1022_157_small.gif


Общество и культура

Фотографии скажут за нас

09.03.2016 09:00:00

Совсем не случайно вспомнилась мама. 
Вчера было 8 Марта, а она так любила, когда мы собирались вместе. 



      Минуло почти десять лет, как она ушла из жизни. Конечно, время лечит, но боль от потери самого дорогого человека не знает лекарств. Ведь понимание всей ее значимости в жизни с годами осознается все глубже. 
      Из того небогатого скарба, который остался после смерти мамы, мы сохранили старые семейные альбомы. Не выбросили ни одного. И хотя прошло столько лет, помню, с какой любовью мама оформляла их. Тогда таких удобных, как сейчас, альбомов не было. Мама надрезала картон по размеру фотографии, потом вставляла в эти надрезы  снимок, обдумывая каждую страницу альбома. А я наблюдала за ней, удивляясь ее ловкости и точности.
      Вот во дворе больницы мои дедушка и бабушка. Снимок 1960 года. Он в больничной пижаме, у него добрый взгляд слегка прищуренных глаз. Дед воевал в финскую и Великую Отечественную войны, обморозился на линии Маннергейма, был контужен под Ленинградом, а война закончилась для него в госпитале. Во время наступления на Кенигсберг его буквально изрешетило, а разрывной пулей раздробило ногу.  Раны открывались, и тогда наш подвижный дедушка оказывался прикованным к постели. 
Трудно было достать мазь Вишневского, и мама колесила по областным аптекам в поисках ее; не хватало бинтов, и я совсем маленькой стирала использованные, а потом утюжила их раскаленным на древесном угле утюгом. Никто никогда не слышал от деда жалоб. Напротив, чувствовалась в нем сила, которая притягивала людей: причем,  его друзьями были зачастую люди моложе его, с ними он ходил на охоту, рыбалку. 
      Мудрый воспитатель был мой дедушка Михаил. Я пошла в школу без охоты, особенно не нравились мне уроки чистописания. Как-то за шалости и плохо выполненный урок учительница влепила мне в тетрадь жирную единицу. Около дома встретил дед. Сообщаю: «А я кол получила!»… «Ладно дочка, огород городить будем». Скучных нотаций не было, а был вечер, когда он рассказал мне очередную сочиненную им сказку (они у него всегда были с подтекстом), взял тетрадку и стал, усадив меня рядом, старательно выписывать крючки, палочки.
     Мама часто готовила его любимое блюдо — рыбу, а я относила ему эти аппетитные сазаньи кусочки. Как-то в очередной раз побежала со свертком к деду, он уже не ходил. Подлетаю к постели, а дедушка, задыхаясь, выдавливает: «Позови мать». Я — стремглав обратно, распахнула дверь и… не могу ничего произнести. Хорошо помню, как он уже жестами попросил маму набить ему курительную трубку. Я храню ту трубку. А еще в альбоме есть фото, где дед в офицерском кителе: так командир отблагодарил сержанта за спасенную ему жизнь. 
     Хороша была бабушка: косы, что смоль, огромные синие глаза, величественная стать…  А как она пела! Выйдет в сад, присядет на скамейке и поведет своим светлым по тембру голосом то веселый, то печальный рассказ о жизни, которую она любила, несмотря на все испытания, что выпали на ее плечи.  Очень нравилось ей кино, особенно индийские фильмы. И она отпускала своих дочерей на танцы, если те сдерживали слово и сопровождали ее в клуб. 
      На другом снимке, за долгие годы не утратившем свою ясность, хорошо и модно одетые три сестры: Зоя, Тамара и Рая. Сложным образом переплелись судьбы двух из них, объединив под крышей отцовского дома. Зоя вышла замуж за деревенского паренька, однако уж очень большим «букой» оказался супруг, и она с маленькой дочкой приехала обратно к родителям. Рая по комсомольской путевке ушла с геологами в дальневосточную тайгу, стала женой нефтяника. А когда поняла, что общего языка со свекровью не будет, то вернулась к отцу и матери. И тоже – с дочерью на руках. Бабушка, но особенно дедушка, сочувствовали дочерям. Жили вместе. Пусть скромно, зато дружно. В этом и состояло благополучие семьи.
      Есть фотографии, на которых мама молодая. У нее такой же открытый и выразительный взгляд синих глаз, как у бабушки, такая же осанка. Многое отложилось в моей памяти, но один из эпизодов особенный. Я – третьеклассница, очень ждущая возвращения мамы, уехавшей на целых полгода. И вот зимним утром просыпаюсь и вижу ее у зеркала, такую родную, близкую: «Мама, ты такая красивая». И слышу: «Ну что ты, дочь…». «Красивая, красивая…». 
      Большой срок прошел, но, тем не менее, я помню несколько ее очень красивых платьев, то, что она прекрасно вязала крючком, и дом был уставлен вывязанными из ниток белоснежными вазами. Мы их называли сахарными, потому что «крахмалили» их сахаром, их все время хотелось лизнуть. А какие красивые дорожки она вышивала. Представляете, две из них сохранились до сих пор: венок из роз и мчащаяся по степи тройка. 
     Много ее фотографий с Камчатки: на фоне сопок, моря, горячих ключей. Тридцать лет назад по приглашению родственников мы с мамой побывали там. И меня впечатлила величественная панорама, увиденная с палубы корабля, когда судно подошло к Петропавловску, возникла ассоциация с фильмом «Земля Санникова». Помните ту полную глубокого смысла песню «Призрачно все…» из него?
      Много детских фотографий с двоюродными братом и сестрами, с десяток страниц посвящены школьным и студенческим годам. Но, продолжая перелистывать страницы жизни мамы, не могу не упомянуть о тех из них, что посвящены почти четверти века ее работы в ОУБР.
      Работа не мед. Они, операторы, так же, как и буровики, трудились и в снег, и в ветер, и в мороз, и в дождь. Они обеспечивали в любую непогоду буровую теплом, паром. Но с какой ответственностью она относилась к работе, и с какой теплотой она отзывалась всегда о Ю.М.Волкове, А.А.Лобареве, В.А.Столярове, И.Г.Феклове, В.И.Кашелеве и многих других людях, которые были для нее олицетворением порядочности и человечности. В ОУБР органичными были взаимопомощь, взаимопонимание. Знаете, есть в истории буровиков драматичный эпизод, когда вахта, летевшая на буровую, попала в аварию. Стресс люди пережили нешуточный, многие, в том числе и мама, оказались на больничной койке.  
     Когда мама вышла снова на работу, она и речи не вела, чтобы найти себе другую. Потому что, где еще найдешь таких руководителей, которые позаботятся о твоем лечении в санатории? Озаботятся твоими жилищными проблемами? А когда выйдешь на пенсию, не формально, а от всей души будут помнить о тебе,  и помогать тебе. Чувство локтя всегда было присуще отрадненским буровикам. 
      Очень хорошо, если кто-то еще собирает альбомы фотографий, а не держит свои снимки и снимки родных и знакомых в компьютере. Поверьте, спустя годы у вас будет наглядная история вашей семьи, и она пригодится для следующих поколений. Конечно, грустно и печально, что уходят из жизни самые близкие и любимые люди. Но это благодатная печаль. Она не дает усохнуть душе, и уже несколько по-иному воспринимаешь события нынешней жизни.
      Помню еще, мама никогда не пропускала общегородские праздники, любила первый день весны за оптимизм празднования дня рождения Отрадного. 9 Мая она обязательно шла на перекресток улиц Пионерской и Отрадной, чтобы вручить ветеранам тюльпаны и чтобы вспомнить отца и пропавшего без вести брата Сашу. 
      Старые альбомы – это не просто раритеты, с которых надо стирать пыль. Они свидетельства традиций семьи, ее уклада. В них – свидетельства истории города, который идет навстречу своему шестидесятилетнему юбилею. У вас есть старый альбом? Поделитесь с «РТ» своей историей, подкрепите ее фотографиями из семейного архива. 

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»