1022_157_small.gif


Общество и культура

Мария Анфимова: «Они Родине как алтарю служили…»

31.03.2016 10:42:00

Окончание. Начало в №12


Нет ничего на свете ценнее, чем семья. В №12 нашей газеты мы начали рассказ о семьях Мартыновых-Адаевых-Анфимовых-Инкиных. Они жили и живут легко, просто, любя и прощая, ненавидя врагов и защищая родную землю, жалея все живое, видя красоту, находясь в ладу с собой и с людьми.



Судьба сказала выжить
     В начале 50-х семья Адаевых жила в башкирском Шафранове. И как-то третьеклассница Маша, прибирая вместе с одноклассниками могилки на воинском кладбище, остолбенела  у могилы Ивана Мартынова. Машенька рассказала Евдокии Владимировне о находке… Так Мартыновы узнали, где покоятся останки старшего из их рода. 
     В 1942 году  восемнадцатилетний  Иван, сын Степана, угодил в сталинградскую сумятицу в составе 535-й танковой бригады.  Тогда, чтобы сдержать натиск гитлеровцев, тысячи молоденьких солдат гибли в ходе так называемых отвлекающих военных действий. Ведь огневой поддержки практически не было: снарядов не хватало даже на основных направлениях, однако ж действовал приказ «Ни шагу назад!». А танки той поры не зря нарекли «Прощай, Родина!». В них можно было погибнуть наверняка. Т-34 появились только в 43-м, а до этого воевали на устаревших БТ-5, Т-26;  с тонкой броней и 45-милиметровой пушкой.
      Иван выжил, но попал в плен. Их, полторы тысячи израненных солдат, погнали сначала в Кривой Рог, затем – в Германию.  Задумал Ваня бежать, однако после доноса его избили, посадили в одиночку, а потом отравили в лагерь с еще более нечеловеческими условиями. Ведь у педантичных фашистов было три вида лагерей по степени устрашения плененных: «легкие», «средние» и - лагеря смерти.  И очередное нарушение режима, попытка побега, - закончились для Ивана лагерем смерти «Дахау». Из которого его освободили советские солдаты.  Так он остался жив.
     В 60-х похвистневский буровик Иван Мартынов нашел Евдокию Владимировну. Заглянул на полчаса в квартиру по улице Гайдара, скупо рассказал о себе и долго целовал руки тете. А у Марии Ивановны хранится пожелтевший, поломанный на сгибах номер газеты «Похвистневская правда». Ценный дар,  врученный ей краеведом А.В.Щербаковым, со словами: «Машенька, для тебя есть весточка из прошлого». Этой весточкой была статья «Человек с номером 11147»… Именно его Ивану вытатуировали в лагере Аушвиц. 

Обрывок старого конверта
     Евдокия Владимировна не раз говорила: «Хочу умереть летом, когда много тепла и света». Так и случилось. Она ушла в мир иной 25 июля 2012 года. Незадолго до этого Мария Ивановна нашла среди бумаг обрывок конверта: матери писала Елизавета Семеновна Горбунова из Малого Толкая. Ее кольнула мысль: а может она дочь Семена Мартынова, брата мамы? Накануне 70-летия Победы над фашистской Германией, 29 апреля 2015 года,  ушла ее весточка в Малый Толкай с историей семьи и пожеланием связаться с теми, кому близки Мартыновы. Как мучительно ожидание и как радостен был ответ, когда спустя полгода двери отрадненской квартиры Адаевых-Анфимовых открыл красивый, статный юноша. Он с порога сказал, положив на стол письмо, отправленное Марией Ивановной, что он – студент Отрадненского нефтяного техникума Сережа Инкин, внук Елизаветы Семеновны, что бабушка больна, но помнит все. 
     А спустя несколько месяцев на семинар педагогов, который проводил Отрадненский образовательный округ, приехала его мама, Марина Инкина, дочь Елизаветы Семеновны. Встретившись с Марией Ивановной, она первым делом достала из альбома фото: «Вам это лицо знакомо?»  У Марии Ивановны ойкнуло сердце, она показала точно такой же снимок. 
     С фотографии смотрит обритый наголо, уставший от боли, осунувшийся солдат в госпитальном халате. Большая редкость – такие снимки. Уже потому, что на фронте было не до позирования перед фотоаппаратами. Разве по приказу, например, для газеты. И Мария Ивановна, как бы поддерживая мои мысли (ведь и мой дед прошел войну), вторит: «Она с войны, из прифронтового госпиталя. Не парадная, но самая дорогая». 

О самом ценном
     Выжил, выстоял и принес на своих усталых плечах долгожданный мир своей родине и Европе советский народ. В четырнадцатом году Александра и Агафья бежали от «германцев» вглубь Российской империи, чтобы вернуться в родные края, когда Советская республика заключила Брестский мир. Восстановили страну. Но тут голову подняли фашисты. Они поработили «старушку Европу», однако их остановила Россия.         Не просто остановила, а уничтожила гитлеровцев в их же логове. Да, ценой невероятных усилий и потерь. 
     Иван Мартынов, прошедший через фашистские лагеря смерти, затем полгода проведший в фильтровальном советском лагере, говорил: «Я не обижаюсь. Все делали правильно. Ведь меня в плену пытал русский переводчик. Пусть таких, как он, было немного, но они были и их вычисляли в НКВД». На вопрос, за что воевали, Евдокия Владимировна Адаева неизменно отвечала: «За Родину, за Сталина. Эти два слова для нас, участников войны и тех, кто трудился в тылу, были неотделимы друг от друга».  
      Из рода Мартыновых одиннадцать человек ковали победу на фронте и в тылу. Мария Ивановна Анфимова говорит: «Я горжусь близкими. И, вспоминая моих предков, говорю, что они, олицетворяя собой часть сердцевины народа, народа честного, совестливого и любящего свою страну, преодолели все невзгоды и победили. Они Родине как алтарю служили…»

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
25.04.2024 11:19:00 В библионочь "не спали" всей семьей

В модельной библиотеке прошла Всероссийская акция «Библионочь-2024»

25.04.2024 11:13:00 На сцене - юные актеры

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов «Весенняя Театралия»

25.04.2024 10:58:00 Весенняя неделя добра

С 19 по 27 апреля проходит общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра»

24.04.2024 10:51:00 В памяти вечной

17 апреля Отрадный простился с героем Евгением Максимовым

19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова