1022_157_small.gif


Политика и власть

Перезагрузка в интересах населения

17.04.2014 22:31:00

21 апреля вот уже второй год сотрудники муниципалитетов отмечают свой профессиональный праздник – День местного самоуправления. Этой теме посвящен наш материал.




Что может наша власть?

    Что такое местное самоуправление вроде бы все знают, а рассказать не могут. Во время опроса «РТ» некоторые отрадненцы правильно говорили, что наша модель такова: Глава городского округа избирается из числа депутатов и одновременно является председателем Думы городского округа. К местным органам власти относится Дума городского округа. Именно депутаты вносят изменения в местный бюджет, принимают городские программы, по которым живет Отрадный. А вся хозяйственная работа возложена на главу администрации. Один наш респондент, да и то из числа членов молодежного парламента, вспомнил, что с 2015 года в Отрадном по новому Уставу депутат, возглавивший представительный орган – Думу городского округа -, будет называться председателем Думы. Путаницу среди горожан в вопросе, какой глава чем занимается, предложила убрать Н.М.Вишнякова, внеся поправку в областной закон. Кроме того, трудиться председатель и его заместитель будут на безвозмездной основе. 

   Получили мы и такое мнение, что полномочия местной власти ограничены. Не все, что надо бы населению, она вправе решать. Одна из продвинутых наших собеседниц, из числа ветеранов, Мария Антоновна Петрова отметила, что главное, чего не может сделать власть сегодня, так это решать проблемы социальной поддержки населения. И только министерство может рассмотреть заявление о выделении, к примеру, материальной помощи.

    А вот очертить полный круг обязанностей, которые входят в полномочия местной власти, никто из горожан не смог. Пришлось журналистам обращаться к статьям Закона № 131-ФЗ о местном самоуправлении. Он четко определяет все полномочия местной власти.


     Так, согласно закону к вопросам местного значения городского округа относятся: организация электро-, тепло­ , газо- и водоснабжения населения. Благоустройство и вывоз мусора с территории округа. Дорожная деятельность в границах города и обеспечение транспортного обслуживания горожан. Обеспечение жильем малоимущих отрадненцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Кроме того, органы местного самоуправления решают вопросы молодежной политики и культуры. Согласно тому же закону часть государственных полномочий может быть передана органам местной власти. В их числе и контроль за состоянием окружающей среды, охрана труда, вопросы материнства и детства.

   

     Из интервью Главы города по проблемам местного самоуправления, которые она не раз давала журналистам, и из выступлений Губернатора мы знаем, что полномочий у органов местного само¬управления предостаточно, но доходная часть бюджета очень ограничена. Она включает в себя всего 4 вида налогов и поступления от арендной платы за использование муниципального имущества и земли. К тому же, с 2013 года снижен норматив зачисления на доходы физических лиц в бюджеты городских округов. В результате чего наш бюджет потерял 60 млн рублей. Они нам вернутся в виде стимулирующих субсидий, но для этого всему городскому сообществу и власти придется потрудиться. Собственных же доходов Отрадного хватает на текущее содержание учреждений и городского хозяйства. А вот на развитие города, строительство объектов социальной и коммунальной структуры их уже нет. Поэтому чтобы привлечь средства, очень важно попасть в областную и федеральную программы. Для Отрадного это направление является приоритетным.

    О финансовой самостоятельности муниципалитетов говорят много и на разных уровнях власти. Все понимают, что полномочия не обеспечены собственной налоговой базой во всей России, но ничего пока не меняется. Губернатор, не ожидая быстрых перемен, включил принцип всеобщей заинтересованности в развитии поселка, района, города, а в целом и области. Для глав муниципалитетов разработана система показателей, которая при объединении усилий власти и всего сообщества приводит к успеху и соответственно финансируется. По этой системе Отрадный заработал в 2013 году более 40 млн рублей стимулирующих субсидий. В 2014 году по плану наш город сможет «заработать» 118 млн рублей. Сюда же вошли средства, которые недополучит Отрадный от снижения норматива НДФЛ.


На местах все по-прежнему

    В ближайшее время внутриполитическая повестка дня в России будет определяться начавшейся реформой местного самоуправления (МСУ). В Государственной Думе на данный момент рассматривается соответствующий законопроект. Оппозиция поспешила объявить реформу вредной, ненужной, антидемократической и якобы отдаляющей Россию от цивилизованного Запада.

     Как пишет профессор высшей школы экономики Олег Матвейчев, реформа местного самоуправления, безусловно, назрела, и назрела давно. Сегодня опросы, проведенные серьезными социологическими центрами, свидетельствуют о безусловной поддержке населением политики высшего руководства страны. Мы провели лучшую в истории и успешную для нашей страны Олимпиаду. Присоединение Крыма вызвало небывалый общественный энтузиазм. Однако ситуация на местах существенно не меняется, и в целом она одинакова по всей стране.

    Имеющаяся сегодня система местного самоуправления сложилась после принятия Конституции 1993 года. Именно тогда, в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении, наше местное самоуправление было «отделено от государства», что предполагало наличие самых разнообразных форм уставов и моделей.

    Но изначально ориентированность организации местного самоуправления по европейской модели была выбрана неверно. Она предполагает совершенно другую демографическую и поселенческую традицию, нежели в России. Даже европейские столицы представляют собой города размером с наши областные центры, большинство же городов и населенных пунктов Европы, имеющие свои органы местного самоуправления, значительно меньше и сопоставимы с нашими городскими районами и райцентрами. С другой стороны в Европе отсутствуют традиционные в нашем понимании села и деревни, которые к тому же у нас иногда отдалены на десятки, сотни километров от райцентров и больших городов.

    Если в Европе власть самоуправления при данной модели более или менее близка к населению, то у нас она оказывается в любом случае далека именно при реализации этой же модели. То есть местная власть только носит название «самоуправления», фактически таковой не являясь. Для реализации именно самоуправления местная власть должна быть максимально приближена к народу, чтобы, как метко сказал Владимир Путин, «до нее можно было дотянуться рукой».


  И у врага есть чему поучиться

   Тот же Олег Матвейчев, который, отметим от «РТ», ненавидит либералов и особенно США, в одной из своих недавних работ отметил, что для реализации задачи приближения власти к населению имеет смысл использовать опыт недругов. Для журналистов это было удивительно, поэтому мы внимательно решили изучить его точку зрения. Естественно, не следует слепо копировать американскую модель, говорит ученый, это и не нужно (у нас свои традиции и специфика), да и невозможно (американская модель очень поливариантна). Но она решает главную проблему местного самоуправления: быть самоуправлением именно населения.  

    К примеру, вариант «Мэр и городской совет». Это похоже на то, что есть у нас: совет избирается жителями как законодательная власть, а мэр избирается отдельно и действует в соответствии со своими полномочиями. Примерно треть населенных пунктов в США использует эту модель.

    Почти половина муниципалитетов придерживается модели «Городской совет и менеджер». Здесь мэр избирается из числа депутатов совета, а менеджер назначается советом по контракту и занимается ежедневной работой по управлению городом (приблизительно, как в Отрадном – прим.ред.). Кажется, что это мало чем отличается от менеджерской системы, принятой и у нас. Только в США эта модель используется в основном для населенных пунктов, чье население не превышает 10 тыс. человек.

    Но самое главное, что названные модели имеют еще два этажа: один сверху, другой снизу. В России на данный момент такие этажи отсутствуют. Снизу эти местные правительства подпираются гораздо более мелкими структурами, называемыми «советами районов». Это аналоги наших умерших в 90-е ТОСов, то есть организации, в которые избираются волонтеры из жителей района, а также людей, которые имеют хоть какой­либо интерес в данном районе. Неудивительно, что их избиратели знают лично. Как правило, такие советы совершенно непартийны, неполитизированы, а вот политические партии федерального уровня мечтают каждый раз заручиться их поддержкой.

    В то время, как районные советы подпирают муниципальные и местные власти снизу, сверху, особенно на больших территориях, существуют советы метрополий. Они представляют интересы довольно больших районов и являются своеобразными форумами для принятия стратегических и инфраструктурных решений. Деятельность советов метрополий и районных советов финансируется либо за счет собственных средств и взносов, либо закрепляется в бюджете муниципалитета и местного правительства. Такая система позволяет гражданам всегда быть услышанными, а властям всегда иметь обратную связь с населением.

    Источником финансирования местной и муниципальной власти являются налоги, сборы, штрафы и собственная хозяйственная деятельность. Местные власти вправе вводить собственные городские налоги. Города и регионы борются за создание благоприятного инвестиционного климата на своих территориях и обеспечивают условия для создания рабочих мест. Большая финансовая самостоятельность ведет и к большей ответственности: так, в США муниципалитеты могут быть подвергнуты процедуре банкротства, которая прописана законами штата. В одних штатах определенные налоги местной власти взимать запрещено, а средства на осуществление деятельности поступают в виде трансфертов из бюджета штата или даже из федерального бюджета.

    В результате новой реформы местным властям будет не до политики. Их обращения к сугубо хозяйственным вопросам, к проблемам людей – непременный эффект задуманного разукрупнения МСУ.

      «РТ» уже не раз писала о том, что в Отрадном, как и на других территориях, мы приступаем к организации окружных общественных советов. Этот опыт есть в Белгороде. Видимо, взят он за океаном, а в российских условиях в конкретной области дал положительный результат. Будет ли успешна наша работа в этом направлении? Увидим скоро.  

Подготовила Наталья Титова


 
Текст сообщения*
 
27.03.2024 12:33:00 Еще три семьи получили сертификаты на жильё

В этом году обладателями заветного документа стали 20 отрадненских семей

25.03.2024 15:42:00 Подтопление отменяется

На сегодняшний день угрозы подтопления в Отрадном нет. Этот вопрос обсудили сегодня на совещании с городскими службами

25.03.2024 15:27:00 Выплатят к Пасхе

Пособие получат 128 отрадненских семей, - отметила руководитель соцзащиты

21.03.2024 14:14:00 На пути к Победе

Как в регионе готовятся к празднованию 9 Мая

20.03.2024 14:21:00 За В.В.Путина - 89,35% отрадненцев

Явка избирателей на выборах Президента России в Самарской области составила 78,86%