1022_157_small.gif


Общество и культура

«В человеческом назначении - девяносто процентов добра…»

22.01.2015 15:12:00

Ирина Ивановна Зюльманова. Заслуженный работник культуры России. Почетный гражданин Отрадного. Ее имя внесено в историко-культурную энциклопедию Самарского края. Заслуги Ирины Ивановны отмечены многими наградами, дипломами, орденами Дружбы народов и Знак Почета, Нагрудным знаком «За труд во благо Земли Самарской». К регалиям гражданина в конце ушедшего года прибавилось весомое «Народное признание-2014». Недавно Ирина Ивановна отметила свой юбилей. Впереди – уроки, педсоветы, конкурсы, фестивали и новые идеи, воплощение которых потребует от директора, педагогов и учеников ДШИ полной самоотдачи. Непостижима наша Ирина Ивановна с ее феноменальным сочетанием качеств: естественностью и умом, тактом и решительностью, умением выдерживать характер, бороться и искать, найти и не сдаваться. 



Стиль жизни: будущее через призму прошлого  
      Самое открытое горожанам, самое красивое здание центра города принадлежит сегодня детям. Построенное на средства коммунистов и для коммунистов, решением совета народных депутатов в 1991 году оно было передано под музыкальную школу (с 1992 года Детская школа искусств). С этого момента начался новый виток в истории развития учреждения: появились большой и малый концертные залы, тридцать учебных классов, библиотека с читальным залом, видеотека и фильмотека, при поддержке администрации и нефтяников были приобретены в дополнение к имеющимся новые музыкальные инструменты, костюмы.
       Тогда столь добротная база многим руководителям разве что во сне могла привидеться. И Ирина Ивановна мечтала о ней, именно этому человеку удалось убедить город, что для выхода школы на более высокий уровень обучения детей и приобщения отрадненцев к высокой музыке нужны соответствующие условия. А коль скоро обстоятельства позволяют сделать это практически безболезненно, разумно передать детям лучшее здание в центре города. Но в этом казенном здании не хватало важного – души. И ее надо было вдохнуть. 
      Семь раз отмерь, один раз отрежь. Вот и Ирина Ивановна, прежде чем решиться на очередную школьную новизну, анализирует идею и, взвесив все «за» и «против», выходит с выношенным планом к коллегам: Е.Сальниковой, О.Макаровой, Г.Бердниковой,  З.Верховцевой, В.Ивановой, Н.Арон, Ю.Башкирову, Т.Водогреевой, И.Масениной. В ней гармонично сочетаются открытость будущему и стремление сохранить испытанное временем. Так было и с популярными «Рождественскими вечерами». 

Обнимаю вас музыкой 
      Шел 1992 год. То было коварное и дурное время, когда остервенело топтались проверенные временем идеалы: путч, развал государства. У руля страны, как заметил классик еще в 19 веке, - «хмельное, блудное племя». Остановленные предприятия, безработица, задержка зарплат, дефолт… Граждане великой страны зашли в тупик.
      И педагоги школы искусств, выйдя из отпусков, в которые уходили без отпускных, насторожились перед предложением Ирины Ивановны: нужна горожанам отдушина, и она возможна через предновогодние «Рождественские вечера». Сопротивлялись и руководители творческих коллективов. Противники приводили вроде бы весомые доводы – от невозможности подготовить добротную программу за столь короткий срок до того, что не придут зрители.
       Но надо знать Зюльманову: она, если убеждена в правильности курса, то, как бы ни был тернист путь, преодолеет преграды и добьется востребованного жизнью.  Такова она и в малом, и в большом. Нашлись преграды? Найдутся и силы! 
      Тогда пять не повторяющих друг друга программ прошли при полном аншлаге под аплодисменты благодарных зрителей. Всякий раз перед началом действа Ирина Ивановна, поздравляя публику, раскрывала смысл вечеров. И надо было видеть одухотворенные лица людей и юных музыкантов,  расходившихся по домам теми студеными декабрьскими вечерами. Шире – из сказки возвращавшихся в неуютную российскую действительность. Пусть чуточку, но более уверенными в своих силах.  
       Есть глубокая неправда в поговорке о музах молчащих, когда говорят пушки. В  человеке заложен некий балансир, позволяющий уравнивать противоположности. Когда все спокойно, хочется и белый парус натянуть, и поискать бурю, а когда буря, ищешь тихую гавань. Люди инстинктивно тянутся к тому, что принято называть незыблемыми ценности. Особенно к музыке - народной, классической, эстрадной. «Ведь музыка – язык души», - утверждает Ирина Ивановна.

Способ существования
      С той поры минуло почти четверть века. Но стало привычным, что допоздна из окон ДШИ льется оркестровая музыка, слышны хор и голоса солистов. Внутри, в сдержанно-возвышенной атмосфере, портреты великих композиторов  соседствуют с уютными циперусами и фикусами, за стеклами витрин - россыпь  декоративной «Живой старины» и тебя все время сопровождают доносящиеся из-за дверей звуки флейты, фортепиано, скрипки, баяна. 
       Отрадненская музыкальная школа была открыта в 1957 году, тогда в ней у пяти педагогов обучались игре на фортепиано и баяне 50 ребятишек. Сегодня в ДШИ на восьми отделениях учатся 760 детей, есть 22 творческих коллектива, пять из которых имеют звание «Образцовый художественный коллектив»: оркестр русских народных инструментов «Русский сувенир», ансамбли русских народных инструментов «Родничок» и «Веселинка» - руководитель Г. Бердникова; эстрадный оркестр «Тон-Джаз» - руководитель Ю.Башкиров, хореографический ансамбль народно-сценического танца «Росинка» - руководитель З.Верховцева.
        Каждый десятый отрадненец учился в музыкальной школе. Свыше четырехсот из них избрали искусство своей профессией. Среди них заслуженный артист РФ В.Фомин, сестры Стерликовы и Печатниковы, И.Рябова, Д.Шульпина, Л.Лобачева и братья Бердышевы.  С детьми работают 40 преподавателей, из них 27 - в прошлом выпускники школы. Их профессионализм подтвержден международными и всероссийскими конкурсами: тому свидетельство свыше двухсот ежегодных наград. 
      В 1958 году Ирина Ивановна стала преподавателем Отрадненской музыкальной школы, с 1961 года она ее директор. Поступила в музыкальное училище: произошло то, что предвидела ее педагог в музыкальной школе, огорченная в 1953 году решением Ирины не поступать после семилетки в музучилище: «Попомни мое слово, ты станешь музыкантом». 
      Со свойственной ей увлеченностью с головой ушла в работу и находила понимание у руководителей нефтяной отрасли города - Д.А.Такоева, А.З.Шефера. И в эволюции музыкального образования,  шире – культурной жизни горожан –  во многом ее заслуга. Человека, живущего по совету Эпикура тихо, но впечатляюще продуктивно по степени влияния на социум.  
      - Директор школы искусств – это не должность, а способ существования, поглощающий тебя всего без остатка, - говорит Ирина Ивановна. - Работа в этой сфере и сложна, и ответственна. Одна из многих задач руководителя – разглядеть божью искру в ребенке. Те, кто в детстве соприкоснулся с искусством, смогут работать в любой отрасли, потому что приучены много и упорно трудиться. Наши преподаватели, как и все творческие люди, эмоциональны и впечатлительны, у них много идей, и к каждому должен быть чуткий подход – это тоже задача руководителя. Директор должен чувствовать как пульс коллектива, так и общества. Только в этом случае возможно соответствие работы школы требованиям времени и задачам сохранения и развития культуры. Директор ответственен за самочувствие каждого специалиста и сотрудника школы. Только так можно достичь поставленных целей и соответствия школы … 

Начало начал.  Баллада о детстве
       «Все жили вровень. Скромно так: система коридорная, на 38 комнаток всего одна уборная. Здесь зуб на зуб не попадал, не грела телогреечка. Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка», - написал В. Высоцкий. Именно так росла в полуподвалах и коммуналках голодная ребятня, радовавшаяся горбушке хлеба. Конечно, семьи были разные: благополучные и не очень. Но большинство родителей из последних сил хотели вытолкнуть своих детей в лучшую жизнь, дав им не только школьное образование, но приобщив к музыке, театру, танцу. 
      Ориентиром служила, несмотря на все потрясения, интеллигенция. Почти нищая, но всегда аккуратно одетая, в безупречно отглаженных платьях и костюмах, с изысканными манерами. Всегда светящаяся тем светом, который светит во тьме,  с радостью делившаяся своими талантами и знаниями. Этим светом и озарили Ирину Воскиварову ее педагоги из первой музыкальной школы Куйбышева.
      Ирина родилась в семье хирургической медсестры и заведующего отделом областного почтамта. Внимания ей и младшей в семье Людмиле родители уделяли много. Достаточно будет сказать, что уже в четыре года Ира читала. Да так хорошо, что в садике детишки, усевшись вокруг нее, с  раскрытыми ртами  слушали выразительные сказки  о Дюймовочке, Иване Царевиче, Василисе Премудрой в исполнении Ирины. 
        Семилетней увидела жестокие лики всенародного бедствия: война опалила. Отец Иван Семенович ушел на фронт, а мама Анна Сергеевна подолгу не возвращалась из госпиталя. На  Ирину легли домашние хлопоты: надо после школы и дрова принести, и голландку истопить, и обед приготовить, и карточки отоварить, и позаниматься. Но обстоятельства только усилили тягу к музыке, перед которой она преклонялась. 
         «Среди нас было особым шиком сходить на премьеру «Демона» или «Князя Игоря», услышать Святослава Рихтера или Александра Вертинского»,- вспоминает Ирина  Ивановна. 
       Возможно, музыкальный ген передался от отца. Еще – мощный эмоциональный заряд, эстетическое наслаждение от оперы, балета, филармонических концертов. И, конечно, учеба у выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, выросших в лоне дореволюционной культуры.  «Это - полубоги, которые воспитывали не внушениями, а личностной сутью, - говорит Ирина Ивановна.- Революция оставила их без материальных благ, но не лишила духовности. Влияние школьных педагогов на наше формирование - настолько тонкие и глубинные материи, что их никакими мероприятиями нельзя организовать».
      На скромные заработки родители  сразу не могли купить фортепиано, и девочка занималась в школе. Потом появился в доме старинный инструмент, взятый на прокат. И только позже у них появилась возможность играть на своем фортепиано. А училась Ирина блестяще: из выпускниц школы лишь двоих – ее и еще одну девочку -  педагог порекомендовал принять в музыкальное училище без экзаменов. Однако профессия музыканта не из числа надежных. И мама посоветовала окончить среднюю школу и уже потом определиться с профессией. Так Ирина стала студенткой педагогического института. 

Жить километрами, а не квадратными метрами
       Ирина Воскиварова и Игорь Зюльманов – связаны дружбой со школьной скамьи. Удивительная синхронность душ, у обоих за внешней сдержанностью кроется «вечный двигатель» познания самых разных граней жизни. 
       Они поженились будучи студентами-четверокурсниками. Когда Игоря Евгеньевича в 1958 году распределили в Отрадный, то Зюльмановы перебрались сюда  с полуторагодовалым сыном на руках и несколькими ящиками книг – библиотекой, подаренной молодой семье отцом Ирины Ивановны. Жили в комнате при музыкальной школе, где из мебели были кровать с панцирной сеткой, колыбель и сооруженный из деревянных упаковок книжный стеллаж. Со временем  книг стало больше – Зюльмановы стоически выдерживали субботние переклички подписчиков у книжного магазина. А из книжного магазина горного кишлака под названием Караул, в который забрели при восхождении на Памир, понесли в рюкзаках на вершину по нескольку экземпляров классики, которую дома трудно было достать.
        Зюльмановы – «запойные» книгочеи. Ирина Ивановна, увлеченная сюжетом, может и ночь не спать, лишь бы вдоволь насладиться вдруг открывшимся ей литературным шедевром. Но всегда вся семья – Игорь Евгеньевич, дети Дмитрий и Елена, а теперь и внуки - все живо интересуются делами музыкальной школы с момента зарождения до триумфа, когда отрадненская Детская школа искусств стала социокультурным центром, чей опыт перенимают представители многих городов. Не стали дети и внуки музыкантами по профессии, но они заядлые театралы. Живя в Казани и Москве, они не пропускают ни спектаклей, ни музыкальных фестивалей. 
        В детстве и юности они излазили областную жемчужину – Жигулевские горы, преодолевая на весельных лодках Волгу у Рождествено. Наверное, оттуда родом страсть к путешествиям: Зюльмановы побывали на горных вершинах Алтая, Северного Кавказа, Саян, Памира. Доехав по транссибирской магистрали до одной из станций в Красноярском крае, на катамаране шли по порогам горной реки Маны, но особенно впечатлила первозданная красота, окружавшая их  во время сплавов по рекам Бия и Чулышмана. 
       Стремлением увидеть, понять и впитать все многообразие красок жизни, ощутить всю ее полноту объясняет  Ирина Ивановна пройденные километры по ней. Жила и живет она не квадратными метрами, а километрами пройденных дорог, прочитанных книг, тысячами судеб своих воспитанников, с которыми не прерывается связь и для которых музыка стала и их жизнью. Они поддерживают связь со своим наставником и поныне, хотя многие уже убелены сединой. Недавно один из учеников Ирины Ивановны - Юрий Новожилов – признался ей, что вернувшись с работы, музицирует на синтезаторе. И через час, когда душа освобождается от гнета суеты, он оживает для общения с близкими. Такова очистительная сила музыки.

     - Ирина Ивановна, Ваши коллеги и ученики обращаются к Вам со словами: «Добро души вложили Вы в заботы и дела свои. И часто мудрый Ваш совет надежды зажигает свет». Вы 56 лет в школе, пятьдесят три года из них – ее директор. Всякое бывало, и тернии, и звезды. Но абсолютно точно, что, пока Вы возглавляете школу, в ней будет кипеть жизнь. Поделитесь секретным источником идей, целей, осуществленных планов и новых веяний.

      - Я люблю результат, а он есть. Блестящие ученики, прекрасный педагогический коллектив, весь персонал работают на то, чтобы школа сохранила и преумножила свои сильные позиции в воспитании детей, в областном масштабе - авторитет инновационного центра в обучении воспитанников искусствам и как учреждение, пропагандирующее музыкальную, хореографическую, художественную культуру. Это моя жизнь, и я рада, что она идет именно так. Бывало трудно, но я приучила себя не отступать. Собственно, это характерно для нашего поколения, выросшего в войну. А мой источник сил – ее величество музыка. 

     Детская школа искусств живет бурно: готовит программу к юбилею Великой Победы, ожиданием фестиваля «Парад оркестров», на который съедутся музыканты из других городов области… Для педагогов ДШИ и их руководителя И.И.Зюльмановой работа – это лучший способ наслаждения жизнью, а музыка есть не что иное, как момент истины. Ведь в человеке должно быть 90% музыки и добра. 

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»