1022_157_small.gif


Общество и культура

Дорогой наш человек!

05.02.2015 14:48:00

Вряд ли какая семья в Отрадном не знает имени Анны Сергеевны Башкировой, ветерана труда, Отличника народного образования, педагога с 50-летним стажем, 20 из которых она руководила  школой №3.  Все мы, отрадненцы, ее ученики или коллеги, добрые друзья или соседи.  9 февраля  Анне Сергеевне  исполнится 90 лет. Цветы, слова поздравлений, нашу любовь мы дарим Вам, дорогой наш ЧЕЛОВЕК!




«Я с гордостью произношу: это мой учитель»

     Наталья Александровна Пахомова, выпускница школы №3 1975 года,  Почетный работник  общего образования РФ:

      - Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по призванию и велению сердца. Неважно, рождаются ли учителями от Бога или становятся, главное, чтобы каждому из нас посчастливилось учиться у такого талантливого педагога. Таким учителем была для меня Анна Сергеевна Башкирова - директор школы №3, учитель истории. 40 лет прошло, как я окончила  школу, но до сих пор помню ее уроки, которые она умела превращать  во что-то живое, одухотворенное.

      Анна Сергеевна – человек необычайно высоких моральных устоев и ценностей,  нравственная планка которого недосягаема. Она учила нас не только четким фактам и достоверным цифрам, которыми полон мир истории,  но и тому, что является, пожалуй, самым  нужным  в жизни каждого человека, – милосердию, добру, честности, искренности, нравственности. И пусть события прошлого иногда подзабываются, а даты «уходят из памяти» - ее уроки доброты останутся в наших сердцах навечно.

       Анна Сергеевна  не применяла никаких новомодных технологий – она давала прочные знания, такие, которые остаются с человеком на всю жизнь. Ее уроки были непохожими один на другой, главной «технологией» было слово. Но какое! Только она могла говорить так, что, затаив дыхание, сидели даже самые отъявленные хулиганы. Она была для нас образцом для подражания во всем: манере одеваться, говорить, улыбаться. Рядом с ней хотелось все время стать лучше.  Анна Сергеевна завоевала наши сердца своей высокой эрудицией, широтой интересов, требовательностью и вместе с тем человечностью.  Ах, как любили ее ученики! Любили за интересные уроки, за кипучую энергию, за поставленный  дикторский голос,  за талант слушать и слышать ученика. Для нее неважно было, станем ли мы великими, главное, чтобы мы были настоящими.

       Именно этот педагог сформировал мое отношение к профессии учителя. Я ни минуты не сомневалась в том, что пойду в педагогический институт и постараюсь стать такой, как Анна Сергеевна- человек редкой души и огромного сердца, для которой высшей наградой стали ее ученики, достойно продолжающие  лучшие традиции этой славной и трудной профессии. Буду счастлива, если меня она будет считать одной  из них.

      На днях Анне Сергеевне будет 90! Но сколько в ней еще энергии и нерастраченной любви и интереса к людям, к истории!

      Видно, правда, что педагог – это самая беспокойная профессия. Она требует с первого шага – зрелости. И до последнего шага – бодрости и мужества на всем пути. Пример тому – Анна Сергеевна Башкирова, легендарный учитель, Отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда.

 

Педагог на все времена   

     Ольга Николаевна Усталкова, выпускница школы №3 1977года, Заслуженный учитель РФ:

     - Я считаю, что в жизни мне очень повезло с учителями.  С той самой минуты, когда 1 сентября 1967 года  переступила порог школы №3, меня окружали   замечательные педагоги. До сих пор одних – уважаю, других – искренне люблю, перед достоинствами третьих – преклоняюсь. Но учителем на все времена для меня остается Анна Сергеевна Башкирова: ее уважаю, люблю, перед ней преклоняюсь.

      Когда училась в школе, то казалось, что у нашего директора Анны Сергеевны были  какие-то свои секреты, которые позволяли всегда и везде владеть ситуацией. В школе бурлила пионерская, комсомольская жизнь. Мы были одними из лучших в городе. Но только со временем начинаешь понимать, что для Анны Сергеевны главным являлись не показатели, а мы сами: со своими талантами, недостатками, проблемами.

      Для нашего выпуска Анна Сергеевна была не только директором, но и учителем истории. Кажется, не существовало  такого вопроса, на который она не знала бы ответа. Анна Сергеевна с одинаковым вдохновением рассказывала нам о Сталинградской битве, о своей встрече с первым космонавтом Юрием Гагариным, о том, сколько клеточек и где нужно отступить при    конспектировании. Прошло почти сорок лет, но и сегодня  как образец стоит перед глазами конспект    статьи В.И.Ленина «Памяти Герцена».

    Хочу пожелать Анне Сергеевне  всего того, что способно порадовать  душу. И пусть любовь благодарных учеников согревает ее сердце.


  Служение делу без каникул и перемен

     Наталья Васильевна Ребиндер, выпускница школы № 3 1968 года, бывший директор школы №9, Отличник народного просвещения РФ:

     - Профессия педагога  призвана служить людям. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в жизни каждого человека есть педагог, учитель, который поддержал в трудной ситуации, подсказал ответ на важный вопрос, помог определить жизненный путь.  Таким человеком для меня стала  удивительная женщина – Анна Сергеевна Башкирова, которая через несколько дней будет отмечать свой юбилей.

       Почти пятьдесят лет назад  семья педагогов Башкировых приехала  в Отрадный.  Красивая, молодая, энергичная, требовательная - такой мне  запомнилась Анна Сергеевна, когда она стала работать  директором школы №3 и преподавать  историю. А я была выпускницей этой школы.

      Преподавать  историю и обществознание во все времена  сложно. И кроме знания материала, учитель  должен  прекрасно разбираться в сегодняшних событиях, которые уже  завтра  будут историей. Донести  все это до ребят, научить их разбираться  в мире, воспитывать патриотизм, честность, умение трудиться, самостоятельно преодолевать трудности и доводить начатое до конца - это задачи, которые ставила перед педагогическим коллективом Анна Сергеевна.

      Думаю, что должность директора требует от человека способности полностью отдавать себя делу. Это служение, которое не знает каникул и перемен. Каждый день на уроках, в классах, в коридорах мы встречаем наших учителей, но никогда не задумываемся о их судьбе и жизни вне стен школы. Спустя годы начинаем понимать, как нам в свое время повезло, что на нашем пути  встретились такие педагоги как Нина Васильевна Подболоцкова, Зинаида Ивановна Земскова, Екатерина Михайловна Кононенко, Александр Петрович Ненашев, Марианна Павловна Совко, Александра Петровна Трубникова, Евдокия Ивановна Новикова, Мария Георгиевна Абизяева, Михаил Николаевич Василевский, Виктор Иванович Мячин, Галина Ивановна Кушкина и многие другие, которые беззаветно  служили делу обучения и воспитания. Этим замечательным  педагогическим коллективом и  руководила Анна Сергеевна! Руководить таким коллективом - это тяжелая работа. Ведь нужно не только обладать огромными знаниями, но и быть гибким, а иногда и  жестким человеком. Мы все прекрасно знаем, что директором может стать не каждый, для этого у человека должно быть терпение, доброта, любовь к детям, оптимизм, умение вовремя  поддержать в трудный момент, проявить требовательность.  Анна Сергеевна  была именно таким директором и педагогом.

     Она очень стойкий, неунывающий человек. Любовь к жизни, стремление идти вперед отличает ее от всех, и она умела  сделать каждый урок, педагогический совет, комсомольское  собрание интересными и захватывающими.

      Об Анне Сергеевне можно с уверенностью сказать, что это самый прекрасный, уникальный и добрый человек в этом мире. Это – требовательный, но в то же время справедливый педагог.  Сильная духом, она справляется со всеми трудными ситуациями, да еще и помогает другим решать их проблемы. Порой удивляешься, откуда у нее берутся силы? Наверное, потому, что вся ее жизнь направлена на созидание.

      И высшим пилотажем учителя я считаю то, что его помнят ученики, которые приходят к нему через 30- 40-50 лет после окончания школы, и это, конечно же, об Анне Сергеевне!

      Годы работы в школе убедили меня в том, что если  во время перемен, перерывов между занятиями  вокруг учителя собираются дети, что-то спрашивают,  обсуждают, интересуются, сообщают свои новости, то такой педагог достиг главной цели своей деятельности – учить жизненным ценностям: пониманию, терпимости, уважению, миролюбию. Это значит, что его миссия выполняется. 

      Помню, в 90-х годах в городе был дефицит учительских кадров. В 9 школе обучалось более 1500 учеников, учительская нагрузка превышала норму более чем в два раза.   Идея пригласить на работу учителей, которые  были на заслуженном отдыхе, могла показаться странной. Но я рискнула позвать А.С.Башкирову.  Она долго отказывалась, ссылаясь на то, что сын будет возражать. Пришлось договариваться и с ним. Он согласился, что  мама поработает две недели, выручит нас и школу.  А Анна  Сергеевна  проработала четыре года!  Ее уроков пятиклассники ожидали  с большим нетерпением.

     Дом Анны Сергеевны открыт для всех! Радушная  и гостеприимная хозяйка всегда встречает гостей своими пирожками с самыми  разными начинками. О ней можно говорить бесконечно. Анна Сергеевна – замечательная  мама, бабушка…. Но это уже другие страницы ее многогранной жизни… Здоровья, счастья, благополучия, долгих лет жизни Вам, Анна Сергеевна!

Подготовила Наталья Титова


Александр Семёнович
Мне не довелось быть учеником уважаемой Анны Сергеевны Башкировой. Но статья в вашей газете напомнила мне о другом представителе славной семьи русских интеллигентов, близком ей человеке. Вспомнился муж Анны Сергеевны, Илья Васильевич, тоже учитель. Илья Васильевич преподавал русский язык в шестой школе. Тогда было много прекрасных преподавателей, о которых вспоминаю с благодарностью. Наш директор, Тамара Петровна, умела подбирать кадры.
Илья Васильевич даже среди них был необыкновенным. Большой, слегка полноватый, с заметной лысиной, в очках, он приходил на урок, садился за стол и клал портфель рядом. Вытирал лоб платочком и урок начинался. Обладая удивительно мягким характером, он никогда не повышал голос. Объяснял доходчиво, мягко, интересно, что для предмета «русский язык» задача заведомо нелёгкая. Мы, пятиклашки, озорники и непоседы, старались при нём не шуметь. Но удавалось это не всегда.
Раньше мы писали перьевыми ручками. На летних каникулах Илья Васильевич съездил в Москву и привёз авторучки, на весь класс. И чернила для них. Бутылочка с чернилами стояла на подоконнике, и каждый ученик при необходимости подходил, чтобы заправить авторучку.
В тот день на уроке «заправлялись» трое. Двое набрали чернила и отошли, а последний мальчик не стал спешить. Он посмотрел в окно на блестевший морозный снег, потом поднял вверх авторучку и медленно направился вдоль доски к своему месту на третьей парте первого ряда. Вообще-то это был спокойный мальчик, и даже почти отличник. Он почти не нарушал школьные порядки, и, кажется, был то ли звеньевым, то ли старостой класса, сейчас уже не вспомнить.
Но в этот час что-то пошло не так. Наверное, бесёнку, который дремлет за спиной у каждого мальчика в этом возрасте, захотелось нашкодить. А может, это был просто трудный день, какие иногда случаются в жизни. Проходя мимо учителя, мальчик зачем-то взмахнул рукой с авторучкой, желая развеселить одноклассников. Чернила брызнули, и пара капель упала точно на лысину Ильи Васильевича.
Притихший класс, наверное, жаждал какой-то разрядки, и этот взмах её запустил. Если в природе после первых капель дождя случается гроза, то в пятом классе две капли чернил могут породить бурю. Она и случилась. Не буду описывать то, что творилось тогда в классе. Тот, кто учился в школе, вполне представляет реакцию детей на нежданное развлечение.
Поняв, что произошло, мальчик то бледнел, то краснел от стыда. Глупая улыбка плавно перекашивалась,  превращаясь в гримасу отчаяния. Эта мимика вызывала новые волны ребячьего смеха. На несколько минут урок был сорван, но эти минуты тянулись для ребёнка бесконечно.
Мальчишка вовсе не хотел обидеть своего учителя. Так случилось, а чертик – заводила уже куда-то спрятался и мальчик стал самим собой – застенчивым и тихим. Картинки заслуженной кары прыгали в затуманенных слезами глазах. Сцены исключения из пионеров, вызова родителей сменялись плачущей над несчастным внуком бабушкой, и ещё какими-то ужасами, о которых начитанный мальчик успел узнать из детских сказок.
Илья Васильевич сначала не понял, что произошло, и обернулся в недоумении. Потом достал белоснежный носовой платок, и, вытирая чернила, сказал только: «Что же ты, Саша? Надо быть аккуратнее. А что, если бы я был в белом костюме?». И всё. Оставалось, пряча взгляд, попросить прощения. Конечно, мальчик был прощён, а учитель сказал: «Садись и будь внимательней».
С той поры на каждой встрече выпускников одноклассники вспоминают этот случай и смеются. А мне всегда немного стыдно. Потому что тем мальчиком был я.
Илья Васильевич похоронен на центральной аллее старого кладбища. С портрета смотрят добрые глаза мудрого человека. Фронтовик, о чём я узнал уже после похорон. Для родителей и педагогов мы всегда остаёмся детьми. Склоняя голову перед памятью УЧИТЕЛЯ, подписываюсь так, как звал меня Илья Васильевич полвека назад.
    Саша Тюрин. Выпускник 1970 года.
Имя Цитировать Скрыть Удалить
 
Текст сообщения*
 
18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых

17.04.2024 13:57:00 Испытатель ракетных двигателей

Гость "РТ" - Андрей Георгиевич Сартаков - испытатель ракетных двигателей