1022_157_small.gif


Общество и культура

Школа - моя стихия

07.02.2014 09:53:00

На прошлой неделе прямиком из столицы в Отрадный прилетела прекрасная новость. Преподаватель русского языка и литературы школы №10 Ольга Николаевна Усталкова стала Заслуженным учителем РФ. Корреспондент «РТ» встретилась с этим удивительным педагогом и получила от беседы  огромное удовольствие. 



     - Расскажите, пожалуйста, о своем детстве и о том, как Вы пришли к своей профессии.  
     - Я родилась на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре, но в первый класс пошла уже в Отрадном. Мне очень повезло с учителем русского языка. В третьей школе работал тогда В. Г. Назаров. Многие его уроки до сих пор встают у меня перед глазами, когда мне нужно объяснять некоторые темы уже своим ребятам. Однако  самым любимым моим предметом была математика! Я решала примеры и задачи с такой скоростью, что успевала сделать за урок классную, домашнюю работу и еще почитать книгу. Тогда русский язык и литература были моим хобби. Но когда встал вопрос, куда поступать, я начала выбирать методом исключения: чертить  не любила, любила математику, но не любила физику. Так и получилось: истфак или филфак. Я всегда любила русский язык, поэтому поступила в Куйбышевский государственный университет, где была сильнейшая филологическая кафедра. 
     Шесть лет после окончания университета я проработала в Самаре, потом вернулась в Отрадный. И столкнулась с проблемой: несмотря на педагогический опыт, меня не брали на работу в школу, ведь в моем дипломе было написано – филолог. Тогда я обратилась в университет, где после длительных совещаний в графе «специальность» через запятую дописали: преподаватель русского языка и литературы. 

     - Почему тогда, несмотря на такие сложности, Вы все-таки выбрали школу? 
     - Наверное, потому, что в школе  чувствую себя комфортно. Во-первых, здесь не бывает скучно. Еще в студенческие годы после практики в самарской школе меня оставили преподавать. Я училась и работала. Тогда  и поняла, что школа - моя стихия. Ведь с детьми работать очень интересно. 

     - Президент РФ предлагал создать список 100 лучших книг, которые обязательно должен прочитать школьник. Какие произведения Вы бы включили в этот список?  
    - Я бы с удовольствием включила М.М. Зощенко. Прочитав его «Аристократку», ребята  влюбляются в его произведения. Я очень люблю А.П. Платонова. Но его произведение «Песчаная учительница» многие старшеклассники просто пока не понимают. А вот замечательный  «Глиняный дом в Уездном саду» я обязательно бы добавила в список. К сожалению, это удивительное произведение даже не включено в школьную программу.
      Вообще программа по литературе у нас составлена неплохо, только один недостаток – слишком много авторов. Я подсчитала, что в 6 классе за год ребенок узнает почти 58 новых фамилий. И, к сожалению, потом они не вспомнят, кто такой Н.М. Рубцов или К.Д. Бальмонт.
     Может, имеет смысл не включать в эту сотню некоторые программные произведения. И не потому что они плохи, а просто потому что ребята пока не могут их понять. Я обожаю Н.С. Лескова, и его «Левша» великолепен. Но «Очарованного странника» десятиклассники не понимают. И прекрасное впечатление об авторе, сложившееся в 6 классе благодаря «Левше», полностью рушится. Это обидно. 
     Если говорить о современных авторах… Не могу сказать, что кто-то очень мне нравится. Я всегда задаю себе вопрос, а что наши потомки возьмут из сегодняшней литературы? В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев… А кто после них? Нет имен. И не потому что авторов нет, а потому что не за что им «Имя» давать. Литература должна быть серьезной и читаемой, а для этого нужен талант. 
       вообще список 100 лучших книг уже есть. И это школьная программа. Неплохая, но немного нуждающаяся в перестройке. 

     - Как Вы относитесь к утверждению, что русский язык следует «упростить», мол, пусть некоторые иноязычные слова пишутся так, как слышатся. 
    - Что значит упростить? Тогда уж надо «упрощаться» по всем пунктам. Ведь язык – наше мышление, наша культура, показатель развития. Если мы «упрощаем» язык, значит, нашему поколению не под силу то, что было легко для поколений предыдущих. А значит, мы не эволюционируем,  а деградируем. 
     После революции 1917 года Россия столкнулась со всеобщей безграмотностью, которую надо было в кратчайшие сроки ликвидировать. Тогда тоже стоял вопрос: «поднимать» ли рабочих и крестьянских ребятишек до общепринятого высокого уровня или «опустить» язык до уровня народных масс, чтобы безграмотность была ликвидирована быстрее. Даже тогда от этого отказались! Поняли, что нельзя опускаться до нижней планки. Наоборот, необходимо совершенствоваться.  
     Так что никакого упрощения!   

    - Как Вы считаете, есть ли проблемы в современной системе образования и какие они? 
    - Самая главная проблема, мне кажется, состоит в том, что перспектива образования чертится странно. Мы рискуем сломать то, что есть, но, к сожалению, я не вижу, что  придет на смену. Это самое страшное. В школе я занимаюсь оценкой и внедрением ФГОС и понимаю, что там заложена прекрасная современная идея. Мне нравится изречение, которое выступает в качестве слогана: «Мир изменился до неузнаваемости.     А как изменился твой урок?» Разумеется, я поддерживаю идею об использовании технических инноваций в школе, но мы в образовании теряем очень важную составляющую. 
      Наши дети перестали писать на доске! Мы отказываем им в возможности работать руками. Я постоянно наблюдаю, как дети на переменах рисуют, пишут мелом, ведь им хочется этого. Да, у нас есть интерактивные доски, которые мы используем, но раньше было намного больше контакта между учителем и учениками… Недавно на уроке литературы, изучая роман «Преступление и наказание», я услышала от детей фразу: «Давайте поговорим». Так вот, наше образование не учит детей общаться. Это большая проблема современной системы. 
      Коллеги подтвердят, что сейчас у учителей появилось много дополнительной бумажной работы. Нам иногда бывает некогда элементарно взглянуть в глаза ученикам. Да, у нас стандартный восьмичасовой рабочий день, но ведь сколько мы готовимся к урокам дома?
      Еще мне не нравится подход, при котором на первый план должна выходить деятельность, а знания смещаются на второй план. Ведь знания – это опора. 
     Меня многие ругают за то, что до сих пор ребята по старинке сдают мне теорию. Они приходят ко мне в кабинет и один на один отвечают правила написания в русском языке. Да, я буду и дальше это спрашивать. Так они учатся говорить, выстраивать логичный текст, приводить примеры, да и, в конце концов, навыки беседы с учителем наедине пригодятся им в вузах! Я не успеваю этим заниматься на уроках, я делаю это уже после. 
    Так вот: школа призвана учить. К ней не должно быть потребительского отношения. Кстати, в  Отрадном намного благополучнее обстоят дела, чем в больших городах. Там, как утверждают мои сокурсники и коллеги, в образовании царит менеджмент. Мы, к счастью, пока остаемся учителями.

    - Как Вы относитесь к утверждению, что молодежь мало читает. Почему так происходит? 
    - Я, кстати, не могу сказать, что молодежь мало читает. Она редко читает большие произведения, потому что они не умещаются в быстрый ритм жизни. Может быть, мало читают классику, но к ней должна появиться потребность. Ведь вопросы нравственности встали на второй план. 
     Выпускники часто задают мне вопрос, как правильно понять текст, по которому нужно написать эссе на ЕГЭ? Так вот, нужно представить, что это последний урок русского языка, после которого вы отправитесь в новую взрослую жизнь. И вам дан этот текст в качестве напутствия. Прочитайте его и возьмите самое главное: то, что пригодится в жизни. Многие выпускники рассказывали, что этот совет им помог. Ведь самое главное в литературе не лежит на поверхности. 
     Да, может быть, молодежь не читает бумажных книг, но она читает книги электронные! Более  того, она еще и слушает аудиокниги! И кстати, недавно ребята открыли мне один секрет – читать стало модно! И я очень этому рада! 
     Я не верю, что мы деградируем. Современные дети не откажутся от того, что изобрело человечество. Ведь они ничем не хуже ребят из других поколений. Наоборот, они стали умнее! Молодежь обязательно будет читать. Тем более до некоторых произведений просто надо дорасти, дозреть.  

    - Уже в пятницу стартует Олимпиада-2014. Вы будете смотреть спортивные трансляции?
    - Обязательно! С удовольствием смотрела летние игры, буду смотреть и  предстоящие. Я очень уважаю спорт. Наверное, мало кто знает, что я кандидат в мастера спорта по баскетболу. В университете  часто участвовала в соревнованиях, но мою спортивную карьеру остановил заведующий кафедрой. 
     Однако хорошо  помню конец Олимпиады в 80-м году. Это был огромный стресс для россиян, ведь все силы были брошены на организацию этого мероприятия. Главное, чтобы Олимпиада-2014 прошла без последствий для российских граждан. 
      Я всеми руками за то, чтобы и школьники смотрели Олимпийские игры. Ведь для спортсменов это жизнь. Необходимо любоваться ими, пока они в самом расцвете сил. Часто спортсмены  бывают несчастными после завершения карьеры.  Я считаю, что отказаться от всего ради спорта – большой подвиг. 

     - Недавно российских выпускников потрясла новость о том, что выдачу золотых и серебряных медалей могут прекратить. Как Вы к этому относитесь? 
     - Каждый человек, особенно ребенок, хочет признания. Я понимаю, откуда пошел разговор про медали: оттуда, где их выдают всем подряд и непонятно за что. В прошлом году 14 моих выпускников окончили школу с медалью. И я с уверенностью могу сказать, что каждый из них действительно заработал свою награду. 
Сейчас ведь для медалистов практически не существует льгот при поступлении, но медаль все равно востребована среди школьников. Ребята хотят, чтобы их отметили, и, значит, медали нужно оставить. Иначе будет нечестно. Это признание, которое может остановить от соблазнов взрослого мира. Ведь медалист – звучит гордо!
      И пусть все они будут поступать в вузы на общих основаниях, но медаль останется для себя, для семьи, для будущих детей выпускника! Это гордость. 

     - Как Вы узнали о том, что стали Заслуженным учителем России? 
     - Об этом мне сообщила директор школы  С.С. Григорьева. Наверное, уже в силу возраста, я ко всему отношусь философски. Сами по себе мы мало что значим. Все зависит от того, кто нас окружает. Не будь со мной учеников, коллег, моей семьи и даже родителей моих ребят, ничего бы  не получилось. Я чувствую от них огромную отдачу. 
      Хочу сказать спасибо всем! Прежде всего, коллегам, детям и своей семье. Я очень радуюсь, когда мне говорят, что эта награда заслуженная. Мне было приятно, когда в 6 утра меня поздравила мама, а ученики, встречая  на улице, тепло обнимали.
     Звание Заслуженного учителя РФ - это высокая оценка. Но это оценка всех тех, кто со мной рядом. 

Юлия Чуракова


 
Текст сообщения*
 
24.04.2024 10:51:00 В памяти вечной

17 апреля Отрадный простился с героем Евгением Максимовым

19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO" выбирают и действуют

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу