспитание детей – в послушании, правдивости и стыдливости. Надо относиться к детям с равною любовью. Детей должно удерживать от вредного направления, от соблазнов и искушений мирской жизни. Внимательно следить за тем, что они вбирают из передач по телевидению, Интернета. Наставлять их любовью, чтобы они доверяли нам свои тайны и сомнения. Они смотрят на нас. Душа с точки зрения православия не имеет возраста: у нее возраст Христа. Изменяется физическая оболочка, тело. Главное счастье матери и отца видеть сыновей своих, внуков…».

Отец Алексей убежден, что семья дана Богом для того, чтобы муж и жена прошли по житейскому пути добродетельно, чисто и справедливо, тогда в будущей жизни Господь, видя их труды, простит им прегрешения. И они войдут в царство Божие. А семья священника должна не только сама устремляться к Господу, но и помогать другим прийти к Нему.


Чистота – это половина веры

Христос сказал: «Будьте святы как Отец ваш небесный». Пророк Мухаммад изрек: «Чистота – это половина веры». Чистота помыслов, дел - это тот луч, который освещает наш путь. Это та иллюминация нашего жизненного пути, которая позволяет увидеть то, куда мы можем двигаться, а куда – ни ногой, потому что там духовная смерть и распад. Беда в том, что иной человек пытается адаптироваться к греху: «Я сильный, я смогу с этим жить». И если случается беда привыкания, то его полностью охватывает мрак, и он становится бесполезным для окружающих.


И спасительный ковчег, и подвиг крестоношения

Отец Алексей: Семья есть государство в микроскопическом рассмотрении. Общественное ослабление ее значимости непременно влечет за собой и немощь государства. И в истории множество свидетельств вымирания целых народов, гибели государств по причине того, что семья переставала быть некой святыней. Она дана Богом человеку для помощи. И существовать она может только на платформе единомыслия мужа и жены. Семейная жизнь приучает к добродетелям. Недаром даже про ветреных людей сложилась поговорка: «Женится - переменится». Обязательно родительское благословение брака, идущее от их чистого сердца, нельзя перешагивать через них. Прислушиваться надо к матери и отцу. Как говорил Аввакум, «чти отца и мать твою и преклоняй главу свою к их стопам, ибо мать родила тебя из утробы своей,… а отец же всегда соболезнует тебе и всегда о тебе печалится».

В чем неудачность и кратковременность современных браков? Мужчина видит в жене только женщину. Женщина тоже выходит замуж, сосредоточившись или на внешних данных, или же по расчету. Притупилось чувство поиска, когда смотрят на человека, а не в человека. Увидеть личность – вот что важно. И восхититься ею; при этом не закрывать глаза на недостатки. По слову святителя Иоанна Златоуста, красота телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души каждый день обновляется и больший возжигает пламень. И вот дело и труд любви: превозмогая несовершенство земной оболочки, хранить взаимное изумление.

Говорят: «ныне так трудно содержать семейство и особенно так дорого воспитание детей»…Что можно сказать на это? Надо верить. Вокруг все будет рушиться, но Господь нас не оставит. В Священном Писании, в книге Псалтырь, (а оно прошло испытание тремя тысячелетиями) написано: «если ты обо мне будешь помнить, никогда твои дети не будут просить подаяния». И это откровение Божие. Человек может отказаться, изменить свои слова. Но не Господь Бог. Бог дал дитя, он даст и на дитя.

Главное в семье – вера, которая не позволяет человеку согрешить. Он не потому не изменяет, что боится жениной скалки или мужниной тяжелой руки, а потому, что боится утратить высокий мир в душе.

Коли молодой человек решил жениться, он должен помнить, что брак есть крест, что ему вручается слабый сосуд – жена, которую надо беречь для своего потомства. Женщина наделена даром сочувствия, терпения, она поощряет в муже ответственность. Цель брака, прежде всего, в рождении и воспитании детей. Первое, что сказал Господь: «Плодитесь и размножайтесь». Что Бог сочетал, того человек да не разрушит. И как сказал Сенека: «Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде».  

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
06.12.2019 10:21:00 В подарок - два билета на благотворительный спектакль

Внимание, предновогодний розыгрыш! Не пропустите!

03.12.2019 18:43:00 Когда мама - нефтяник

Анастасия Тюлюсова работает лаборантом химического анализа АО «Самаранефтегаз» более 11 лет

29.11.2019 20:19:00 Счастье и радость - в детях

Дети и семья для Натальи Пижамовой – самое главное в жизни, как и для каждой женщины

29.11.2019 18:35:00 «Ветеранский поплавок» подвел итоги

19 ноября в ДМО подвели итоги рыболовных соревнований, которые за лето провели члены городской общественной организации ветеранов

29.11.2019 17:41:00 Театр про жизнь, про любовь, про вечное

21 ноября город стал одной из площадок для VI Губернского фестиваля «Рожденные в сердце России»