1022_157_small.gif


Общество и культура

А память – это ведь целая вселенная…

30.10.2013 11:52:00

Окончание советского строя напоминало сползание человека с обрыва. Он пытается зацепиться за кустик, но сила инерции несет его все быстрее. Уже двадцать два года нет той страны. О том, как жил Отрадный в 90 х, мы рассказываем, используя предоставленные городским архивом материалы. Но вначале о «сломе» - историческом трехлетии. 



1989 год. Ничто не вечно под луной 
В феврале окончательно выводятся советские войска из Афганистана. В апреле в Тбилиси солдаты саперными лопатками разгоняют демонстрацию. В июне в Страну Советов приходит демократия. 1 съезд Советов, избранный на альтернативной основе. По принципу домино в этом году обрушился соцлагерь. 9 ноября прославленную Берлинскую стену частично разобрали на сувениры, частично превратили в художественную галерею. 

  1990 год. Дождались перемен 
   История идет по спирали. Через 61 год после сталинского «великого перелома» наступил горбачевский с обратным знаком. Его забавным признаком стало избрание кулуарным голосованием президентом СССР М.С. Горбачева: президент есть, а государство почти в агонии. Одна за другой союзные республики объявляют о своем суверенитете, а прибалты уже готовы объявить независимость. Ее еще нет, но процесс воровства нефти уже пошел. Один из популярных слоганов украинских митингов 1990 г.– «Хто зъив мое сало?» Война в Карабахе, резня киргизов и узбеков.
    Заканчивается советская эпоха, многое происходит в последний раз. В мае сборная СССР, возглавляемая Фетисовым, становится чемпионом мира по хоккею. Больше такой страны не будет. В июле проходит последний, 28-й съезд КПСС. Больше студентов материалами съездов мучить не будут. 
    А новая эпоха стучится в двери. 31 января в Москве открывается первый «Макдональдс». Народ уже привык к умным передачам ТВ. В октябре стартует глупая – «Поле чудес». 

1991 год. СССР остался только в памяти 
   В январе стрельба у Вильнюсской телебашни. Павловская реформа: по инициативе министра финансов изымаются из обращения купюры в 50 и 100 рублей с ограниченным обменом на новые. Народ чувствует себя ограбленным. Идут одна за другой забастовки шахтеров, работяги находят новое применение каскам – стучать ими по мостовой. В марте демократия в гаснущей стране достигает высшей точки, проводится референдум за сохранение СССР. И большинство – за. Только оказалось, что это уже ничего не значит. 
    19 августа власть берет ГКЧП. Вместо гласности – по всем каналам «Лебединое озеро». В Форосе Горбачев произносит одну из своих крылатых фраз: «Мудаки!» 
   21 августа Б. Ельцин свергает путчистов заодно с памятником Дзержинскому, а над Кремлем поднимается российский триколор. Остаются формальности. 
    1 октября Ленинград становится Санкт-Петербургом. Главы трех республик в Беловежской пуще подписывают соглашение о создании СНГ. 
   25 декабря Горбачев уходит в отставку. СССР остается только в памяти. 

Шоковая терапия. Дефолт 
  С невероятной быстротой в стране было создано состояние всеобщей бедности. В начале 1992 года в один миг были полностью обесценены рубль и государственные ценные бумаги, российские граждане и предприятия лишились своих сбережений, до минимума пала собираемость налогов, после чего последовали все беды России. Подавляющая часть ее национальных богатств была передана за бесценок («рубль за копейку», как писал советник Клинтона Строуб Тэлбот) разного рода проходимцам. 
    За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Гиперинфляция продолжалась и в последующие два года. Впервые за последние 70 лет в стране появилась безработица, причем она сразу обрела массовый характер, таковой она осталась и 1998 году. 

Безработный Отрадный
 В Отрадном за 10 месяцев 1998 года ликвидировано около полутора тысяч рабочих мест, официальных безработных - 850, на каждое вакантное место претендуют 260-270 человек. Средний размер пособия по безработице – 380 рублей – не вяжется не то, что со стоимостью потребительской корзины, но даже с самой экономной жизнью. Мало того, предприятия задолжали центру занятости 600 тысяч рублей, и пособия выплачиваются с задержкой чуть ли не в полтора года. Вдобавок, несовершенный закон абсолютно не защищает людей. «Он требует серьезной доработки и увязки с другими правовыми актами. Правительство предпринимает шаги по «расшивке» неплатежей, но когда это «аукнется» у нас!», - пишет В.Рубцов в «РТ» от 13 ноября 1998 года в статье «Что день грядущий им готовит». 

  «За державу обидно»
   Из очерка Н.Павлова с таким названием о депутате гордумы, начальнике кадрово­экономической службы ААО «Отрадненское» Н.А. Данилове: «Обидно и больно, - говорит он, - что такую мощную державу правительство довело до полного обнищания, экономика отпущена, по сути, на откуп непорядочным дельцам». И доказывает это на примере своего предприятия. Нефтяники, задолжавшие ААО «Отрадненское» еще в 1994-м, отказались от услуг АТП, а долг вернули только через два года. И автотранспортники «сели в лужу»: 4 млн руб. налогов и пени, плюс 8 млн долга Пенсионному фонду, заблокированные счета и описанное имущество предприятия, зарплата за март, выданная людям только в июне. «Руководство города старается облегчить жизнь людей, но надо понять: при полнейшей запущенности в стране изменить состояние экономики в отдельно взятом регионе весьма проблематично», - подытоживает Николай Андреевич.
   В декабре 1992 года Е.Гайдара на посту председателя правительства сменил В. Черномырдин, который проводит линию по усилению роли государства в экономике. Но производство продолжало падать, инфляция росла, а «бегство» капитала усилилось. Для финансирования реформ нужны были деньги. Средства МВФ и Всемирного банка, выпуск ГКО обеспечили приток денег в бюджет, однако страна все больше влезала в долги. В 1998 году был отправлен в отставку В.Черномырдин, назначается С.Кириенко, но финансового кризиса миновать не удалось. 

  Когда «расшатывают лодку» 
  Государственная Дума не утвердила В.Черномырдина в должности премьер­министра. В результате открытого голосования он получил поддержку 138 депутатов, против было подано 210 голосов.
    «РТ» о политических баталиях 90-х, «Трое в лодке, не считая прессы»: 
   «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Однако Россия пытается войти в воду демократии во второй раз. Мало кто помнит первую неудачную попытку начала века. Сейчас трудностей не меньше. Мы еще не усвоили «правила игры», не вжились в свои роли. А их, как всегда, две: власть и общество. Причем у власти четыре новых лица: законодательное, исполнительное, судебное и пресса. И не надо их путать. Не надо путать кислое с пресным и депутатскую трибуну с пьедесталом. Иначе, в результате, обиженное самолюбие может привести, и приводит, к обиде и мести всем и вся, к «расшатыванию лодки». Она, эта лодка, уже давно черпает то «левым», то «правым» бортом… Если танцевать на гробах еще считается зазорным, то драться и обливать друг друга грязью в этой ситуации почему¬то позволительно. О суде говорить еще рано, а вот пресса не отстает в этом. К чему может привести подобный «пир демократии» во время политико-экономического кризиса, когда уже в зеркале цен отражается вся эта склока? К тому, что обществу будет все равно из-за чего поссорились г­да З., Я. и Х., и оно сможет обойтись без них лично…» 
   17 августа 1998 года правительство объявило о прекращении выплат по ГКО, фактически признав свою неспособность платить по долгам. Разразился беспрецедентный финансовый кризис. Курс рубля в считанные недели обрушился, подешевев в 4 раза по отношению к доллару. Денежные вклады населения второй раз за десятилетие обесценились.
    «Рабочая трибуна»: «Центробанк негласно отменил действие установленного валютного коридора, который просуществовал всего лишь 15 дней. На деле это означает, что Центробанк не только фактически, но уже и формально признал свою неспособность сдерживать курс доллара».

 Прилавки поредели, цены поднялись 
«РТ», «По прилавкам подмели…»: «В минувшие выходные Отрадный был похож на крепость, готовящуюся к длительной осаде. В магазинах вдруг раскупили все крупы, соль, макароны… Рабочие группы (были созданы горадминистрацией из сотрудников налоговой службы, ГОВД – авт.) объехали магазины… В «Продтоварах» прилавки значительно поредели. В то же время цены на крупу (оставшуюся) – не поднимались. В магазинах «Молоко» с продукцией нет проблем, раскуплены сопутствующие товары. В фирменных магазинах ассортимент побольше, но и цены поднялись… И, - продолжает журналист, - понятно, конечно, желание коммерсантов не упустить шанс и заработать звонкую монету, но ведь покупали-то эти товары они по прежней цене. Понятны и опасения жителей. Но ведь на всю жизнь не запасешься. Не лучше ли не создавать ажиотажа?» 

Буровиков поставили на колени 
«В цехах и службах Отрадненского управления буровых работ стоит зловещая тишина. Экономический кризис поставил на колени одну из самых важнейших отраслей народного хозяйства – нефтегазодобывающую промышленность», - так начинается очерк В. Рубцова «Буровиков поставили на колени». Автор пишет, что если нефтяники еще как­-то держатся на плаву, тампонажники обслуживают скважины НГДУ, то в ОУБР идет десятипроцентное сокращение кадров, а оставшиеся отправляются в административные отпуска. «Но, - продолжает журналист, - руководство управления не сидит сложа руки. Идет поиск работ на стороне – в соседних областях. Принимаются меры по подготовке к летнему приему детей оздоровительным лагерем «Лесная сказка». Готовится к открытию и база отдыха «Буровик».

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых

17.04.2024 13:57:00 Испытатель ракетных двигателей

Гость "РТ" - Андрей Георгиевич Сартаков - испытатель ракетных двигателей