1022_157_small.gif


Общество и культура

Дачные страдания

29.10.2015 08:37:00

Дачный сезон окончен, а вот проблемы садоводов остаются. Даже в таких благополучных товариществах, как «Раздолье». Есть у этого садоводства одна особенность. Кого бы ни выбирали председателем, у некоторых дачников всегда найдутся к нему претензии. Одного обвинят в том, что он не умеет работать с людьми, другого в том, что неправильно ведет хозяйство, третьего и всех вместе взятых – в растратах. Председатели, как правило, обороняются, иногда переходя за грань закона.

Во многих садоводствах страны  возникают «дачные» войны. Были случаи, когда решения, принятые на общих собраниях, отменялись судами. Ведь законными они считаются, если за них проголосовали 50% членов  плюс один голос. Следуя этой логике, какое бы решение ни было принято общим собранием СНТ «Раздолье», каждое можно признать нелегитимным. И будь на то желание хотя бы у одного из членов его опротестовать, он обязательно добьется своего в суде. Ведь присутствуют на важных процедурных мероприятиях 10-15%  садоводов. Специалисты сетуют на несовершенство закона, а законодатель не торопится его менять. Быть может, так защищают простых людей от самоуправства председателей? Жалоб-то на них по стране великое множество.

Но как тогда организовать работу самим председателям? И где найти таких, чтобы угодил каждому? Написать эту статью редакция поручила журналисту Татьяне Альмеевой, с просьбой посмотреть на ситуацию, как говорится, незамыленным взглядом.



История конфликтов

 Дачником Николай  Самаркин  стал в 1998 г. и незамедлительно проявил себя как борец за справедливость.

Во-первых, считает, что вне зависимости  от того, является ли садовод владельцем респектабельного строения с сауной, как на 1-м поле СНТ, или средств у него ровно на домик с единственными лампочкой и розеткой на втором, каждый обязан платить за потребленные воду и свет.  Посему у всех должны быть одинаковые блага, так как благополучие СНТ складывается из членских и целевых взносов дачников.

Во-вторых, Николай Степанович, наряду с другими садоводами, настаивал на ремонте электросетей второго поля, куда свет подавался из рук вон плохо. Проблема эта с «бородой»: в 2007-м владельцы участков внесли по 500 целевых рублей на новый кабель, позже деньги потребовались на ремонт дороги, насосов, приобретение опор.

В-третьих, требовал наладить контроль за потреблением света, а то ведь небогатым собственникам участков приходилось платить за любителей дармового. За тех, кто в обход индивидуальных счетчиков подключались к сети товарищества и вносили в кассу СНТ «смешные» копейки. За тех, кто без стеснения использует рубильник «Раздолья», который,  по его словам, доступен каждому, кому на столб забраться, чтобы перебросить провода, пара пустяков. А за этот «пустяк» потом платят законопослушные и совестливые соседи по массиву.

А на поверку выходит, что 360 умельцев, кому правление еще во времена бывшего председателя Владимира  Чичкова выдало уведомления о необходимости навести порядок на участковых кабельных вводах, претензии к ним попросту проигнорировали.

Итак, дорога, по мнению Самаркина, не отремонтирована, с электроснабжением — мутно, а исчезнувшим миллиону двумстам тысячам дорожных рублей, собранных с дачников, так и не найдено внятного объяснения. Короче, конфликт зрел,  и его переход в стадию противостояния был лишь делом времени. К тому же  Чичков слыл хорошим хозяйственником,  но человеком жестким. Впрочем, его предшественники на председательском посту также пришлись не ко двору садоводам.

 

Не доверяем, уходи!

 С 2006 года (может и раньше, в руках оказались копии документов, начиная с этого времени) Самаркин обращался в полицию, прокуратуру города и области. Сигналы о нарушении закона касались повышения тарифов на электроэнергию, роста членских взносов за сотки, целевых сборов на ремонты и материалы. Были заявления о проникновении посторонних на его участок, порчу на нем посадочного материала.

Его возмущал тогдашней председатель садоводства Николай Рыков, возглавлявший товарищество в 2007 г., который, якобы, заявил во всеуслышание, что малообеспеченным в СНТ не место, что он мечтает о времени, когда все «Раздолье», включая 2-е поле массива, станет элитным дачным поселком. Николай Степанович подозревает, что и остальные председатели склонны к такому видению будущего товарищества.

Однако сразило упорство, с которым Николай Степанович привлекал внимание правоохранителей и общественности к Владимиру Чичкову в его бытность председателем СНТ в 2009-2011годах. Разумеется, газеты также были вовлечены в эту круговерть вокруг «Раздолья»: «Вывести свет из подполья», «Дачники просят помощи», «Дворцовый переворот…», «Электрификация «Раздолья»: страсти накаляются», «Дачный мираж из КамАЗов щебенки» и т.п.

У большинства садоводов тогда были претензии к председателю. А ревизия финансово-хозяйственной деятельности правления «Раздолья»  выявила многочисленные нарушения. О них на собрании СНТ в марте 2011 года доложила председатель ревизионной комиссии О.Девяткина. Садоводы оказались единодушны во мнении: председателя переизбрать, а материалы ревизии направить в прокуратуру. Тогда и Самаркин, и Митрофанов (нынешний председатель «Раздолья»)  действовали в унисон. 

 

Противостояние

 То, что правоохранители не нашли преступных умыслов в действиях В.Чичкова и прекратили дело, позже – при пристальном изучении документов бухгалтерии СНТ —  Митрофанова не удивило. Потому как оказалось, Чичков  не уделял должного внимания  подписываемым договорам, нарядам, а опытного бухгалтера рядом не было.  Об этом и текущих проблемах товарищества, которые надо решать безотлагательно, Николай Вениаминович доложил собранию 2 февраля 2012года.

 Однако решение прокуратуры вызвало недоумение у части садоводов,  а  Самаркин вообще счел отчетные доводы  председателя неубедительными и  с присущим ему напором, предъявив претензии Митрофанову, пообещал продолжить собственное расследование.

Здравый смысл подсказал людям, подуставшим от сотрясающих «Раздолье» скандалов, что пора заняться конкретными сезонными делами – насосами, дорогами, водоводами. Ведь и для городских крестьян земля и радость, и подспорье к столу. В итоге Самаркина исключили из правления.  

 

Когда дебет с кредитом не сходятся

 То на помощь садоводам  председатель призывает знакомых, предприятия. У Митрофанова это получается. Может, и поэтому он дважды избирался председателем товарищества. В его первый срок – 2011-2013гг. -  на 1—ом поле пробурили скважину, заменили трансформаторную подстанцию, построили линию электропередачи. И все – за полцены или безвозмездно. Тогда же садоводство перешло на 2-х тарифный учет  потребленного света. А это более 100 тысяч рублей экономии.

 Со 2 марта этого года он опять председательствует. Говорит, что его чуть было инфаркт не хватил, когда обнаружил, что похищены 40 метров кабеля. Замену ему подарили, кроме того, практически бесплатно отремонтировали насос. Отсыпали дороги. Погасили долги перед энергетиками за свет, отключенный на 2-м поле в ноябре прошлого года,  рассчитались с задолженностью по зарплате перед работниками садоводства. А это – 650 тысяч рублей.

Но, несмотря на то, что отчетно-перевыборное собрание повысило членские взносы и плату за воду, денег не хватает, т.к. цены на материалы и услуги растут. Поэтому на собрании 26 сентября из  155 присутствовавших 147 проголосовали «за» при восьми «против» за целевые сборы на погашение долгов прошлых лет по полторы тысячи рублей с участка. За пару дней собрали больше ста тысяч, и до сих пор люди продолжают нести свои кровные.

 

По закону и по совести

 Послушаешь Митрофанова – и хочется верить Николаю Вениаминовичу. И правда в его доводах есть. Разрастаются споры и скандалы, а в это время гниют трубы, горят насосные станции. И будут гореть. Идет бурная «охота на ведьм» - председателю некогда работать, он тем только и занят, что бегает то в прокуратуру, то в полицию, которые Самаркин заваливает своими заявлениями. Даже есть жалобы в Госдуму.

Поговоришь с Николаем Степановичем, переберешь кучу бумаг, что Самаркин принес в редакцию – и ему хочется верить и посочувствовать.

Ведь ополчились против него. И от света с водой отлучили, и злостным неплательщиком объявили (что неправда - прим. ред.), и на дачу не пускали. А, «увлекшись», еще и из товарищества исключили. И все – незаконно, необоснованно и несправедливо.

Но хождения Николая Степановича закончились: суд 25 сентября сего года встал на его сторону: «Исковые требования Самаркина Николая Степановича к садоводческому некоммерческому товариществу «Раздолье» о признании решения общего собрания членов товарищества и решения правления об исключении из членов товарищества недействительными, о восстановлении в членах товарищества, о водоснабжения и электроснабжения дачного участка удовлетворить».

Многие конфликты рождаются лишь потому, что материального равенства нет вот уже четверть века, а по сему – для кого-то заплатить тысячу-другую сверх установленного трудно, а кто-то попросту забывает о такой мелочи, как членство в садоводстве. В «Раздолье» была проблема неплатежей, ее разрешили радикальным способом: не пропускать должников на территорию товарищества. Нарушили закон? Да. Но зато собрали 3 млн.620 тыс. руб. из запланированных 3 млн.690 тыс. руб., а значит, будут деньги на запланированные работы. Таковы доводы управленцев.

Это замечательно, что в «Раздолье» вода льется круглосуточно, однако ж, она не бесплатная, а социалистических шефов уже не будет. Поэтому надо помнить, что содержание насосных станций, водопроводов  потребует личных вложений и относиться к достоянию садоводства следует бережно. 

Известно, что большинство  владельцев дач пассивны, их на собраниях не бывает. Может быть, следует использовать положение закона, по которому интересы большинства будет представлять избранное меньшинство уполномоченных?

Никто чужой, будь он даже важным чиновником, за самих садоводов порядок не наведет, сколько ни жалуйся. А на управленцах «Раздолья» и, прежде всего, его председателе лежит ответственность за соблюдение закона и законных интересов всех членов товарищества. Одним словом, жить без конфликтов можно. Если блюсти законы и придерживаться взаимного уважения. Одним словом, как говорит Николай Степанович, «в садоводстве все равны».

Я попросила высказаться по поводу так далеко зашедшего конфликта Андрея Андреевича Гончаренко, который стоял в 80-х годах у истоков садоводства, будучи тогда заместителем председателя профсоюзного комитета НГДУ «Первомайнефть». Вот что услышала: «Когда организовывалось «Раздолье», нефтяники сделали все от них зависящее, чтобы людям на своих пяти сотках хорошо работалось, чтобы дачи стали достойным местом их отдыха. И в настоящее время в меру возможностей мы поддерживаем товарищество. Понятно, что без конфликтов не обходится ни одно предприятие, в том числе и садоводческое. Однако пора прекратить зачастую надуманные обвинения и всем сторонам искать пути решения конфликтов цивилизованным образом. Там, где есть нарушения законодательства или прав отдельных дачников, пусть разбираются правоохранительные органы и суды. А то, что в компетенции товарищества, должно решаться его правлением и собранием садоводов». 

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых