Запись на прием к врачу4.jpg


Образование

Иерей Димитрий Фетисов: Полюбить тещу

26.09.2013 09:54:00

На днях мне довелось стать невольным свидетелем одного типичного диалога седовласого священника и пожилой женщины, зашедшей в храм пожаловаться на родственников, а точнее на родственника. То была классическая драма: теща, ненавидящая зятя.

  И, по закону жанра, это было взаимно. 
  Пока женщина, громко причитая, расписывала свою жизнь, превратившуюся после замужества любимой дочери в ад, и почти восьмидесятилетний отец Сергий ее терпеливо выслушивал, мне думалось, что бы я сам ей ответил, обратись она ко мне: 
  «В любви к ближнему, согласно православной аскетике, необходимо упражняться, как в спорте». 
   Да, собственно говоря, и думать нечего, решил я, поскольку ситуация-то банальная и с такими проблемами люди заходят в храм почти каждодневно. 
  Именно заходят: выговориться, поведать священнику, какой кошмар и уродство окружает их личную жизнь – и больше годами не появляются в церкви. Не появляются потому, что обязательно услышат ответ о необходимости работы над собой, о том, что мы должны преобразиться сами, а затем преобразить и мир вокруг себя, сделав в своей семье/лестничной клетке/рабочем коллективе эдакий филиал Царствия Небесного... 
   В самом деле, ну кто еще виноват в наших проблемах, особенно семейных, кроме нас самих? Вроде бы простая мысль, но почему-то редко приходящая в голову. 
   Если ваша дочь вышла замуж за «урода», то это только от того, что вы ее так воспитали. (Ведь не марсиане же ее воспитывали, предварительно похитив в детстве и вернув законным родителям уже избалованной и грубой девицей, побежавшей за первым встречным...) 
   Если сын, женившись, ни разу не поинтересовался за много лет вашим здоровьем, а о рождении внука вы узнали от знакомых его знакомых, то это не «она (невестка или сваха) его приворожила и опоила зельем отворотным», а именно вы воспитали самовлюбленного и неблагодарного эгоиста, которого, к слову, ждет такая же участь в старости, как и ваша, если не хуже... 
   Когда пытаешься донести эти простые тезисы, то у человека начинается новый виток перекладывания ответственности. Он соглашается, что да, была ошибка в воспитании, но она была допущена «этим негодяем, который на мне женился». 
   «А вы, наверное, черкешенка и вам не пришлось выбирать жениха?» – спрашиваю я и тем прекращаю бесплодный и ненужный спор. 
   Ведь несчастная пришла вовсе не затем, чтобы услышать Слово Божие и свою дальнейшую жизнь выстраивать, ориентируясь на него. Нет, все крайне просто – она пришла к «чародею», который ей посоветует прочитать псалом 34: «Суди, Господи, обидящиямя, побори борющиямя...», три раза плюнуть через левое плечо и, сидя на берегу, мирно ждать, когда ненавистный труп проплывет вниз по течению... Пока я обо всем этом с грустью и раздражением думал, беспокойный и нудный монолог захожанки закончился, и старый протоиерей, дав ей выговориться, тепло и добродушно ответил, разрубив гордиев узел четырьмя простыми словами, сказанными так, как у меня вряд ли бы получилось: «А ты полюби его...»
   В самом деле – как просто, точно и емко. Этим он кротко указал и на ее собственное несовершенство, и обозначил в общем­-то единственно возможный путь в любой сложной ситуации, возникшей в человеческих взаимоотношениях. Путь непростой и, на первый взгляд, непонятный, ибо как возможно заставить себя полюбить кого-либо? 
   Возможно, если понимать любовь как синоним жертвенности. Если спросить современного человека, с чем у него ассоциируется слово «любовь», то мы вряд ли услышим альтруистичный «гимн любви» апостола Павла, но быстро поймем, что ныне наиболее распространены представления о сей добродетели как о чем­-то приятном, приносящем радость, удовольствие и, что самое главное, – стихийном. 
  Любовь же, понимаемая как самопожертвование, может взращиваться годами и, только войдя в совершенство, будет сама двигать человеком, принося ему неизреченную радость без усилия со стороны последнего. Да, как бы это неромантично ни звучало – в любви к ближнему, согласно православной аскетике, необходимо упражняться, как в спорте. Кстати, первоначальный смысл слова «аскет» в греческом языке обозначает по сути спортсмена («упражняющийся, борец»). 
   Несомненно, это не только наработанный навык, но и дар Божий, в приобретении которого присутствует определенная мистика, выраженная участием в таинствах исповеди, этой хирургической операции, вскрывающей раны для очищения от гноя, и Причастия, таинственным образом соединяющего и роднящего нас со Христом и от того делающим на Него похожим в той мере, в какой это возможно понести. 
   То, что Иван Ильин именует «поющим сердцем», не сваливается ниоткуда, но есть плод долгих и кропотливых трудов, при начинании которых следует помнить: понудивший себя через силу улыбнуться и хотя бы не ответить злом на зло, сомкнув уста и не дав вырваться злобе, – проявляет любовь, правда, пока еще далеко не совершенную и не совсем чистую. 
  Такая улыбка вовсе не будет американской бездушной гримасой, ведь она еще должна возрасти и усовершенствоваться в будущем, а не остановиться, застыв мертвецким оскалом на лице с пустым взором и прагматичным умом. Точно так же можно считать покаяние покаянием, если человек, сверяя свою жизнь с Евангелием, хотя бы умом понимает, что был неправ и согрешал против Бога и ближнего. 
  Пусть пока и без сердечного сокрушения, которое придет потом. Как несомненно придет и любовь, сколь бы это иногда ни казалось странным и чудным: любить самодура-начальника, вредную тещу, свекровь и того странного соседа, который никогда не отвечает на приветствие.
   В этом главное отличие разных антропологических парадигм: светской, представляющей человека как некую неизменяемую данность, детерминированную во всех своих поступках и желаниях биологически (как в психоанализе) или социально (как у бихевиористов) – и христианской, утверждающей, что человек, направляя свою волю, с Божьей помощью может ткать и лепить самого себя. 
   Может изменяться не внешне, механически подавляя свою волю, а по существу. Так раскаявшийся вор может начать стыдиться самой мысли украсть, бывшему пьянице будет тошнотворно думать о самом что ни на есть выдержанном элитном виски, а развратник будет по-детски стыдливо краснеть, видя непристойности. 
  В этом, на мой взгляд, и есть главное чудо христианства.

http://vz.ru


 
Текст сообщения*
 
10.07.2020 12:32:00 ЕГЭ в условиях пандемии

Безопасность, сохранность здоровья детей и организаторов - это основной лозунг ЕГЭ этого года

09.07.2020 13:44:00 Выпускной день в техникуме

В этом году 356 человек, включая 80 заочников, получили дипломы ОНТ

06.07.2020 12:46:00 ЕГЭ сдают теперь по-новому

В этом году из-за пандемии ЕГЭ начались позднее обычного, да и сама процедура сдачи экзамена претерпела ряд изменений

22.06.2020 17:51:00 Педагогам добавят

«Единая Россия» предложила ввести дополнительные выплаты для учителей за работу на ЕГЭ

17.06.2020 19:56:00 Аттестаты без экзаменов

15 июня 575 отрадненских выпускника получили аттестаты без сдачи экзаменов