1022_157_small.gif


ЖКХ

Общественный контроль в сфере ЖКХ

07.08.2014 10:40:00

В четверг, 31 июля, в администрации города состоялся видеосеминар на тему "Перспектива развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах РФ". В нем приняли участие представители Советов многоквартирных домов.

  


 

      Как известно, с первого июля произошло плановое повышение тарифов на коммунальные услуги и горожане уже получают платежки, сумма платежа в которых отличается от той, что была в прошлом месяце.

      Насколько все же повысятся коммунальные платежи в будущем году? Сколько реально придется платить, ведь кроме привычных платежей в скором времени добавятся и расходы на капремонт.

      На эти вопросы дали ответы начальник управления регулирования в сфере жилищно- коммунального комплекса федеральной службы по тарифам России Артем Медведь и заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ развитие" (одна из главных организаций в сфере ЖКХ, занимающаяся разработкой законодательства) Марина Фариушина.

     Вела видеосеминар исполнительный директор НП "ЖКХ контроль" Светлана Разворотнева.


     Начнем с азов. Если говорить о повышении тарифов с 1 июля, как сегодня регулируют тарифы и о каких конкретно платежах идет речь?

 

      Артем Медведь: Давайте сначала разделим эти два понятия - "тарифы" и "платежи". Тарифы на коммунальные услуги - это стоимость единицы ресурса, который поставляется в наши дома. Тарифы утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ по соответствующим коммунальным услугам.

      Размер платы состоит из тарифа, умноженного на тот или иной объем потребления. Этот объем рассчитывается либо расчетным способом, либо в соответствии с показаниями приборов учета. Если при начислении коммунальных платежей существуют определенные льготы и субсидии, этот размер может быть уменьшен. Таким образом, размер платы и тариф - это неравнозначные величины. Они имеют некоторые отличия.

      Светлана Разворотнева: Самое главное, на что надо обратить внимание, это то, что существуют тарифы, которые регулируются государством (тарифы за коммунальные услуги), и те, что регулируются самими собственниками. Это то, что мы платим за обслуживание и текущий ремонт дома. Сейчас появляется также и третья составляющая - плата за капитальный ремонт. Она устанавливается на региональном уровне, за исключением случаев, когда дом на общем собрании  принимает решение об увеличении стоимости платы.

     Сегодня мы говорим о тарифах, устанавливаемых и регулируемых государством (тарифы на коммунальные ресурсы, на воду, на тепло и т.д.).

 

     С этого года принципы регулирования несколько поменялись. В чем новшество 2014 г.?

 

      Марина Фариушина: В этом году тарифы установлены еще по-старому, на один год. Сейчас же, по новому законодательству все ресурсоснабжающие организации будут работать на основании долгосрочных регулируемых тарифов. По законодательству, с 1 июня 2016 г. для всех  вводится переход на долгосрочный регулируемый тариф. Это означает, что все услуги (газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и т.д) должны быть утверждены на три, а возможно, и на пять лет. В этом году появилось очень существенное новшество, которое касается всех наших граждан - введен федеральный закон об ограничении предельного роста платежа граждан за коммунальные услуги.

      Сам платеж за коммунальные услуги в совокупности по отношению к их стоимости - это есть определенный индекс. Постановлением Правительства РФ утверждаются индексы по каждому субъекту, и соответственно появляется величина, которая не может превысить предельный индекс. Губернаторы должны установить по каждому муниципалитету предельные индексы, которые будут отражать то, на сколько должен повыситься платеж. Внутри самого муниципального образования может быть дифференциация.

 

      На сколько, все же должны повыситься конечные платежи?

 

      Артем Медведь: Приведу статистику. Прежде всего, хотелось бы уточнить: те индексы, которые устанавливают губернаторы, каждый субъект обсуждает в муниципальном образовании, и возможно принимается решение об изменении платежа.

       Что же касается федерального закона об ограничении платы за коммунальные услуги , принятого в начале года, к нему было принято и соответствующее постановление правительства областного формирования предельных индексов и распоряжение правительства о введении индексов изменения  размера платы по субъектам РФ.

      Этих индексов всего два. Первый представляет собой среднее изменение размера платы за коммунальные услуги в  каждом субъекте РФ.

      Второй индекс - процент отклонения от средней величины, которую используют субъекты РФ при начислении  платы в каждом муниципальном образовании. По каждому муниципальному образованию индекс должен быть не выше, чем величина среднего индекса по РФ плюс отклонения.

      Светлана Разворотнева: По каждому субъекту уже понятно на сколько вырастут платежи. Соответствующее распоряжение правительства (№718 Р) вы можете увидеть на сайте НП "ЖКХ контроль". Конкретный показатель по каждому субъекту - это конкретная величина, на которую можно отклониться по отдельным муниципальным образованиям.

      Артем Медведь: При этом важно отметить следующее: при принятии решения по муниципальному образованию субъект РФ исходит из тех величин, которые я ранее озвучил, но если в субъекте муниципального образования существует необходимость развития систем коммунальной инфраструктуры, все сопряжено с увеличением расходов на инвестиции, которые в итоге должны быть возмещены. В этом случае субъекты по согласованию с органами местного самоуправления имеют право принять решение, которое будет отличаться в более высокую сторону. Это, прежде всего, касается развития коммунальных инфраструктур.

  

      Как на ваш взгляд, будет ли много таких муниципальных образований? Как должна осуществляться эта процедура, и будут ли при этом граждане проинформированы о том, что в их муниципальном образовании цены будут гораздо выше, чем в их регионе?

  

      Марина Фариушина: Конечно же, граждане должны об этом знать. Сегодня при всех регулирующих органах заканчивается процесс формирования советов потребителей, действуют общественные советы, через которые и необходимо информировать граждан. К тому же органы регулирования тарифов обязаны публиковать решения на сайтах, для того чтобы люди могли посмотреть,  проверить. Кроме того, все, что связано с развитием коммунальной инфраструктуры (к примеру, заменить котел или отремонтировать водовод) стоит огромных денег, и, как правило, за один год окупить это невозможно. По этой причине мы переходим на долгосрочное регулирование. Чтобы все потребители знали долгосрочный прогноз по тарифам. Посмотрев в Постановление №718 Р, граждане смогут примерно узнать, какими темпами для них будут расти платежи.

      Если, к примеру, городу требуются инвестиции (например, сложилась ситуация, что пришли в негодность водопроводные сети и т.д.), тогда совет депутатов принимает решение о согласовании превышения индекса. Поскольку депутаты являются представителями интересов своих избирателей, то они должны отстаивать интересы граждан. Однако  интересы граждан состоят не только в том, чтобы меньше платить за коммунальные услуги, но и получать, к примеру, качественную питьевую воду. Население должно понимать, что в некоторых случаях стоит заплатить больше, получив потом качественную услугу.

      Еще одно нововведение - в этом году принято постановление, которое обязывает ресурсоснабжающие организации выдерживать показатели качества и эффективности. Сейчас ни одна инвестиционная программа не должна существовать без того, чтобы улучшить качество теплоснабжения, водоснабжения и т.д.

 

      Как повысится плата за коммунальные ресурсы в целом? Можете назвать нам минимальное  и максимальное повышения?

 

       Артем Медведь: У нас уже есть определенная статистика. Из 17 тысяч муниципальных образований, которые находятся у нас в базе, в диапазон до 6% повышения попадает 50% муниципальных образований. В числе этих образований практически все крупные города. В диапазоне до 9% - практически 96% муниципальных образований. В оставшихся 5% , где рост больше 9%, речь идет о необходимости развития инфраструктуры и соответствующего решения о согласовании с муниципалитетами.

       Светлана Разворотнева: А где жители могут посмотреть перечень муниципалитетов с повышением свыше 9%, чтобы знать, входит ли туда их муниципалитет?

       Артем Медведь: Это можно увидеть на официальных сайтах соответствующих субъектов РФ. Решения этих образований содержат соответствующую цифру роста. По закону, высокие цифры роста должны идти с пояснениями. К 15 августа мы подведем некий итог, и будем докладывать в правительство.

 

      Насколько сегодня у нас прозрачен процесс тарифообразования, ведь сейчас во многих регионах тарифы очень сильно отличаются. Возможно, ли простому человеку без специальной подготовки разобраться в этом?

 

      Марина Фариушина: Без специальной подготовки разобраться сложно. По крайней мере, элементарные экономические знания у человека должны быть. Тариф формируется на основании затрат и показателей, которые действуют на том или ином предприятии. Тарифы устанавливаются не по муниципалитету, а по конкретной организации. Имея в одном муниципалитете букет разных форм собственности, сложно разбираться в ситуации. Только часть затрат понятна, и прозрачна. Государство озабочено проблемой, как просто и доступно объяснить гражданам механизм ценообразования.

 

       От редакции: Чтобы все же понять, как и из чего складывается тариф на тепло, канализацию, водоотведение и т.д., необходимо с письменным запросом обратиться  в Министерство энергетики и ЖКХ. Вам будут даны официальные разъяснения.

       По вопросам правильности начислений на коммунальные услуги следует обратиться в государственную жилищную инспекцию. Эта организация проверяет правильность применения тарифов.

Подготовила Елена Дымкова


 
Текст сообщения*
 
24.04.2024 11:02:00 Как решился вопрос с перебоями воды в городе

В Отрадном возникла серьезная аварийная ситуация

24.04.2024 10:59:00 Твой долг перед ЖКХ - сбой в работе компании

На 1 апреля просроченная задолженность отрадненцев перед КСК составила 150 699 000 руб

19.04.2024 16:14:00 Список должников по оплате за ЖКУ

Проверьте, нет ли вашего адреса в нем!

18.04.2024 13:28:00 Разбираются с газом

С 1 января 2024 года в России изменились правила обслуживания газового оборудования

18.04.2024 13:23:00 Мобильный дом

Как управлять жильем через телефон