Общество и культура
«В человеческом назначении - девяносто процентов добра…»
22.01.2015 15:12:00
Ирина Ивановна Зюльманова. Заслуженный работник культуры России. Почетный гражданин Отрадного. Ее имя внесено в историко-культурную энциклопедию Самарского края. Заслуги Ирины Ивановны отмечены многими наградами, дипломами, орденами Дружбы народов и Знак Почета, Нагрудным знаком «За труд во благо Земли Самарской». К регалиям гражданина в конце ушедшего года прибавилось весомое «Народное признание-2014». Недавно Ирина Ивановна отметила свой юбилей. Впереди – уроки, педсоветы, конкурсы, фестивали и новые идеи, воплощение которых потребует от директора, педагогов и учеников ДШИ полной самоотдачи. Непостижима наша Ирина Ивановна с ее феноменальным сочетанием качеств: естественностью и умом, тактом и решительностью, умением выдерживать характер, бороться и искать, найти и не сдаваться.
Стиль жизни: будущее через призму прошлого
Самое открытое горожанам, самое красивое здание центра города принадлежит сегодня детям. Построенное на средства коммунистов и для коммунистов, решением совета народных депутатов в 1991 году оно было передано под музыкальную школу (с 1992 года Детская школа искусств). С этого момента начался новый виток в истории развития учреждения: появились большой и малый концертные залы, тридцать учебных классов, библиотека с читальным залом, видеотека и фильмотека, при поддержке администрации и нефтяников были приобретены в дополнение к имеющимся новые музыкальные инструменты, костюмы.
Тогда столь добротная база многим руководителям разве что во сне могла привидеться. И Ирина Ивановна мечтала о ней, именно этому человеку удалось убедить город, что для выхода школы на более высокий уровень обучения детей и приобщения отрадненцев к высокой музыке нужны соответствующие условия. А коль скоро обстоятельства позволяют сделать это практически безболезненно, разумно передать детям лучшее здание в центре города. Но в этом казенном здании не хватало важного – души. И ее надо было вдохнуть.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Вот и Ирина Ивановна, прежде чем решиться на очередную школьную новизну, анализирует идею и, взвесив все «за» и «против», выходит с выношенным планом к коллегам: Е.Сальниковой, О.Макаровой, Г.Бердниковой, З.Верховцевой, В.Ивановой, Н.Арон, Ю.Башкирову, Т.Водогреевой, И.Масениной. В ней гармонично сочетаются открытость будущему и стремление сохранить испытанное временем. Так было и с популярными «Рождественскими вечерами».
Обнимаю вас музыкой
Шел 1992 год. То было коварное и дурное время, когда остервенело топтались проверенные временем идеалы: путч, развал государства. У руля страны, как заметил классик еще в 19 веке, - «хмельное, блудное племя». Остановленные предприятия, безработица, задержка зарплат, дефолт… Граждане великой страны зашли в тупик.
И педагоги школы искусств, выйдя из отпусков, в которые уходили без отпускных, насторожились перед предложением Ирины Ивановны: нужна горожанам отдушина, и она возможна через предновогодние «Рождественские вечера». Сопротивлялись и руководители творческих коллективов. Противники приводили вроде бы весомые доводы – от невозможности подготовить добротную программу за столь короткий срок до того, что не придут зрители.
Но надо знать Зюльманову: она, если убеждена в правильности курса, то, как бы ни был тернист путь, преодолеет преграды и добьется востребованного жизнью. Такова она и в малом, и в большом. Нашлись преграды? Найдутся и силы!
Тогда пять не повторяющих друг друга программ прошли при полном аншлаге под аплодисменты благодарных зрителей. Всякий раз перед началом действа Ирина Ивановна, поздравляя публику, раскрывала смысл вечеров. И надо было видеть одухотворенные лица людей и юных музыкантов, расходившихся по домам теми студеными декабрьскими вечерами. Шире – из сказки возвращавшихся в неуютную российскую действительность. Пусть чуточку, но более уверенными в своих силах.
Есть глубокая неправда в поговорке о музах молчащих, когда говорят пушки. В человеке заложен некий балансир, позволяющий уравнивать противоположности. Когда все спокойно, хочется и белый парус натянуть, и поискать бурю, а когда буря, ищешь тихую гавань. Люди инстинктивно тянутся к тому, что принято называть незыблемыми ценности. Особенно к музыке - народной, классической, эстрадной. «Ведь музыка – язык души», - утверждает Ирина Ивановна.
Способ существования
С той поры минуло почти четверть века. Но стало привычным, что допоздна из окон ДШИ льется оркестровая музыка, слышны хор и голоса солистов. Внутри, в сдержанно-возвышенной атмосфере, портреты великих композиторов соседствуют с уютными циперусами и фикусами, за стеклами витрин - россыпь декоративной «Живой старины» и тебя все время сопровождают доносящиеся из-за дверей звуки флейты, фортепиано, скрипки, баяна.
Отрадненская музыкальная школа была открыта в 1957 году, тогда в ней у пяти педагогов обучались игре на фортепиано и баяне 50 ребятишек. Сегодня в ДШИ на восьми отделениях учатся 760 детей, есть 22 творческих коллектива, пять из которых имеют звание «Образцовый художественный коллектив»: оркестр русских народных инструментов «Русский сувенир», ансамбли русских народных инструментов «Родничок» и «Веселинка» - руководитель Г. Бердникова; эстрадный оркестр «Тон-Джаз» - руководитель Ю.Башкиров, хореографический ансамбль народно-сценического танца «Росинка» - руководитель З.Верховцева.
Каждый десятый отрадненец учился в музыкальной школе. Свыше четырехсот из них избрали искусство своей профессией. Среди них заслуженный артист РФ В.Фомин, сестры Стерликовы и Печатниковы, И.Рябова, Д.Шульпина, Л.Лобачева и братья Бердышевы. С детьми работают 40 преподавателей, из них 27 - в прошлом выпускники школы. Их профессионализм подтвержден международными и всероссийскими конкурсами: тому свидетельство свыше двухсот ежегодных наград.
В 1958 году Ирина Ивановна стала преподавателем Отрадненской музыкальной школы, с 1961 года она ее директор. Поступила в музыкальное училище: произошло то, что предвидела ее педагог в музыкальной школе, огорченная в 1953 году решением Ирины не поступать после семилетки в музучилище: «Попомни мое слово, ты станешь музыкантом».
Со свойственной ей увлеченностью с головой ушла в работу и находила понимание у руководителей нефтяной отрасли города - Д.А.Такоева, А.З.Шефера. И в эволюции музыкального образования, шире – культурной жизни горожан – во многом ее заслуга. Человека, живущего по совету Эпикура тихо, но впечатляюще продуктивно по степени влияния на социум.
- Директор школы искусств – это не должность, а способ существования, поглощающий тебя всего без остатка, - говорит Ирина Ивановна. - Работа в этой сфере и сложна, и ответственна. Одна из многих задач руководителя – разглядеть божью искру в ребенке. Те, кто в детстве соприкоснулся с искусством, смогут работать в любой отрасли, потому что приучены много и упорно трудиться. Наши преподаватели, как и все творческие люди, эмоциональны и впечатлительны, у них много идей, и к каждому должен быть чуткий подход – это тоже задача руководителя. Директор должен чувствовать как пульс коллектива, так и общества. Только в этом случае возможно соответствие работы школы требованиям времени и задачам сохранения и развития культуры. Директор ответственен за самочувствие каждого специалиста и сотрудника школы. Только так можно достичь поставленных целей и соответствия школы …
Начало начал. Баллада о детстве
«Все жили вровень. Скромно так: система коридорная, на 38 комнаток всего одна уборная. Здесь зуб на зуб не попадал, не грела телогреечка. Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка», - написал В. Высоцкий. Именно так росла в полуподвалах и коммуналках голодная ребятня, радовавшаяся горбушке хлеба. Конечно, семьи были разные: благополучные и не очень. Но большинство родителей из последних сил хотели вытолкнуть своих детей в лучшую жизнь, дав им не только школьное образование, но приобщив к музыке, театру, танцу.
Ориентиром служила, несмотря на все потрясения, интеллигенция. Почти нищая, но всегда аккуратно одетая, в безупречно отглаженных платьях и костюмах, с изысканными манерами. Всегда светящаяся тем светом, который светит во тьме, с радостью делившаяся своими талантами и знаниями. Этим светом и озарили Ирину Воскиварову ее педагоги из первой музыкальной школы Куйбышева.
Ирина родилась в семье хирургической медсестры и заведующего отделом областного почтамта. Внимания ей и младшей в семье Людмиле родители уделяли много. Достаточно будет сказать, что уже в четыре года Ира читала. Да так хорошо, что в садике детишки, усевшись вокруг нее, с раскрытыми ртами слушали выразительные сказки о Дюймовочке, Иване Царевиче, Василисе Премудрой в исполнении Ирины.
Семилетней увидела жестокие лики всенародного бедствия: война опалила. Отец Иван Семенович ушел на фронт, а мама Анна Сергеевна подолгу не возвращалась из госпиталя. На Ирину легли домашние хлопоты: надо после школы и дрова принести, и голландку истопить, и обед приготовить, и карточки отоварить, и позаниматься. Но обстоятельства только усилили тягу к музыке, перед которой она преклонялась.
«Среди нас было особым шиком сходить на премьеру «Демона» или «Князя Игоря», услышать Святослава Рихтера или Александра Вертинского»,- вспоминает Ирина Ивановна.
Возможно, музыкальный ген передался от отца. Еще – мощный эмоциональный заряд, эстетическое наслаждение от оперы, балета, филармонических концертов. И, конечно, учеба у выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, выросших в лоне дореволюционной культуры. «Это - полубоги, которые воспитывали не внушениями, а личностной сутью, - говорит Ирина Ивановна.- Революция оставила их без материальных благ, но не лишила духовности. Влияние школьных педагогов на наше формирование - настолько тонкие и глубинные материи, что их никакими мероприятиями нельзя организовать».
На скромные заработки родители сразу не могли купить фортепиано, и девочка занималась в школе. Потом появился в доме старинный инструмент, взятый на прокат. И только позже у них появилась возможность играть на своем фортепиано. А училась Ирина блестяще: из выпускниц школы лишь двоих – ее и еще одну девочку - педагог порекомендовал принять в музыкальное училище без экзаменов. Однако профессия музыканта не из числа надежных. И мама посоветовала окончить среднюю школу и уже потом определиться с профессией. Так Ирина стала студенткой педагогического института.
Жить километрами, а не квадратными метрами
Ирина Воскиварова и Игорь Зюльманов – связаны дружбой со школьной скамьи. Удивительная синхронность душ, у обоих за внешней сдержанностью кроется «вечный двигатель» познания самых разных граней жизни.
Они поженились будучи студентами-четверокурсниками. Когда Игоря Евгеньевича в 1958 году распределили в Отрадный, то Зюльмановы перебрались сюда с полуторагодовалым сыном на руках и несколькими ящиками книг – библиотекой, подаренной молодой семье отцом Ирины Ивановны. Жили в комнате при музыкальной школе, где из мебели были кровать с панцирной сеткой, колыбель и сооруженный из деревянных упаковок книжный стеллаж. Со временем книг стало больше – Зюльмановы стоически выдерживали субботние переклички подписчиков у книжного магазина. А из книжного магазина горного кишлака под названием Караул, в который забрели при восхождении на Памир, понесли в рюкзаках на вершину по нескольку экземпляров классики, которую дома трудно было достать.
Зюльмановы – «запойные» книгочеи. Ирина Ивановна, увлеченная сюжетом, может и ночь не спать, лишь бы вдоволь насладиться вдруг открывшимся ей литературным шедевром. Но всегда вся семья – Игорь Евгеньевич, дети Дмитрий и Елена, а теперь и внуки - все живо интересуются делами музыкальной школы с момента зарождения до триумфа, когда отрадненская Детская школа искусств стала социокультурным центром, чей опыт перенимают представители многих городов. Не стали дети и внуки музыкантами по профессии, но они заядлые театралы. Живя в Казани и Москве, они не пропускают ни спектаклей, ни музыкальных фестивалей.
В детстве и юности они излазили областную жемчужину – Жигулевские горы, преодолевая на весельных лодках Волгу у Рождествено. Наверное, оттуда родом страсть к путешествиям: Зюльмановы побывали на горных вершинах Алтая, Северного Кавказа, Саян, Памира. Доехав по транссибирской магистрали до одной из станций в Красноярском крае, на катамаране шли по порогам горной реки Маны, но особенно впечатлила первозданная красота, окружавшая их во время сплавов по рекам Бия и Чулышмана.
Стремлением увидеть, понять и впитать все многообразие красок жизни, ощутить всю ее полноту объясняет Ирина Ивановна пройденные километры по ней. Жила и живет она не квадратными метрами, а километрами пройденных дорог, прочитанных книг, тысячами судеб своих воспитанников, с которыми не прерывается связь и для которых музыка стала и их жизнью. Они поддерживают связь со своим наставником и поныне, хотя многие уже убелены сединой. Недавно один из учеников Ирины Ивановны - Юрий Новожилов – признался ей, что вернувшись с работы, музицирует на синтезаторе. И через час, когда душа освобождается от гнета суеты, он оживает для общения с близкими. Такова очистительная сила музыки.
- Ирина Ивановна, Ваши коллеги и ученики обращаются к Вам со словами: «Добро души вложили Вы в заботы и дела свои. И часто мудрый Ваш совет надежды зажигает свет». Вы 56 лет в школе, пятьдесят три года из них – ее директор. Всякое бывало, и тернии, и звезды. Но абсолютно точно, что, пока Вы возглавляете школу, в ней будет кипеть жизнь. Поделитесь секретным источником идей, целей, осуществленных планов и новых веяний.
- Я люблю результат, а он есть. Блестящие ученики, прекрасный педагогический коллектив, весь персонал работают на то, чтобы школа сохранила и преумножила свои сильные позиции в воспитании детей, в областном масштабе - авторитет инновационного центра в обучении воспитанников искусствам и как учреждение, пропагандирующее музыкальную, хореографическую, художественную культуру. Это моя жизнь, и я рада, что она идет именно так. Бывало трудно, но я приучила себя не отступать. Собственно, это характерно для нашего поколения, выросшего в войну. А мой источник сил – ее величество музыка.
Детская школа искусств живет бурно: готовит программу к юбилею Великой Победы, ожиданием фестиваля «Парад оркестров», на который съедутся музыканты из других городов области… Для педагогов ДШИ и их руководителя И.И.Зюльмановой работа – это лучший способ наслаждения жизнью, а музыка есть не что иное, как момент истины. Ведь в человеке должно быть 90% музыки и добра.
28.03.2024 14:14:00
Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?
В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.
27.03.2024 14:16:00
Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте
Самарская область присоединилась к акции «Журавли»
27.03.2024 14:12:00
Выбирай территорию для благоустройства
В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства
27.03.2024 12:44:00
Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите
Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев
27.03.2024 12:40:00
В гуманитарной миссии важна регулярность
С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»