1022_157_small.gif


Общество и культура

Годы сбывшихся надежд

03.09.2015 09:51:00

Ликовали отрадненцы 1 Мая 1956 г.: Указом Президиума Верховного совета РСФСР поселку нефтяников был присвоен статус города. Многолетняя работа разведчиков недр, буровиков и промысловиков завершилась их победой над подземными кладовыми. Большая нефть есть! На том митинге первый секретарь Куйбышевского (сельского) райкома ВКП (б) А.П. Глазунов подытожил: «Наши надежды на лучшее вполне оправдались».  



Генеральная линия Панферова
   Правительство выделило деньги, а объединение «Куйбышевнефть» бросило на большую нефть свои лучшие силы. Само собой, что не оставили без внимания «второе Баку» журналисты и писатели. Один из них – лауреат двух Сталинских премий, орденоносец, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов, член Союза писателей СССР, редактор журнала «Октябрь» Федор Панферов.
    Оставим в стороне недостатки произведений самобытного автора, художественность которых мэтрами литературы ставилась под сомнение. Мало того, писателя винили и в том, что злободневность его творений преследует  конъюнктурную цель – дескать, хочет Панферов соответствовать каждому зигзагу  «генеральной линии». 
   Будем помнить главное. Панферов искренне желал молодой стране Советов взять вершины индустриализации и коллективизации, а после окончания Великой Отечественной войны – быстрейшего восстановления экономики.  А еще писатель  искренне негодовал на «трещащих» о близкой победе коммунизма горе-пропагандистов: «Мели Емеля, твоя неделя». Хоть завершались уже 50-е годы, но критика партии была небезопасна.
    Автор «Брусков» любил Волгу. Его, волгаря и крестьянского сына, волновали разительные перемены в родных местах. Вот и очерки, легшие в основу документальной повести «Сказание о Поволжье» (1957 год), вызвали неподдельный интерес у читателей. В ней писатель рассказывал и об  Отрадном, о своих встречах с первопроходцами Мухановского месторождения.

Богатырь-великан 
    Самара, Самара… За сорок лет революций, войн, пятилеток Самара-городок стала индустриальным  Куйбышевым. И все благодаря людям, обуздавшим природные стихии, в том числе и недра. 
    Один из них — В. И. Муравленко. Легендарная личность, многое сделавшая для развития нефтяной отрасли как в нашей области, так и на Сахалине, в Западной Сибири. Возможно, что у Панферова была встреча и с ним, но в повести он рассказывает о своем знакомстве с главным инженером объединения В.Т. Пчелинцевым, который «волнуясь, а порой заикаясь» говорит: «Баку! Я Баку люблю: он меня воспитал, научил ценить нефть. Если Баку по нефти считался богатырем, то куйбышевское месторождение – сынок Баку – уже богатырь-великан».
    К слову сказать, в 1954 году именно по предложению Пчелинцева на Мухановском промысле впервые в объединении начали одновременно эксплуатировать два пласта одной скважиной.
    «Куйбышевское Баку» — это Мухановский промысел, куда несколько часов по выгоревшей на солнце степи, ныряя по ухабам, едут писатели и журналисты: «Ничего особенного». А ведь наговорили им в Куйбышеве о Первомайском нефтяном объединении так много, что в воображении уже создалось что-то грандиозное. «Баку? Какое уж там Баку! Баку – красивейший город. А тут – захолустье. Если встречаются две машины, то непременно остановятся: впереди – темная туча пыли».
     Но завиднелись «ажурные буровые вышки», затем последовало знакомство с городком, в котором 25 тысяч жителей, где еще нет стадиона, «а в кино достать билет так же трудно, как было трудно достать его на Московский молодежный фестиваль…». Однако Отрадный «хорошо распланирован, старательно озеленяется, улицы покрываются гудроном…». И –  «через два-три года «Куйбышевнефть» даст нефти гораздо больше, нежели все бакинские промыслы. Первоклассной. Лучшей в мире и дешевой. По себестоимости тонна нефти равняется стоимости бутылки пива».

Да будет нефть!
   1944 год. Открыто Мухановское месторождение.
   1945 год. Из скважины №3 Мухановского месторождения с глубины 420 метров из кунгурского пласта получен фонтан нефти: самой легкой и качественной из всех углеводородов «второго Баку». 3 октября 1946 года приказом №161 по тресту «Куйбышевнефтеразведка» путем слияния Кротовской и Садкинской нефтеразведок на базе Толкайской РТБ организуется новое предприятие, вошедшее в историю как Отрадненское УБР.
    11 августа 1951 года бригада Н.С. Сафиулова приступила к бурению первой на Мухановской площади глубокой скважины. Спустя год, 30 сентября 1952 года, с глубины 2211 метров ударил фонтан нефти с суточным дебетом 350 т. «Первая ласточка» — так называет ее бывший начальник ПТО НГДУ «ПН» В.М. Тихомиров. Она за 43 года дала более 1,17 млн т углеводородов.
    1955 год. Получен фонтан девонской нефти из скважины №38, построенной бригадой бурового мастера Ш.М. Кильдеева.
    1956 год. Герой Социалистического Труда А.С. Сабирзянов при бурении девонской скважины под номером 68 глубиной 3000 м впервые в объединении «Куйбышевнефть» применил турбобур и установил рекорд скорости – 541 метр на станок в месяц. Бригада Сабирзянова построила скважину за шесть месяцев, а ведь до этого на бурение  девонских скважин уходило 11 и более месяцев.  Это был подарок знатного мастера горожанам ко дню оглашения Указа Президиума ВС РСФСР о преобразовании поселка нефтяников в город районного подчинения.
    За 10 лет (с 1954 по 1964) действующий фонд нефтяных скважин увеличился в Кинель-Черкасском газонефтяном районе с 320 до 636. И это огромная заслуга отрадненских нефтяников, которые превратили его в самый крупный нефтяной район области, а Отрадный – в ее нефтяную столицу.

Нефтяные короли
    Разными были пути первопроходцев в поселок нефтяников, но цель одна. Бурить и добывать нефть. Строя город, обеспечить будущее себе и потомкам. Ф.А. Балакина говорила: «Я считаю себя счастливой, потому что всегда работала с добрыми людьми, прекрасными специалистами, отличными руководителями. Мухановский промысел начинался со 120 работников, он развивался, и инженеров, операторов становилось все больше. Но нас объединял дух товарищества. М.Лазарева, А.Шефер, А.Юнин, В.Симонова, Н.Кузьмина… О каждом могу сказать: это настоящий кладезь ума, великодушия, сердечности…».
Однако, почему «Первомайнефть»?  В те годы нефтедобывающие предприятия называли по их географической привязке: «Кинельнефть», «Ставропольнефть». 
    Потому что первый эшелон мухановской нефти ушел со станции Кротовка 1 мая 1947 года. И еще  потому, что приказом № 37 от  1 мая 1954 года Министерства нефтяной промышленности на базе Мухановского и Черновского промыслов был организован трест «Первомайнефть».
     Первым руководителем «Первомая» стал Е.И. Павлов. Грамотный инженер, по мнению Панферова, «болельщик всего физкульта», терпеливо вводит недоумевающую писательскую братию в суть работы промысла и, «четко подчеркивая», говорит: «Надо принять во внимание, что мы еще совсем молоды: нашему промыслу не больше десяти лет. Мы еще только незначительную часть разведали. А нефть есть повсюду – в этом мы уверены. Но в перспективе Баку уступит нам первое место». 


Справка. 
Е.И. Павлов – организатор нефтяной промышленности в нашей области. 
В Отрадный был направлен из «Кинельнефти» 
в 1954 году на должность управляющего трестом «Первомайнефть». Руководил НПУ «Первомайнефть» 
до августа 1957-го. В 1960 году назначен  начальником Первого управления Совнархоза Куйбышевского экономического района СССР. 


    А теперь – точка зрения последнего начальника НГДУ «Первомайнефть» В.И. Кузаева, на плечи которого легли и реформа 1987 года, когда нефтяников перевели на принципы полного хозрасчета, и испытания 90-х годов, когда трехтысячный коллектив НГДУ жил в тревожном ожидании перемен. Это смутное время было временем самой тяжелой работы: «Мухановское месторождение уникально как по размерам, так и по высокому качеству нефти. Особенно богаты залежи угленосной свиты, достигающие местами 110 метровой толщи. Бывали годы, когда только одно наше НПУ  давало около 17 (!) млн тонн нефти в год, тогда как все объединениие «Куйбышевнефть» — 36. Более 50%!». 
    Владислав Иванович о городе: «Посмотрите на срез дерева: каждое кольцо – еще год его жизни. Так и города, подобные Отрадному. Возникали они с открытием месторождений. Росли вширь и ввысь… Все начальники «Первомайнефти» являлись по сути неофициальными замами председателей горисполкома, отвечая не только за производство, но и за медсанчасть, Дворец культуры, садики, коммунальное хозяйство…».
    В первое десятилетие (1954-1964) добыча нефти росла стремительно: с 609948 тонн в 1954 году до 15907367 тонн в 1963-м, за эти годы было добыто  104437,6 тыс. тонн «черного золота». 
    За 56 лет (1945-2000) пробурено 2229 скважин, из них свыше 500 на Мухановском месторождении. Более полутора тысяч дали нефть. А шестьдесят шесть – свыше миллиона тонн каждая. Два уникума Мухановского месторождения выдали на-гора по 2,7 (107-я) и 2,6 (108-я) млн тонн. Здесь же девять скважин дали более чем по 1,5 млн тонн. За черту в 2 млн тонн перешагнули еще три скважины. 
     А 28 декабря 1994 года произошло событие, которое вписано в историю золотой строкой – на промыслах области добыта миллиардная тонна нефти. Есть самарский миллиард! И его львиная доля – отрадненская.

Виртуозы бурения
    В поселок нефтяников объединение направило лучшие силы. С берегов Волги прибыли П.В.Маркухин, Н.И. Курышев, А.П. Шамбаров, Г.Д. Толстоухов и А.С.Сабирзянов. Из Похвистнева – Ш.М. Кильдеев и Н.С. Сафиулов, с Сахалина – Г.Т. Подшивайлов. Все они люди во многом со схожими судьбами: неизбалованные жизнью крестьянские дети, познавшие голод, холод революции и гражданской, Великой Отечественной войн, трудолюбивые и сметливые. 
     Бурение изучали не по книжкам, а под дребезг станков и лязг труб. В фуфайках, кирзовых сапогах при любой погоде, довольствуясь нежирным куском хлеба. Популярное лакомство – «рябчики»: картошка, испеченная в буржуйке. «Вкусно! Хоть и с запашком машинного масла… Ведь рядом с этим яством сушились пропитанные соляркой одежда, обувь, рукавицы», — вспоминает А.В. Казаков.
И стали авторитетными мастерами. Трудности преодолимы, если рядом надежные товарищи. А.С. Сабирзянов на всю жизнь запомнил напутствие своего мастера Федоренко: «Помни сынку… На грудь посматривать, конечно, лестно, но и через плечо не забывай оглядываться. От этого только сила да ум прибавляются».
      В повести Панферова о встрече с Сабирзяновым на буровой: «Вот эти трубы бригада опускает на глубину тысячи, двух, трех тысяч метров. Да не раз. Особенно тяжело становится, когда бригада добирает последние метры: грунт настолько тверд, что стальные зубцы долота стираются в течение часа-двух. А на подъем и спуск труб требуются семь-восемь часов». 
     «Окаянным трудом» достается нефть, но без него Абдулла Сабирзянович, буривший в Баку, потом в Жигулях и теперь здесь, не может. «…А когда после многодневного тяжелого и рискованного труда (что там, на глубине? кто точно скажет?) появится нефть, первой к ней, еще теплой, подходит Абдулла Сабирзянов и торжественно-сурово моет в ней руки…». 
     Емкую характеристику А.С. Сабирзянову дал ветеран труда, в прошлом заместитель начальника объединения С.М. Данильянц: «Абдулла Сабирзянов не просто мастер, а мастер высочайшего класса… Бурение было смыслом его жизни, буровая – вторым домом, а бригада – второй семьей». Надо сказать, бурение было смыслом жизни многих и многих покорителей «черного золота». В их числе – И.Г.Феклов, М.Г. Дроздев, В.И.Кашелев, В.Г.Проничев, В.М.Агафонов, В.Н. Столяров, В.А. Голодяевский, династии Волковых, Марочкиных…

Жить – значит действовать
     «Что же за люди здесь? Почему к ним привилось такое название «энтузиасты»?  Заговорили с собравшимися на перекур операторами, механиками. Все молодежь, только одному, Филаретову, пожалуй, уже под пятьдесят. Он с Волги, но долгие годы работал в Баку и теперь со всей семьей переехал вот сюда, в «расковырянные» степи. Что заставило переехать? Плохо жил там, в Баку? Квартиры не было, заработок низок?
     - Нет. Жил лучше, чем здесь… Да вот потянуло осваивать новую нефть. Заработок, конечно, заработком. От хорошего заработка мы не отказываемся, не святоши. Но ведь если гнаться только за благополучием, превратишься в лежачий камень. Заплесневеешь в мозгах. Жить надо, а жить – значит действовать.
Мы ждали, что рабочие или промолчат, или возразят. А все заговорили с пылом, жаром… О том, что нефть-то новая, девонская, и «играет»: то одно, то другое выкидывает. Тот же парафин… Забьет скважину метров на двести. Попробуй-ка очистить от него стенки труб… Это  уже говорит, явно гордясь своей работой, совсем молодой рабочий. Его поддерживает другой, и вот уже все заговорили наперебой.., у всех горят глаза… Да, — заключает автор, — это действительно энтузиасты».

Созидатели
     «… И снова Евгений Иванович (Павлов — Прим. авт.) загорелся: «Представляете себе: Татария, Башкирия и Куйбышевская область по добыче – три Баку. Да надо еще принять во внимание нефть Саратовской, Сталинградской. Вот что такое Волжский нефтяной бассейн…».
     Стране нужна была нефть, и профессионалы с осознанием важности этого искали ее, поднимали из глубин…. Конечно, были и те, кто за лучшей долей перебирались на новое место без всякого воодушевления. Не без этого. Но и они проникались чувством важности происходящего, источником которого было подавляющее большинство жителей молодого городка. 
     Вряд ли все попутчики тогда начинающего геолога Александра Казакова  разделяли его оптимизм, когда, обливаясь потом в июльскую жару, по пыльному тракту, подскакивая на кочках, на старенькой полуторке ехали на привязку смонтированной буровой №1.  Но, и сегодня заразителен ветеран при воспоминаниях о том, как буровики разве что не плакали, когда спустя год ударил фонтан: «Есть, есть большая нефть!» 
Или В.М. Тихомиров, считающий личной удачей, что после школы пошел не в институт, а разнорабочим в бригаду Сафиулова: он да еще Авраменко, Сабирзянов, Бурокшаев, Киселев и другие стали его наставниками и в профессии, и в жизни. Валентин Михайлович выучился потом, на пенсию ушел в должности начальника ПТО «Первомая», но и сегодня он так же гнет свою линию и не со всем, что происходит вокруг, согласен.
     Как не вспомнить о легендарном начальнике СУ-4 А.Л.Степанове (позже управляющий трестом «Востокнефтестрой»)? Он в том далеком 1957-м поставил условие обкому ВКП (б): перебазируется из Зольного в Отрадный, если будут средства на возведение жилья для строителей. Потому как светили им разве что «благоустроенные» палатки. На подобный демарш мог решиться только сильный человек, возражать указаниям обкома было не принято. Но, как говаривал Александр Леонтьевич, «надо уметь возражать». 
     Отрадненцам есть кем гордиться, однако обо всех  ярких и самобытных личностях, которым Отрадный обязан своей созидательной атмосферой, не упомянешь. «Нравственно зрелые, духовно красивые, — так Иван Тимофеевич Комаров характеризовал поколение первопроходцев. — На них равнялись, за ними шли». 
    А на промыслы и буровые на смену первопроходцам пришла молодежь, которая, как эстафету, подхватила традиции старших. 
     Многое изменилось с тех пор, когда на уникальное месторождение ехали со всех сторон, чтобы увидеть «второе Баку», поговорить с его обитателями. С тех пор изменилось все, включая и представления о жизни. Жизнь переменилась – но люди остались.  И строя планы на будущее, они непременно заглядывают в прошлое за бесценными уроками первопроходцев, положивших начало Отрадному.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»