1022_157_small.gif


Общество и культура

В родных местах ромашкой пахнет ветер

21.08.2014 08:50:00

Дикие, редкого изящества маки, небольшой, но такой изысканный букет из сирени. Пронизанное солнечными лучами разнотравье донских степей, бронзовая грусть подмосковной осени. Есть натюрморты, невзначай переносящие в дом: фрукты, бокалы, цветы, затейливая скатерть. Несущиеся навстречу закату золотистые кони. Гордая красавица Крамского «Незнакомка». Но апофеоз всего - лик Богоматери с младенцем. Просветленный взгляд ее любящих глаз вселяет в человека веру и надежду. Искусницу, что создала эти прекрасные вещи, зовут Галина Кирилловна Быстрова. Она волею судеб занялась рукоделием, и сегодня в ее коллекции несколько десятков работ. Таких, что кажется, эти произведения не тонко вышитая руками мастерицы вязь, а красота, дарованная кистью художника. Ее цветы, пейзажи, портреты – это бережно переданное настроение, состояние души искусницы.



Неприкаянная

   Родители Галины, отец-нефтеразведчик и мать-домохозяйка, не имея своего угла, объездили с буровиками пол-Кавказа, прежде чем обосновались в Майкопе. Построили дом, на свет появились дети, одна из них, Галя, родилась в 1947 году. Они надеялись, что наконец-то заживут «как все», поднимут детей на ноги, дождутся внуков. Когда в 1957 году отца командировали на освоение мухановского месторождения, мать не захотела с благодатного юга в «декабристки»: грязь круглый год, холод восемь месяцев из двенадцати.
Семья распалась: второй женой Кирилла Семеновича стала женщина, у которой он квартировал.     

    Любознательную, подвижную Галю и ее братишку отец забрал в Отрадный, думал, что навсегда. Однако мачеха оказалась женщиной сварливой: в двенадцатилетней падчерице ее все не устраивало: не так вымыты полы, обед, ею сготовленный, невкусный, отец много тратит на нее и брата… Нужны оказались дочь и сын мужа только до получения двухкомнатной квартиры.
    До сих пор Галина Кирилловна, проходя мимо дома по улице Гайдара, с грустью вспоминает, как из школы не хотелось возвращаться к злой мачехе, с каким трудом отец сдерживался от семейных скандалов, видя заплаканных детей. В конце концов Галю определили в детский дом.
    Но вот позади неласковое детство, впереди самостоятельная жизнь. Где тот берег, у которого не штормит? Может, около матери? И пятнадцатилетняя девушка едет к ней в Сочи. Но мама лишь помогла устроиться горничной одного из домов отдыха, в котором дали и временное жилье.
Помните у Максима Горького: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе…» Примерно по сценарию повести «В людях» сложились детство и отрочество Галины. Сирота при живых родителях.

«Я ж как электровеник…» –

    Так с юмором Галина Кирилловна говорит о себе. Я только перечислю все далеко не женское, что пало на ее хрупкие плечи. В шестнадцать лет, оказавшись среди праздной курортной публики, она прилежно работала, любовалась морем (в ее сегодняшних планах вышить картину по копиям Айвазовского), рукодельничала (старинной вышивке на пяльцах в детстве обучила ее крестная мама, обменивались детским опытом с подружками в тенечке за хатой), вечерами пела (в их роду много одаренных людей). Тогда же к ней пришла привязанность к музыкальному работнику дома отдыха: обнаружилось родство душ, а Галя так хотела настоящей семьи, в которой царило бы доброе взаимопонимание.
    Перебрались под Череповец, муж поступил на учебу (музыка не могла обеспечить сколь-нибудь сносной жизни), а Галина на пристани бревна ворочала. Выйдя замуж в шестнадцать лет, в семнадцать родила дочь Татьяну, в восемнадцать – сына Сергея. Между семейными радостями и горестями обучилась профессии электромонтера железнодорожных семафоров и работала на полустанке, что неподалеку от строившейся Череповецкой ГЭС. Но не сложились отношения с мужем, и Галина с двумя детьми перебралась в Отрадный к уже тяжело больному отцу.
    Второе замужество, смерть отца. Мачеха избавилась от Галины: выгнала ее с двумя детьми и с третьим, что носила под сердцем, на улицу. 5 мая народный суд лишил Быстрову права на жилье под предлогом, что она не проживала в квартире больше шести месяцев, квартира досталась мачехе и ее родному сыну. А семнадцатого мая у Быстровых родился сын.
    Снимали комнату в бараке, потом поселилась в коммунальной четырнадцатиметровке от железнодорожной дороги, позже, чтобы получить квартиру, перешла из электромонтажников в наладчики путевых машин и механизмов.
    Двадцать четыре мужика и единственная женщина Галина работали в бригаде Данилыча, дисциплина почти военная, работа тяжелая, с железками. Всегда - под открытым небом в любую погоду на участке от Похвистнева до Кротовки. Ушел Данилыч на пенсию, и руководство уговорило Галину возглавить этот ответственный участок. Воистину, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

Ангел-спаситель помог

    Галина Кирилловна, привычная к ответственности не только за себя, но и близких, и дальше везла бы воз личных и семейных проблем, если б не трагедия зимним утром 1997 года. Она, дежурная по переезду, как и положено по инструкции, опустив шлагбаум, чистила от снега и наледи межпутевые желоба. В сумерках увидев, как водитель легковушки, лихо обогнув шлагбаум, не замечая в сумерках ни ее, ни несущуюся от противоположного шлагбаума встречку, судорожно приняла решение: из этих «ножниц» она может выскочить живой только в случае, если прыгнет на капот одной из машин… 
    Очнулась от толчков: ее тряс за плечи мужчина и спрашивал, куда ее доставить в «скорую» или сразу в больницу. Тронула рукой лицо – струится теплая кровь, пошевелила головой и ойкнула от боли, но распорядиться успела – в приемное отделение больницы.
    Уже после операции, с зашитой головой, она узнала, что умудрилась в неуклюжих подшитых резиной валенках, в тяжелом ватном пальто лечь на капот машины, которая протащила ее еще метров пятьдесят. Потом выяснилось, что легковушка не смогла остановиться сразу из-за «лысой» резины. «Это ангел-хранитель уложил меня на скользкий металл и удержал на нем. Иначе я должна была бы упасть прямо под колеса», - поделилась с нами наша собеседница. 

«Сними с неба и вышивай…» –

    Раны зажили, а вот боль пережитого сказалась. В 2002 году, как говорит Галина Кирилловна, она трижды умирала: первый раз попала в реанимационное отделение московской больницы прямо из поезда, которым ехала к дочери. Потом еще один сердечный приступ, и опять оказалась на грани жизни и смерти – ишемический инсульт, инвалидность. 
    Представить себе Быстрову, пребывающую в состоянии покоя, невозможно. В ней сегодня столько же жизни, сколько было в далекие семидесятые, когда, живя с тремя детьми на четырнадцати метрах коммунальной комнаты с удобствами на улице, она пела в хоре «Россияне», в который ее принял М. Д. Чумаков.
    Она часто вспоминает, что могла исполнить почти весь репертуар Зыкиной, пела знаменитые «Валенки» и «Раскинулось море широко» Руслановой. Помнит она и то, как стояла на сцене рядом с В.Калининой и Л.Свинаревой.
    Ей близка природа, которую Галина любит наблюдать в разные времена года: в детстве любила рисовать, владеют карандашом и кистью ее дети, внуки, правнук.
    А вышивкой она занялась в тяжелом 2002 году, когда лечащий врач-невролог Т.М. Сидорова посоветовала ей найти занятие по душе. Но оно же есть! И вспомнились детство, хата, крестная мама, первые стежки на неумело уложенном в пяльцы кусочке белой ткани, первый вышитый букет из васильков, первоцветов и ромашек. И ту радость, которую тогда испытала.
    Не раздумывая, зашла в магазин «Сударушка» и купила свой первый вышивальный набор. Так появилась на стене комнаты первая работа «Маки», затем последовало несколько неповторимых пейзажей. Именно неповторимых, потому что рукодельничает Галина Кирилловна не только подобранными художником мулине, она творит в согласии со своим чувством красоты.
Вот и выходит в городской парк, на улицы Отрадного, в свой сад, чтобы не упустить мельчайшие оттенки неба, листьев, цветов. Наслаждается природой и понимает, как был прав поэт, написавший «в родных местах ромашкой пахнет ветер». Делится своими наблюдениями с мужем и слышит в ответ: «Сними с неба облако и вышивай!»
    Снять-то не снимешь, а повозиться с оттенками приходится: выпарывать уже сделанное, менять мулине. Бывает, что от замысла художника остается лишь предложенная им схема. На каждую из картин уходит три, а то и четыре месяца каждодневного двухчасового кропотливого труда.
    Я спросила у Галины Кирилловны об истории картины с изображением Богородицы и услышала: «К портретам, вообще, а к иконам, в частности, я пришла только в 2007 году. Не раз и не два сходила в храм и, получив благословение батюшки, приступила». Сегодня одна из икон работы мастерицы украшает новый храм в северной части города.
    Памятно рукодельнице ее первое участие в городской выставке в 2003 году. Она бережно хранит в семейном архиве фото на память после вручения ей премии Главы городского округа Отрадный в 2005 году. Одна из работ Галины Кирилловны отмечена Международной премией «Филантроп», где работы номинанта отмечены жюри и признаны достойным свидетельством высокой силы духа, стремлением к самовыражению в искусстве и полной реализации своего творческого потенциала».

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых