Образование
Как стать «учителем года»?
30.01.2014 11:38:00
Своим опытом восхождения на педагогический Олимп с коллегами из Отрадненского и других образовательных округов области поделились победители и финалисты конкурса «Учитель года», для которых участие в конкурсах не самоцель, а путь к совершенству.
Мощное педагогическое движение
День 17 января выдался богатым на снегопад с поземкой, и в коридорах восьмой школы волновались организаторы шестого по счету межрегионального семинара «Конкурс «Учитель года» как средство повышения профессионального мастерства педагогов»: «Преодолеют ли занесенные дороги гости форума?»
Приехали все, несмотря на непогоду. Свыше четырехсот учителей собрал семинар. Среди них – победители всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» Сергей Колпаков из Томска, Светлана Колесниченко из Ростовской области, Владимир Кильдюшкин из Самары, финалистка этого же конкурса Елена Быкова из Кировской области, координатор конкурса по Томской области Владимир Ефремов; среди участников победители и финалисты областных, городских конкурсов «Учитель года» разных лет из Тольятти, Самары и, конечно же, Отрадного, Богатовского и Кинель-Черкасского районов.
Перед началом семинара прошло двадцатиминутное организационное собрание, на котором выступающие, а это и руководители ряда образовательных округов губернии, и участники конкурсов «Учитель года», говорили о безусловной важности таких мероприятий.
Казалось бы, в век интернета информации «черпай – не хочу», но ничто не может заменить человеческое общение, когда в нелегких поисках учителей рождается истина. Тем более, в таком сложном деле как воспитание молодого поколения, которому надо помочь и упорядочить необъятный поток информации, и научить ребят ориентироваться в нем, отделять главное от второстепенного.
И опыт, и мастерство
Мы знаем о конкурсах профессионального мастерства в самых разных отраслях: соревнуются нефтяники, строители, кулинары, врачи, полицейские, спасатели. Но как-то подзабыли, что начало всем существующим состязаниям положили именно педагоги. И в быстро меняющемся мире им, как ни в какой иной сфере человеческой деятельности, приходится успевать за новациями: от каких-то наработок отказываться, искать новизну и апробировать ее, изменяться и совершенствоваться самим.
Так что цель форума для финалистов и победителей конкурсов «Учитель года» – поделиться с коллегами личным опытом участия в них, демонстрируя образцы творческого подхода к профессии.
Что и происходило во время работы на секциях «Как менять совместную деятельность на школьном занятии», «Русский язык», «Иностранный язык», «История, химия, география», «Начальные классы». Обсуждалось учителями за круглым столом, как сделать подготовку к конкурсу средством повышения профессионального мастерства педагогов.
К примеру, Тольятти рассказали о подготовке к городскому учительскому конкурсу, где от октябрьских замыслов педагоги движутся к фестивалю, на котором дают открытые уроки и демонстрируют продвижение своих идей, дальше – к их апрельской ярмарке, а все итожится на августовском совещании в преддверии нового учебного года. Серия масштабных мероприятий, повторяющихся из года в год, дает блестящий результат: за последние годы около двадцати педагогов города с успехом приняли участие в конкурсах «Учитель года».
Почему Отрадный?
Хотя, как и везде, в Отрадном работают педагоги по общепринятым стандартам, но все же перед учителями стоит задача вырастить нестандартных личностей. И тон в этом стремлении распространения педагогического опыта учителей, развития и расширения профессиональных контактов, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов задает команда под руководством Владимира Гусарова:
- То, что эти встречи становятся традиционными, заслуга учительства. Когда у педагогов есть интерес к выходу на новый творческий уровень, стремление к совершенству, можно быть уверенным, что наши дети получат достойное образование и воспитание. И мы готовы организовать любую творческую командировку, обеспечить самый высокий уровень педагогических форумов, лишь бы внедрялись полезные и нужные новации.
В этом, говорили гости, кроется секрет известности Отрадненского округа как флагмана областного образования, где необычайно развита мода на новшества, а поэтому именно Отрадному предлагают «дружить округами», чаще встречаться и обмениваться опытом.
Заряд энергии, оптимизма
Директор 8-ой школы Наталья Брыкина: «На секциях, где опытом подготовки к конкурсам делились победители и призеры конкурсов, перед учителями раскрывались те нюансы, в которые педагоги не посвящены, а в перспективе им предстоит участие. Теперь увидели, узнали, чего не хватало в прошлом, что надо исправить, что поменять, а что и заново сделать. Лауреаты - не небожители, а такие же учителя, как и мы. Это был практикум общения, где каждый участник рассказал о своем, узнал о новых требованиях к конкурсным испытаниям. И все без исключения получили заряд энергии и хорошего настроения».
Работа мысли, постоянный поиск
Светлана Ильина, директор Самарской гимназии №3, председатель Совета Самарской региональной общественной организации «Клуб «Учитель года»: «Что такое счастье для членов нашего клуба? Нам не важно, в каком году педагог участвовал в конкурсе. Важно, что войдя в него, он никогда не остановится в своем развитии, будет постоянно самосовершенствоваться. И не станет никогда интересным преподавателем, который, дав урок, стремится побыстрее уйти из школы. Постоянная работа мысли, постоянный поиск – вот в этом наше счастье. Разве можно предположить, что «Учитель года» Самарской области, участник Всероссийского конкурса директоров школ, в котором среди семисот руководителей образовательных учреждений она оказалась в десятке лучших, - Наталья Алексеевна Брыкина, очерствеет, закостенеет? Нет, конечно, нет! Она потрясающий директор, способный существующие проблемы образования перевести в разряд первоочередных задач и решать их. Сказанное относится и к руководителю округа, да и ко многим отрадненским педагогам, поэтому от семинара к семинару растет число его участников. В Отрадный едут, потому что есть чему поучиться, есть что пообсуждать. И сюда хочется вернуться еще и еще».
Главное – идти к цели
Оксана Пасечникова, учитель русского языка Кинель-Черкасской школы №3, финалист областного конкурса «Учитель года – 2011», на семинаре беседовала с девятиклассниками. Искала с ними ответ на вопрос, что значит быть успешным: «20-ти минутный разговор в формате конкурса «Учитель года» получился, и мы пришли к мнению о целеустремленности как главной составляющей успеха, что нельзя пасовать перед трудностями, нельзя винить в личных ошибках других, а надо извлекать из происшедшего уроки. И не сдаваться. Быть добрым, открытым миру. Собственно, каждого человека жизнь испытывает на прочность. И только ясное осознание цели, упорство позволяют рассчитывать на удачу. Когда я в первый раз приняла участие в окружном конкурсе, но на зональный тур не прошла, то поставила перед собой цель – стать его участницей. И стала. Если бы от первой неудачи я опустила руки, то тогда не получила бы радости финала».
Общее впечатление от происходившего в стенах школы – это любовь учителей к своей профессии. Ведь древние говорили: «Кто сильно любит, много работает, может достичь многого, а что делается с любовью, то делается хорошо». Стать «Учителем года» не просто. Надо жить, как в известной песне: «Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет».
27.03.2024 12:37:00
Олимпийский успех
В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников
07.03.2024 09:57:00
Кадровый вопрос
Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства
29.02.2024 11:49:00
За парты сели родители
В Отрадном прошел Единый государственный экзамен для родителей
31.01.2024 10:59:00
Галина Руденко: "Я применяю эвристическое обучение"
«РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко
31.01.2024 10:58:00
Учителем года на окружном конкурсе стала педагог из гимназии
За выход в финал боролись 11 человек из Отрадного, Кинель-Черкасского и Богатовского районов