1022_157_small.gif


Общество и культура

Добро пожаловать, Рожденные в СССР!

05.09.2013 10:19:00

Что мы знаем о Советском Союзе? Сейчас о гиганте, занимавшем шестую часть суши, остались лишь воспоминания. Эта часть проекта к 55-летнему юбилею «РТ» посвящена людям, которые родились, жили, мечтали, любили в стране, строившей социализм. 

 Наша миссия – собрать со страниц газет разнообразные материалы об ушедшей эпохе и предложить их вам, читатели, чтобы вы могли погрузиться в атмосферу страны, которой уже нет на карте, но которая существует в нашей памяти. 1956-1958-е годы - ключевые в биографии города, а значит, и газеты. Мы попытаемся воспроизвести историю страны. 
Что мы знаем об Отрадном? В 1954 году образован рабочий поселок Отрадное, который в 1956 году получил статус города районного подчинения, а спустя два года – в 1958 году – областного. Рожден он благодаря богатым месторождениям углеводорода, которые так нужны были стране, залечивавшей послевоенные раны. Нефть искали, добывали из земных недр геологи, геофизики, буровики, собирали, обрабатывали специалисты нефтепромыслов. 
Нефтяники - строители города были в центре внимания газеты «Рабочая трибуна». Газета также обязана своим рождением нефти, без которой не появился бы и наш Отрадный, и учредителям: горкому КПСС и горисполкому. Первый номер «РТ» вышел в канун 7 ноября 1958 года. 
В этой части юбилейного проекта мы будем возвращаться к подшивкам «РТ», хранящимся в городском архиве, и предложим вам самые разнообразные материалы о том, чем жил Отрадный, о чем писали журналисты газеты, ее рабкоры и внештатники. А если вам, горожане, есть, что вспомнить, то вы можете стать соавторами проекта. Пишите о знаковых событиях в Отрадном, на вашем предприятии, семейные истории и приносите их в редакцию. Опубликовав на страницах газеты воспоминания, биографии, документы, фольклор мы с вами, тем самым, освежим память и сохраним историю, сложенную из рассказов живших в Отрадном людей. 

Модное, но непродолжительное господство 
Вот какого определения удостоила моду Малая советская энциклопедия: «Непродолжительное господство в какой­либо общественной среде определенных вкусов (главным образом во внешних формах быта, особенно в одежде). В широком смысле – непрочная, быстро проходящая популярность». В советском государстве предпочитали популярность вечную – уж если вождь, так на века и в названиях улиц каждого населенного пункта. А с тщанием относиться собственному гардеробу и внешности считалось началом морального разложения. 
Советская мода 20-х - начала 30-х годов развивалась под влиянием НЭПа. Это стиль «чарльстон», короткие прически и юбки, шелковые чулки, платья с заниженной талией, шляпки­горшки. В тридцатых годах талия поднимается на свое место, поля шляпки становятся шире, силуэт заужается, а юбка удлиняется до середины икры. Названия тканей, из которых шились платья, поражают своим романтизмом: сатин­суа, сатин­файн, маркизет, зефир, майя, креп-жаккард, вуаль­креп. 
Советской моды 40-х годов как таковой не существует. Портнихи занимаются перелицовыванием старых пиджаков, перешиванием детской одежды из взрослой, пришиванием заплат.
 В 50-е годы ассортимент магазинов одежды увеличивается. Повышается и интерес к моде в СССР. Открываются новые Дома моделей в Горьком, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Минске, Тбилиси. 
Московский Дом моделей реорганизуется в Общесоюзный Дом моделей одежды и в 1953 впервые участвует в Международном конкурсе одежды в Праге. Тогда как мужчины ходят в широких пиджаках без талии, расширенных и укороченных брюках и рубашках без воротника, женщины выглядят достаточно элегантно в одежде с зауженным книзу силуэтом. 
Мода Советского Союза 60-х годов – это талия «в рюмку», туфли на шпильке, укороченные узкие брючки, свитеры с высоким воротником, ярко подведенное верхнее веко и длинные ресницы. 

Бабетта идет на войну 
В 1959 году, после выхода на экраны французского фильма «Бабетта идет на войну», в моду входит прическа, названная по имени героини Брижит Бардо. Бабетта стала символом 60-х и одной из самых знаменитых причесок в истории. Смешивали хну с басмой, молились на импортный парик, литрами закупали перекись водорода, поклонялись Марине Влади и Брижит Бардо, скрепляли локоны сахарной водой – это будни советской женщины. Особенно, если она только что посмотрела в кинотеатре французский фильм - «Колдунья» или «Бабетта идет на войну». 
Уже на выходе из зала каждая женщина давала себе обещание непременно стать похожей на Брижит Бардо. Тут-то и начинались мытарства с перекисью и вавилонами на голове. Пряди волос начесывались от концов к корням. Получившуюся гриву укладывали в тугой кокон, а верхний слой приглаживали и склеивали лаком. На затылке сооружение закреплялось шпильками. Для достаточного объема и округлости самые экстремальные в гнездо из волос прятали поллитровую банку. Некоторые жалели свой труд и не причесывались после этого по нескольку дней. Отсюда появилось другое, народное название бабетты – «вшивый домик». 

Осторожно: пошлость! Илья Шатуновский против Марка Бернеса 
Самым страшным обвинением для артиста 50-х годов было обвинение в пошлости. Пошлость же, по мнению партийных и комсомольских вожаков, во всем, что обращено не к народу в целом, а к одному человеку, что нельзя исполнять хором, что лишено призыва и несет такие чуждые социалистической идеологии черты, как задушевность, лиризм, индивидуальность, что не бодрит и призывает, а утешает и заставляет мечтать. Пошлость – это Есенин и Вертинский, Зощенко и Ахматова. 
С пошлостью боролись просто: не допускали к публичности – сцене, записи на радио или публикации в прессе. 
17 сентября 1958 года одновременно в двух центральных газетах начинается травля Марка Бернеса. «Правда» печатает статью не кого-нибудь - Георгия Свиридова под убийственным названием «Искоренять пошлость в музыке». Можно даже не читать, по тому времени – уже приговор. Младшая сестра «Правды», «Комсомолка», выступает с фельетоном А.Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге», где Бернеса жестоко клеймили за нарушение правил дорожного движения. «Да это же поведение недостойное советского артиста!» - возмущались праведники. Последствия не замедлили: радио, кино и грамзапись ведут себя так, будто такого артиста никогда не было. 
К слову, «произведения» Шатуновского не раз ломали судьбы людей. Диссидента Есенина¬Вольпина после его фельетона отправляют в психиатрическую больницу. Футболиста Эдуарда Стрельцова – в тюремное заключение («Снова о звездной болезни»). Людмилу Гурченко после фельетона «Чечетка налево» перестали снимать в кино. Особо Шатуновский «любил» стиляг и американских шпионов. Зато речи, им написанные, читал с трибуны сам секретарь ЦК главный советский идеолог Суслов. 
Для Бернеса прошли два тяжелых года. Но в 1960 году его голос уже зазвучал в заставке воскресной радиопередачи «С добрым утром!» Затем режиссер Арманд нарушает запрет на съемку Бернеса в кино. Потом было еще многое: гастроли, кино, записи, и главное – «Журавли», записанные им с одного дубля за месяц до смерти и звучавшие на его похоронах. 

«Голубой» экран. Первые телевизоры «Рубин» в СССР 
В середине 50-х годов в стране начинается активный рост передающей и приемной телесети. Если в 1953-м на территории СССР работали только три телецентра, то в 1960 году уже функционировали 100 станций большой мощности и 170 ретрансляционных станций малой мощности. С весны 1954 года в Ленинграде для опытов по внедрению цветного телевидения производили ограниченное количество телеприемников «Радуга». В Москве даже были организованы просмотры для демонстрации возможностей цветного телевидения в специально созданных ателье, но уже в 1956 году эти опыты были прекращены за малой перспективностью. 
Зато в том же 1956 году с конвейера Московского телевизионного завода «Рубин» сходит лучший советский телевизор, названный по имени завода. До этого завод выпускал и другие качественные телевизоры – «Север», «Экран», «Москва», «Алмаз», «Янтарь» и «Топаз», но с появлением «Рубина» эти марки вскоре перестают производить. Как правило, все новации в области телевизионных приемников в Советском Союзе внедрялись именно в «Рубинах». В 1957 году в Советском Союзе уже имеется миллион телевизоров, и «Рубин» занимает среди них не последнее место. 
Первые «Рубины», несмотря на хорошие технические данные и высокое качество изготовления, были черно­белыми. В начале 60-х годов завод заключает договор с Францией о поставках цветных кинескопов, и в 1967 году наиболее обеспеченные телезрители уже стоят в годовых очередях на цветной «Рубин». 7 ноября в день 50-летия Октябрьской революции состоялась первая цветная телевизионная трансляция праздничного парада с Красной площади. Телевизоры под маркой «Рубин» становятся известны по всему миру – в 70-е годы их экспортируют в 65 стран. 

Четвероногие герои 
Cамые известные «космические» собаки - Белка и Стрелка - возвратились с орбиты 20 августа 1960 года. Их полет стал настоящей сенсацией. 
Животные провели почти сутки в условиях невесомости на борту корабля «Спутник-5», имевшем необходимые прототипы систем жизнеобеспечения для будущего полета человека. Помимо Белки и Стрелки, в полете находился настоящий «Ноев ковчег»: крысы, лабораторные мыши, мушки­дрозофилы, семена растений, в частности, кукурузы. За 22 часа корабль совершил 18 витков вокруг Земли и благополучно приземлился. 
Популярность четвероногих космонавток была грандиозной, она принесла немалые политические дивиденды Советскому Союзу. Одного из щенков Стрелки, девочку по кличке Пушинка, Никита Хрущев позже подарил первой леди США Жаклин Кеннеди и ее дочери Каролин. 
Путь в космос – ценой собственной жизни - проложила другая четвероногая космонавтка. Почти за три года до полета Белки и Стрелки - 2 ноября 1957 года был запущен космический корабль, на борту которого находилась собака Лайка. Так как средств возвращения с околоземной орбиты тогда еще не существовало, она изначально была приговорена к гибели. Белая дворняга погибла через несколько часов после старта от перегрева. 
По разным данным, до первого полета в космос Юрия Гагарина в космических испытаниях приняло участие около пятидесяти собак, более половины из которых погибли. Белка и Стрелка дожили до глубокой старости… 
Продолжение в следующем номере.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых