Общество и культура
Растим будущее России

Важность и необходимость патриотического воспитания в современной России очевидна для всех. Об актуальности проблемы говорят депутаты и бизнесмены, журналисты и деятели искусства, священники и, конечно же, педагоги. «РТ» неоднократно рассказывала об опыте работы в этом направлении отрадненских школ и внешкольных объединений. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с директором школы №4 Натальей Александровной Пахомовой. Коллектив этого образовательного учреждения выбрал патриотическое воспитание главным направлением в своей работе.
- Почему своей стратегической задачей коллектив считает именно воспитание патриотов?
- Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области обучения и воспитания нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание, воспитанные в детях, в огромной степени будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России. Что может быть важнее этой задачи? Кроме того, мы почувствовали огромный интерес детей к этой теме, увидели их положительный эмоциональный отклик на нее.
- Какие качества, на ваш взгляд, надо воспитывать в современных ребятишках прежде всего?
- Как и во все времена, прежде всего детям надо прививать любовь к своему Отечеству.
Главным результатом своей работы мы считаем воспитание гражданской зрелости в своих учениках. Это очень емкое понятие, оно включает в себя и чувство ответственности перед Родиной, и чувство долга, и верность традициям, и стремление к приумножению исторических и культурных ценностей. Конечно же, юные граждане страны должны быть готовы и к преодолению трудностей, чего молодежи сейчас часто не хватает. Хочется всего сразу и без проблем. Здесь для нас непочатый край работы.
- Воспитательную систему строите, базируясь на внеклассных мероприятиях?
- Не только. В урочной деятельности патриотическое воспитание тоже является важной составляющей. Кроме этого, у нас внедрен экспериментальный факультативный курс «Диалог культур народов мира», курс «Основы православной культуры», «Мировая художественная культура», учебный курс «Истоки».
Во внеурочной деятельности мы реализуем программы «Социокультурные истоки» и «Дом» (Дети. Отец. Мать.). Существует и система внешкольной деятельности: работают военно-патриотический клуб «Патриот», православный класс, детский православный театр.
- Видите ли поддержку всему этому в семьях детей?
- Увы, далеко не всегда. Роль школы в воспитании патриота и гражданина невозможно переоценить, и мы это понимаем. Но работа не будет полноценной без взаимодействия с семьей. Семья является хранителем национальной традиции и основным элементом ее передачи. Школа не может заменить семью в этом плане, мы можем только помочь семье создать условия для реализации личности ребенка и его духовного становления, ввести его в мир культуры, являющийся результатом духовного творчества народа. Только семья может обеспечить преемственность поколений в понимании главных общечеловеческих ценностей, которые традиционно бытовали и бытуют в России. Вместе мы сможем приобщить детей к истокам духовности, нравственности и этики, осмыслить русскую национальную культуру. Только вместе с семьей мы воспитаем достойных граждан своего Отечества.
- Часто говорят о том, что для воспитания патриотов у нас нет национальной идеи. Как вы к этому относитесь?
- У Тютчева есть прекрасные строки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». В Россию верили наши далекие предки, наши деды и отцы, должны верить в нее и мы. Только общая вера в могучую силу страны и ее народа может стать подлинным фундаментом нации.
- Расскажите о ближайших перспективах.
- Работать, работать и работать. Школа накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития в части создания эффективной системы работы с учащимися. Разработаны и воплощены в жизнь вариативные модели в системе образования и воспитания. Наш проект «Национально-патриотическое воспитание как основа уклада школы» получил высокую оценку на региональном конкурсе «Школа – центр инновационного поиска». Это хорошие промежуточные результаты, но они должны обеспечить решение главной задачи – воспитание патриотов, достойных граждан своей страны.
- Почему своей стратегической задачей коллектив считает именно воспитание патриотов?
- Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области обучения и воспитания нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание, воспитанные в детях, в огромной степени будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России. Что может быть важнее этой задачи? Кроме того, мы почувствовали огромный интерес детей к этой теме, увидели их положительный эмоциональный отклик на нее.
- Какие качества, на ваш взгляд, надо воспитывать в современных ребятишках прежде всего?
- Как и во все времена, прежде всего детям надо прививать любовь к своему Отечеству.
Главным результатом своей работы мы считаем воспитание гражданской зрелости в своих учениках. Это очень емкое понятие, оно включает в себя и чувство ответственности перед Родиной, и чувство долга, и верность традициям, и стремление к приумножению исторических и культурных ценностей. Конечно же, юные граждане страны должны быть готовы и к преодолению трудностей, чего молодежи сейчас часто не хватает. Хочется всего сразу и без проблем. Здесь для нас непочатый край работы.
- Воспитательную систему строите, базируясь на внеклассных мероприятиях?
- Не только. В урочной деятельности патриотическое воспитание тоже является важной составляющей. Кроме этого, у нас внедрен экспериментальный факультативный курс «Диалог культур народов мира», курс «Основы православной культуры», «Мировая художественная культура», учебный курс «Истоки».
Во внеурочной деятельности мы реализуем программы «Социокультурные истоки» и «Дом» (Дети. Отец. Мать.). Существует и система внешкольной деятельности: работают военно-патриотический клуб «Патриот», православный класс, детский православный театр.
- Видите ли поддержку всему этому в семьях детей?
- Увы, далеко не всегда. Роль школы в воспитании патриота и гражданина невозможно переоценить, и мы это понимаем. Но работа не будет полноценной без взаимодействия с семьей. Семья является хранителем национальной традиции и основным элементом ее передачи. Школа не может заменить семью в этом плане, мы можем только помочь семье создать условия для реализации личности ребенка и его духовного становления, ввести его в мир культуры, являющийся результатом духовного творчества народа. Только семья может обеспечить преемственность поколений в понимании главных общечеловеческих ценностей, которые традиционно бытовали и бытуют в России. Вместе мы сможем приобщить детей к истокам духовности, нравственности и этики, осмыслить русскую национальную культуру. Только вместе с семьей мы воспитаем достойных граждан своего Отечества.
- Часто говорят о том, что для воспитания патриотов у нас нет национальной идеи. Как вы к этому относитесь?
- У Тютчева есть прекрасные строки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». В Россию верили наши далекие предки, наши деды и отцы, должны верить в нее и мы. Только общая вера в могучую силу страны и ее народа может стать подлинным фундаментом нации.
- Расскажите о ближайших перспективах.
- Работать, работать и работать. Школа накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития в части создания эффективной системы работы с учащимися. Разработаны и воплощены в жизнь вариативные модели в системе образования и воспитания. Наш проект «Национально-патриотическое воспитание как основа уклада школы» получил высокую оценку на региональном конкурсе «Школа – центр инновационного поиска». Это хорошие промежуточные результаты, но они должны обеспечить решение главной задачи – воспитание патриотов, достойных граждан своей страны.

Много времени потребовалось жителю Отрадного, чтобы найти сведения о погибшем дедушке-фронтовике

Нашей читательнице попали в руки фронтовые письма

«РТ» вместе с городским музеем вспоминает наших земляков-героев в Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне
.jpg)
Урок мужества «От истории до современности» провели в Доме молодежных организаций
.jpg)
Гостья "РТ" Марина Сафронова – супруга военнослужащего