1022_157_small.gif


Общество и культура

Профессия дальнего действия

09.01.2013 13:56:00

Об идейном творце, вдохновителе педагогического коллектива, созидателе детских судеб, капитане шестой школы, Заслуженном учителе РСФСР, отличнике народного образования СССР, РСФСР, дипломанте Отрадненского Управления образования в номинации «Учитель-легенда» Тамаре Петровне Алясовой.


«Не разбрасываться временем по жизни»

- этот родительский наказ стал одним из главных жизненных правил целеустремленной Тамары Лютиковой. И она руководствовалась им: не прошла по конкурсу на филфак? Что ж, значит – учительский институт. Но из него обязательно в монументальное здание на куйбышевской улице имени Льва Толстого, в педагогический. Девичья школьная влюбленность в преподавателя русского языка и литературы В. Ф. Хлыстову сменилась студенческим увлечением лекциями историка Е.И. Медведева: Тамара отправляется к ректору ГПИ с заявлением о переводе ее на истфак. Удивился ректор просьбе студентки, но не отказал, а распорядился сдать сессию не только как филологу, но и как будущему историку. Условие было выполнено. Заметим, что доверие ректора юная студентка оправдала сверх его наказа: она окончила ВУЗ с «красным» дипломом. А предшествовали выпускному институтскому балу четыре насыщенных науками, общественными делами (бессменная староста студенческой группы), гимнастикой (первый спортивный разряд), музыкой (она исполнительница романсов под собственный аккомпанемент на гитаре) года.

Позади осталась студенческая пора. И, учила ли затем Тамара Петровна деревенских детишек, преподавала ли историю советским офицерам в Германии, инспектировала ли коллег в туркменском Красноводске, позже, став учителем, завучем первой школы Отрадного, она следовала еще одному примеру. Примеру бережного отношения к ученику своего педагога – эвакуированного в Кинель-Черкассы минчанина, ученого-математика Якова Николаевича Хромого, который на контрольных не спеша прохаживался вдоль парт и деликатно, слегка хмыкнув, давал своему ученику знать, что видит ошибку в его работе. Он не подсказывал, нет. Он предлагал школьнику самостоятельно найти неверный ход решения задачи и изменить его.

Тамара Петровна решила стать учителем еще будучи школьницей. И упорно шла к своей цели. Став им, она поставила перед собой задачу – направлять детскую энергию на созидание собственного «Я»: ведь все должно быть вовремя.

Еще совсем юных детей своих, делавших первые самостоятельные шаги в жизни, но уже коммунистов, глубоко верующая мама Тамары Петровны напутствовала: «Вы атеисты. Оставайтесь ими. Только не богохульствуйте, каждый волен верить в то, во что верит». И, когда бюро горкома партии направило Алясову директором четвертой школы, то педагоги под руководством Тамары Петровны не пропагандировали баптистским детям атеизм, а ограничивали его преподавание жесткими рамками школьной программы.

В этой окраинной школе учились пролетарские дети, будущее которых их родители связывали с рабочим классом и крестьянством. Четвертая школа, руководствуясь опытом Сухомлинского, сосредоточилась на трудовом воспитании ребят. Выращивали кролей, работали на полях колхоза им. Ленина, в построенных собственными силами мастерских установили столярные и слесарные станки; собирали металлом и на вырученные деньги подарили городу автобус.


Учителем надо родиться

Тамаре Петровне всегда более всего хотелось учить детей своему предмету. Вовсе не по своей воле ушла она в 1958-м из первой школы директорствовать в четвертую, а под давлением горкома. Наступил 1961-й, и последовало еще одно решение бюро: о ее назначении руководителем теперь уже шестой школы, в стенах которой в иные годы воспитывалось до двух тысяч детей. И три десятка лет это типовое здание на улице Победы оставалось педагогическим флагманом Отрадного, где учителя творчески следовали Сухомлинскому, Макаренко. Главным было, чтобы дети, выбирая между хорошим и плохим, осознанно отдавали предпочтение хорошему: трудолюбию, уважению к старшим, тем же библейским заповедям (не укради, не обмани и т.д.), которые составляли моральный кодекс общества. Сознательная дисциплина – поступаю так (не бью стекла, не курю, не дерусь), потому что так надо, а не потому, что поругает Марь Ванна… Спортом занимаюсь, потому что в здоровом теле - здоровый дух.

А достигалась эта созидательная атмосфера через главную структуру самоуправления школой - ученический комитет, контролировавший жизнь каждого класса. Вспомогательными были комсомольская, пионерская, октябрятская организации. На заседаниях учкома Алясова на задней парте лишь констатировала для себя вопросы, которые ребята не могут решить самостоятельно и посему требовали ее, директора, вмешательства. Была в шестой и своя газета «Школьная правда», были в ней и свои дзержинцы. С удовольствием дети работали на полях Неприка (причем, на положенную грядку рядом с директором вставал ученик), приобретали дети в школе профессии водителя, швеи.

Сближало детей и их педагогов творчество. Это так здорово, когда с подмостков сцены актового зала школы выступает сначала хор учителей, затем его сменяет детский, а под занавес поет сводный коллектив. Путешествовали по местам походов дивизии Чапаева, ездили в города-герои. Имелись в школе музей Николая Островского, художественная галерея, бывали в ней именитые гости. Одним словом, жизнь шестой была многогранной и насыщенной. И модель школы Алясовой – учитель для ученика, а не наоборот, обучая – воспитывай, воспитывая – уважай личность ребенка – работала блестяще, опыт шестой школы по этическому воспитанию (и не только) изучался в министерстве образования, о нем писали «Учительская газета», журнал «Народное образование».

Жить в таком жестком ритме, когда директор по ночам вовсю готовилась к урокам, заседаниям педсоветов, родительским собраниям, а в семь утра первой открывала двери школы и последней покидала ее, дано не каждому. При этом быть, а не казаться мудрой, талантливо-дерзкой интеллигенткой. И сегодня, когда об этой ЛИЧНОСТИ исподволь заводишь разговор с ее бывшими учениками, то в их комментариях прорывается глубочайшее уважение к этой красивой во всех отношениях женщине. И не мудрено. У нее они научились умению отвечать за свои поступки, за доверенное им дело, близких людей.

О ней помнят. И сегодня, в свои восемьдесят пять солидных лет, Тамара Петровна освоила компьютер и не только извлекает из всемирной паутины востребованную ею информацию, но имеет главное – оперативную связь с разъехавшимися по городам и весям внуками, правнуками. И, конечно же, учениками.

На востоке слово «учитель» пишут с большой буквы, таким образом, выражая глубокое уважение и почтение к людям данной профессии. И, действительно, настоящий учитель – человек, дающий знания, это человек, полностью отдающий себя детям, который ни днем ни ночью не знает покоя, у этих людей нет ни перемен, ни каникул. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», - писал Л.Н.Толстой. Так оно и есть…


- Тамара Петровна, Вы стали дипломантом Отрадненского управления образования в номинации «Учитель-легенда». Хотелось бы узнать о чувствах, испытанных Вами при вручении этой награды?

- Во-первых, благодарность коллективу школы №6, что не забыли меня и так высоко оценили мой вклад в развитие школы. Во-вторых, как и любое поощрение за труд, это приятно, особенно в моем возрасте. Я поняла, что не зря, не бесцельно прошла по земному жизненному пути, восприняла награду как проявление искреннего уважения. Получила большой духовный заряд и есть теперь чем «похвастаться» перед внуками и правнуками.


- Вы в Отрадном с 1954 года. С тех пор вплоть до ухода на заслуженный отдых трудились в школе. Ваш опыт приемлем в современной школе?

- Весь ранее накопленный мною опыт сконцентрировался в жизни шестой школы. Работа нашего коллектива перенималась педагогами Советского Союза, наш опыт изучали в НИИ Академии педагогических наук, в 1972 году лично я делилась накопленным нами методическим багажом на Московской научно-практической конференции. Однако он мало приемлем в современной школе. Разве что могут быть использованы отдельные приемы руководства учительским, ученическим коллективами или в индивидуальной работе с ребенком с целью понимания его устремлений, чтобы затем увлечь его науками.


- В чем Вы видите разницу? Ведь учебные предметы в школах остались те же, сохранена урочная система. Разве в том, что есть элементы свободы в праве частичного выбора детьми предметов?

- Позвольте мне задать встречный вопрос, на который я сама и отвечу. Как вы думаете, такие, как Костин (ВТБ), Миллер («Газпром») с их многомиллионными доходами пошлют своих детей учиться в обычную московскую школу? Нет! Для них действуют элитные гимназии, и в них уж точно воспитательные и обучающие приемы образования ребят моего времени никоим образом не подойдут. Мой опыт может быть, пусть и с оговорками, полезен в обычных школах. А вот воспитать детей, согласуясь с христианскими заповедями, при таких героях современности в высших эшелонах власти, да притом, что похоть льется из ТВ, Интернета, - невероятно сложно. Ну, представьте, как можно убедить ребенка, что воровать – нехорошо, когда он изо дня в день видит и слышит о высокопоставленных чиновниках-казнокрадах. Или бездарные певцы и певички с их вульгарными «шедеврами», которыми телевизионщики потчуют неокрепшие детские души. Можно перечислять множество характеристик современного общества, которые делают труд педагога, повторюсь, невероятно сложным.


- Что, на Ваш взгляд, является главным в воспитании ребенка? 

- Только любовь, искренняя, идущая от сердца к ребенку. Честное, справедливое отношение к ученику. Посмотрите в детские глаза: они доверчивы, наивны. И это мы, учителя, помогаем детям не только в образовании, но, на мой взгляд, в более важном - через нас они познают жизнь. От любви идет понимание человека, от понимания его - действенная помощь.


- Тамара Петровна, что нужно для воспитания ребенка в любви?

- Государственное образование должно быть бесплатным, обязательным, доступным. Нужны группы продленного дня в помощь работающим родителям, зарплата учителей должна быть достойной. Наконец, чтобы педагог мог уделять больше внимания воспитанию детей. К этому если приплюсовать еще и современные технические средства, то тогда школьники смогут глубже вникать в полюбившиеся им предметы.  

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»