1022_157_small.gif


Общество и культура

Моя история Бадабера

19.02.2015 16:02:00


Продолжение. Начало в №6


К 26-й годовщине вывода войск из Афганистана в прошлом номере «РТ»мы опубликовали первую часть журналистского расследования ветерана органов госбезопасности Музаффара Худоярова. Оно о восстании в лагере Бадабер, где погиб наш земляк Сергей Левчишин. Рассказ Носиржона Рустамова пролил свет на события тех лет.




«Меня призвали на службу в армию в 1984 году, - начал свою историю Носиржон. - В сентябре, после окончания учебного подразделения в Ашхабаде, направили в Афганистан. Участвовал в нескольких операциях, в том числе по конвоированию пленных моджахедов из Кабула в тюрьму Пули Чархи. Когда конвоировал пленных моджахедов, и представить себе не мог, что совсем скоро уже моджахеды будут конвоировать меня из Афганистана в Пакистан.

Зимой того же года подразделению, в котором я служил, поставили задачу по перекрытию нескольких троп в горах на подступах к Кабулу. Наш блок-пост разместился недалеко от кишлака Чорди.

С вершины горы был виден Кабул и прилегающие к нему пути. Смена на блок-посту составляла 8 человек. Очень неудобен был этот пост для боевиков афганской оппозиции, потому что сковывал все их маневры и передвижения. В один из вечеров моджахеды подвергли нашу точку сильнейшему гранатометному обстрелу. При обстреле часть наших солдат погибла, часть попыталась отойти в горы. При разрыве одной из гранат я потерял сознание. Когда очнулся, вокруг уже были моджахеды. Так и попал в плен.

Пленных не расстреливали. Я понял, что у них была четкая инструкция - вывозить пленных в расположения моджахедов, в том числе в район пакистанского города Пешавар. Командиры формирований, захвативших пленного советского солдата, получали большое вознаграждение. В районе Пешавара находилось несколько лагерей. Эти лагеря официально показывались как лагеря афганских беженцев, но на самом деле там осуществлялась подготовка моджахедов для борьбы с афганским правительством Бабрака Кармаля и советскими войсками. Там же содержали советских и афганских пленных.

По горам и скрытым тропам, через перевалочные базы меня, связанного, доставили в Пешавар.

А в Пешаваре, после нескольких допросов, привели к лидеру афганских оппозиционеров Бурхониддину Раббани. Впоследствии он станет президентом Афганистана, но тогда он был одним из тех, кто возглавлял борьбу против официального афганского правительства и советской группировки, исполняющей интернациональный долг.

Раббани говорил со мной на чистом узбекском языке. «Мы с тобой почти земляки, ведь мои предки родом из Самарканда», - сказал он. - Ты мусульманин, и я предлагаю тебе с оружием воевать против неверных». 

Я ответил, что не могу воевать, и этот ответ определил мою дальнейшую судьбу. Меня заковали в цепи и отвезли в местечко Зангали, где находился лагерь подготовки боевиков, и содержались советские военнопленные, бросили в подвал, где было еще 6-7 военнопленных. Все они также были закованы в кандалы. Иногда днем нас выводили на земляные или строительные работы. Иногда в лагерь привозили оружие, боеприпасы и даже реактивные снаряды. К разгрузке ящиков с оружием и снарядами также привлекали пленных. Часть оружия вывозилась, видимо, в Афганистан. За работой пленных строго следили надсмотрщики. Общаться между собой нам запрещалось. Если кто-то из пленных, по их мнению, не проявлял должного усердия, то на ночь следовало жестокое наказание: цепи на ногах затягивались до предела, и к утру из-под них буквально проступало мясо. Издевательства и насмешки над нами носили постоянный характер».

Это время, по воспоминаниям Носиржона, было самым тяжким и адским испытанием. Пленных, отказавшихся воевать, заставляли изучать каноны ислама, а пленных иной веры обращали в ислам, изменив их истинные имена. К примеру, там уже никто не называл русских парней Колю или Юру по их именам. Кого-то назвали Абдулло, кого-то Абдурахмоном и т.д.

«В лагере, кроме меня и пленных, закованных в цепи, было еще 11 советских солдат, принявших ислам, которые содержались не в подвале, а в верхнем казарменном помещении. Среди них были русские, украинцы, татарин. Они имели более свободный режим передвижения и пользовались у моджахедов доверием. Эти парни считались невозвращенцами и говорили о том, что не вернутся в Советский Союз, а выедут в Америку или в Европу. Но я тогда не догадывался, что это была их тактика по вхождению в доверие к моджахедам, с тем, чтобы при удобном случае завладеть оружием и вырваться на свободу.

Лидером среди этих 11 пленных был украинец с исламским именем Абдурахмон. Это был смелый, умный, крепкого телосложения и высокого роста молодой человек с мужественным характером. Возможно, он был десантником или спецназовцем, потому что владел приемами рукопашного боя. 

Абдурахмон всегда призывал своих соотечественников не смиряться со своим положением и при случае заявить о себе пакистанским властям, так как пленные содержались на территории Пакистана незаконно. Весной 1985 года Абдурахмон осуществил свой план восстания.

Поводом послужило надругательство, совершенное двумя офицерами моджахедами над советским солдатом по имени Абдулло. Думаю,что Абдулло был татарином.

Воспользовавшись временем пятничной молитвы, когда почти все моджахеды были в мечети, Абдурахмон подошел к охраннику склада боеприпасов, крепкими ударами обезоружил и расстрелял его. Позвал остальных, они вскрыли склад оружия и боеприпасов и стали выносить на крышу склада пулеметы, автоматы и боеприпасы. С ними был и армянин Исломиддин. Но позже Исломиддин побежал обратно, выкрикивая, что русские подняли бунт. Не исключено,что суровый Абдурахмон мог даже специально отвести его от восстания, чтобы оставить свидетеля, возможно, по каким-то другим соображениям.
Думаю, что у наших ребят не было шансов выжить.

Русские выпустили на свободу и пленных солдат афганских правительственных войск.

Сначала восставшие дали очередь в воздух, чтобы привлечь к себе внимание моджахедов и выставить свои требования. Первым требованием было – наказать двух офицеров-моджахедов, надругавшихся над солдатами. В противном случае восставшие грозили взорвать склад боеприпасов, что привело бы к уничтожению всего лагеря.

В это время я и закованные пленные находились в своем подвале. Моджахеды спешно вывели нас из подвала и вывезли за пределы лагеря. Восставшие увидели нас и стали требовать, чтобы нас тоже передали им на крышу, но моджахеды не реагировали на эти требования.

Восставшие, вероятно, думали, что меня и других вывели из подвала, чтобы расстрелять. Но нас вывезли недалеко от лагеря, там повалили на землю, приставили к голове каждого автомат и держали так всю ночь. Все это время моджахеды со злостью отзывались о наших соотечественниках, поднявших восстание в лагере: «Ваши друзья и вас к себе требуют, думают, что уйдут вместе с вами. Но этого не будет, мы их все равно уничтожим».

Всю ночь слышались одиночные выстрелы. Шли переговоры, которыми руководил Абдурахмон. Он потребовал, чтобы пришел Раббани. Тот пришел утром и, выслушав их требования о наказании двух офицеров, распорядился тут же расстрелять одного из этих офицеров. Раббани сказал, что этот офицер - бывший сторонник официальной афганской власти, перешедший на сторону моджахедов два года назад. Второго связали, но расстреливать не стали, хотя Раббани обещал, что жестко накажет его. Затем он обратился к восставшим: «Мы выполнили ваше требование, теперь слезайте и возвратите оружие». Но тут восставшие предъявили еще одно требование – вызвать представителя пакистанских властей или советского консула и обеспечить выход всех пленных из лагеря с оружием в руках. Раббани не мог выполнить эти требования и, дав свои распоряжения, выехал из лагеря. После этого началась ожесточенная перестрелка.

Раздался огромной силы взрыв, который уничтожил весь склад боеприпасов и унес жизни всех 11 пленных. Также погибло около десяти моджахедов, находившихся на близких позициях».

Доподлинно неизвестно, взорвался ли склад от попадания артиллерийского снаряда или восставшие сознательно уничтожили себя вместе со складом и моджахедами, поняв, что помощи уже ждать неоткуда.

Взрыв складов с огромным количеством оружия и боеприпасов, возможно, даже входил в планы Абдурахмона как крайний вариант. Ведь это оружие предназначалось для последующей доставки в Афганистан и использования против нашей армии. Взорвав арсенал, наши солдаты, возможно, спасли сотни жизней, против которых это оружие могло быть использовано.

«После взрыва моджахеды привезли меня и других пленных обратно в лагерь, приказали собрать и закопать части тел погибших. Моджахеды все время торопили нас, чтобы пакистанцы, которые могли прибыть утром, не заметили следов восстания и захоронения. Никаких холмиков над общей могилой не делали. Моджахеды потом утрамбовали землю экскаватором, чтобы не осталось никаких следов. Нам не разрешали даже прочитать молитву по погибшим. Но, несмотря на запрет, мы все же помолились по исламским обычаям.

Я мечтал вернуться в родной Узбекистан дни и ночи.

В 1992 году меня и еще примерно 15 пленных привезли в столицу Пакистана город Исламабад на официальную церемонию. Среди пленных было 4 узбека, остальные русские, украинцы и другие. Перед этим со мной лично беседовал Раббани, который рассказал, что нас повезут на большое собрание, где будут представители России, Украины, Узбекистана, западных стран. Там у пленных будут официально спрашивать, хотят ли они вернуться в свои независимые страны. Раббани не хотел, чтобы я возвращался в Узбекистан, всячески агитировал меня остаться, обещал женить, сделать из меня ученого богослова. На словах согласился с ним, но во время церемонии, когда меня спросили, я ответил, что выбираю Узбекистан.

Остальные пленные выбрали Америку, Францию и другие западные страны. На встрече присутствовали Руцкой и Хасбулатов. Они очень расстроились, что их соотечественники отказались вернуться. Видимо, поддались психологической обработке или испугались, что на Родине их будут считать предателями».


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»