1022_157_small.gif


Общество и культура

Вехи Юрия Башкирова

20.03.2014 10:56:00

 Старейший городской хор  ветеранов «Вечерка» и фольклорный коллектив «Заряница» клуба «Юность», «Образцовый художественный коллектив» эстрадно-джазовый оркестр «Тон-Джаз» и ансамбль саксофонистов «Джаз Акварели» Детской школы искусств – возникновение и восхождение этих известных и любимых отрадненцами коллективов связаны с именем Ю. И. Башкирова. «Волей судеб я оказался в Отрадном», - оглядываясь в прошлое, вспоминает Юрий Иванович. Ну, а мы благодарны тем жизненным ветрам, что поселили в нашем городе талантливого музыканта и   замечательного человека. 



   Запевала
    Родом Юрий Иванович из Оренбуржья, где родители осваивали целину, а их сыновья росли музыкальными детьми.   Соло Юры «А ну-ка песню нам запой веселый ветер…» подхватывал школьный хор, его голосом  звенели речевки «Раз, два, три, четыре, мы шагаем по четыре…», он же запевал «Взвейтесь кострами…» или «Каховку». Подвижный, притопывающий ногой в темпе постоянно звучащей в душе ритмичной мелодии, Юрий самостоятельно научился играть на трубе, которую старший брат-музыкант прислал из армии. По его же совету Юра поступил в музыкальную школу.
      Башкиров и сегодня помнит песни пионерского детства. И, спустя 20 лет, уже музыкантом Саратовской филармонии, гастролируя по Черноморскому побережью, с удовольствием рассказывал друзьям, показывая на корпуса южной столицы пионерии, «Артека»: «Я в 1965 году жил во-он в той дружине. Эх, каких друзей подарил лагерь, а сколько было ярких и незабываемых впечатлений!».
И петь в хоре, и ходить строем, и гонять часами гаммы Юре не было скучно.  Но остались  позади школы родного поселка Светлый, впереди была учеба на оркестровом отделении Оренбургского музыкального училища, где состоялись знаковые для творческой судьбы Башкирова встречи.
       На всю жизнь остался для него педагогическим эталоном Николай Тимофеевич  Маслов: немногословный, умевший   одной фразой объяснить своим студентам их ошибки в познании тонкостей исполнительского мастерства. Именно так работает Юрий Иванович со своими учениками. Его уважительный тон, несуетная атмосфера занятий позволяют ребятам глубже вникнуть в теорию и практику музицирования. Башкиров с гордостью говорит об одном из них, ныне студенте Самарского музыкального училища Дмитрии Прасоле, который, услышав рекомендации своего педагога сегодня, на следующее занятие приходил уже подкорректировав свою игру на инструменте.
      Другая встреча, увлекшая Юрия эстрадной оркестровой музыкой, состоялась тогда же в Оренбурге, на филармоническом концерте джазового оркестра «Современник» под управлением известного эстрадного дирижера, пианиста, композитора Анатолия Кролла (сегодня – преподавателя Российской академии им. Гнесиных), из знаменитого тульского джаз-оркестра которого вышли замечательные музыканты, и в 1967 году его джазовый квартет произвел сенсацию на фестивале в Таллине. А созданный им в 1971 году «Современник» гастролировал как в СССР, так и за рубежом, в его сопровождении пели Юрий Антонов, Лариса Долина. Как вспоминает Юрий Иванович, именно на концертах этого оркестра, куда он ходил с сокурсниками, он понял, как надо играть джаз. Многие из товарищей, послушав оркестр Кролла, вообще расстались с инструментами (пугала сложность), но часть стала заниматься музицированием еще интенсивнее. В их числе и Башкиров.

   20 минут, изменившие жизнь
     Действительную Башкиров проходил в воинской части сопровождения армейских грузов, которая была сформирована в основном из музыкантов, среди которых оказались и такие будущие знаменитости, как Григорий Файн: в настоящее время он преподает  джазовую импровизацию в Московской консерватории, а тогда – необычный солдат, лекциями которого о музыке, в частности, о джазе, заслушивались однополчане. 
     Демобилизация и последовавшая за ней работа в Саратовской филармонии, в стенах которой пять дней шли концерты   ансамбля «Арсенал» под управлением основателя отечественного джаз-рока Алексея Козлова. И на всех них побывал  Юрий Иванович, впитывая в себя живую музыку талантливого коллектива, ни одно из выступлений которого не повторяло предыдущего, а всегда было новым.
       «Мурашки по телу бегали, когда слушал москвичей», - вспоминает Башкиров. Юрий Иванович познакомился-таки через друга-барабанщика с легендарным саксофонистом. Двадцать минут беседы с Козловым перевернули музыканта: «Он «переломал» мои представления о том, как надо играть на саксофоне. Вернувшись со встречи, я подробно записал весь его двадцатиминутный урок и до сих пор в работе с учениками использую те бесценные советы. Вспоминая встречи с такими величинами, как Файн, Козлов, могу сказать, что чем талантливее человек, тем он более открыт для общения, к тому же охотнее делится собственными знаниями. Талант он щедр, а истинный джазовый музыкант рождается самой природой».
     По интернету Юрий Иванович поддерживает связь с известными исполнителями джаза, живущими как в столице России, так и за ее пределами (к примеру, один из композиторов пишет музыку для театра Дуровой), с  которыми некогда свела его судьба и которые оказали влияние на формирование Башкирова-музыканта: «Мне в жизни везло на дружбу с замечательными людьми, которые повлияли на меня самым лучшим образом. Оглядываясь на прожитое, могу спокойно констатировать, что моя линия жизни очень удачна, потому как ее проводить мне помогали личности».

    Отрадненские «Вечерка» и «Заряница» 
     Девять лет руководил Юрий Иванович хором ветеранов войны и труда «Вечерка» клуба «Юность». Сказать, что это трудно – это ничего не сказать. Потому как исполнительский уровень клубного хора никак не удовлетворял требовательного руководителя, прежде всего, к себе. Посему приходилось с каждой группой голосов репетировать партии по пять, десять и пятьдесят раз. Вот так скрупулезно работал руководитель любительского хора, и, хотя в его репертуаре были народные, патриотические, авторские песни  и коллектив вел активную концертную деятельность, его руководителю хотелось большего. И для себя, и для коллектива, и для слушателей.
     Башкиров поступает в институт, где поет в студенческом фольклорном хоре, двадцать голосов которого звучали как солидный многоголосый народный хор, потому как это были отборные  голоса молодых культпросветработников из нескольких регионов, продолжавших свое обучение в вузе.  
Такого же уровня коллектив, где пели бы музыкально образованные люди, Юрий Иванович решил создать и в Отрадном. Так при клубе «Юность» появилась «Заряница», которая через полтора года со дня своего возникновения уже имела солидный репертуар и смогла достойно выступить на Анапском фестивале. 

    И все-таки - джаз
     В 2003 году по приглашению директора Отрадненской детской школы искусств Ираиды Ивановны Зюльмановой Юрий Иванович влился в педагогический коллектив ДШИ, который известен своим новаторством далеко за его пределами города и губернии. 
     К тому времени в школе уже был ансамбль скрипачей, имелся и симфонический оркестр, но хотелось большего: чтобы в его составе зазвучали духовые инструменты. А зная, что Юрий Иванович не только прекрасный саксофонист, но еще и талантливый аранжировщик,  Ираида Ивановна замыслила новое направление: создать в ДШИ духовой оркестр. 
      Для находившегося в расцвете творческих сил Башкирова, преданного эстрадной музыке с ранней юности, такая возможность самореализации была как бальзам на душу. И единственным условием его перехода, которое он полушутя озвучил руководителю школы, пожелание: «поменьше писанины». Хотя понимал, что писать придется не только аранжировки.
     Шаг за шагом создавался эстрадный оркестр ДШИ: привлекли в оркестр скрипачей, затем ввели бас гитару, заиграли в его составе пианисты… И для все новых инструментов партии аранжировал Башкиров: «Я не стоял на месте. Работая с фольклорным коллективом, хором продолжал заниматься аранжировками, писал для себя. Была уверенность, что придет время,  работа будет востребована». 
      Областным министерством культуры ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Волжский проспект», одна из номинаций которого – «Продукт интеллектуального труда» (методические работы педагогов). За сборник переложений произведений для духовых инструментов Юрий Иванович Башкиров удостоен звание лауреата, ему вручен Диплом первой степени. Эта работа стала настольной книгой руководителей детских оркестров, потому что переложения, сделанные Башкировым, рассчитаны на самые разные уровни способностей юных исполнителей, на разную степень их музыкальной подготовки.
     А созданный в 2007 году эстрадно- джазовый оркестр «Тон-Джаз» ДШИ, год от года набирает силу: он дважды (в 2008-м и 2009-м годах) становился лауреатом Всероссийского детско-юношеского конкурса джазового музицирования «Музыкальный коллаж», обладает Гран-при Межрегионального фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Маэстро Марш-2010», в апреле 2012 года ему присвоено звание «Образцовый художественный коллектив», на фестивале «Маэстро Марш», посвященном 1150-летию зарождению Российской государственности, 200-летию Бородинской битвы, 100-летию марша    «Прощание славянки» стал лауреатом, получив Диплом лауреата за 1 место,   в следующем году  на региональном фестивале оркестров образовательных учреждений искусств и культуры, клубных учреждений вновь стал лауреатом, ему вручен диплом за 1 место.  Лауреатами  двух конкурсов является и его спутник – ансамбль саксофонистов «Джаз-акварели».

    Наше направление – коллективное музицирование
    Ираида Ивановна Зюльманова: «Главным принципом развития нашей школы  является коллективное музицирование, потому что только в атмосфере коллектива, где  ребенок чувствует плечо товарища и где ему  проще преодолеть сценическое волнение, можно развить заложенные в ученике природные способности. Оркестр к тому же помогает преодолеть свойственную многим неуверенность, ведь даже играя на шумовых инструментах, исполнитель чувствует себя частью единого целого. Считаю, что с приходом Юрия Ивановича в школу, созданием эстрадного оркестра «Тон-Джаз»,  интерес к духовым инструментам в городе значительно повысился. А его работа с детьми - неуверенными в собственных способностях, с заниженной самооценкой - заставила их поверить в собственные силы и добиться успеха.
      К тому же коллективное музицирование - это не только творческое развитие личности, но и приобщение к образцам высокой музыки. Юрий Иванович великолепно перекладывает для исполнения эстрадным оркестром народную музыку, зарубежную и российскую классику. Изящны и виртуозные джазовые композиции, исполняемые «Тон-Джазом». Его переложения песен Пахмутовой для эстрадного оркестра, фантазия на тему песен о Великой Отечественной войне не оставили равнодушными самых требовательных слушателей. Так что наши дети воспитываются на хороших образцах, что, несомненно,  формирует их эстетический вкус.
      Нередко наш коллектив приглашают с концертами на городские мероприятия, причем, иногда нужно очень быстро выучить произведения. И мы успеваем благодаря нашему маэстро, который является музицирующим дирижером. Многое он делает для профессионального педагогического сообщества, его воспитанники продолжают образование в музыкальных училищах и хотелось бы, чтобы они, влюбленные Башкировым в музыку, вернулись преподавателями в нашу школу искусств для продолжения дела своего учителя».

    Вкус жизни
    Джаз сопровождает Башкирова всю его творческую жизнь, и о нем мы при случае обязательно поговорим с маэстро. Но ведь он еще и настройщик инструментов! В школе, где инструменты работают на износ, и среди которых многие выработали свой ресурс, нет таких, которые лежали бы непригодными. Потому что искусству ремонта их (а представляет его Юрий Иванович как свое хобби) Башкиров обучился у знатока этого дела – Константина Назаровича Леонова.
     Как успевает Юрий Иванович за требованиями концентрированного времени? Внутренняя самоорганизация, любовь к музыке и еще одно обязательное условие – поддержка близких по духу людей: жены Елены Васильевны и директора школы Ираиды Ивановны.
     В кабинете Башкирова на видном месте – незачехленный саксофон. Почему? Во-первых, для Юрия Ивановича игра на инструменте – это сладкие минуты отдыха: «Это так «вкусно!». Во-вторых, он в любой момент готов провести мастер-класс для своих учеников, которых он так ценит. И будь возможность продолжить разговор, то он обязательно перетек бы в тему «учитель и ученик». 
     Но главное, Юрий Иванович все-таки сказал: важно не то, станет ли ребенок музыкантом или  музыка будет для него только увлечением. Главное, чтобы вырос из него хороший человек. Я не нацеливаю детей только на профессию музыканта. Важнее воспитать достойного человека. 

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых