1022_157_small.gif


Общество и культура

Нет профессии добрее!

08.06.2016 13:17:00

Сегодня в нашем городе, как и по всей стране, отмечается профессиональный праздник – День социального работника. 
Вчера представителей сферы социальной защиты населения Отрадного чествовали на торжественном мероприятии в ДК «Россия». 
Они заслуживают самых высоких слов благодарности! А накануне праздника в редакции «РТ» состоялась встреча с директором ГБУ СО «ЦСО г.о.  Отрадный» заслуженным работником социальной защиты населения РФ Надеждой Ивановной Буйлиной. 



Этот труд благороден
    — Надежда Ивановна, как нам известно, в этой сфере Вы сами работаете много лет. Как все у Вас начиналось?
     — Да, мой трудовой стаж в этой профессии – 26 лет, хотя нашему Центру социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в сентябре исполняется только 25. Близится юбилейная дата. Центр был создан в 1991 году, но на базе Управления социальной защиты уже в 1989 году было открыто отделение по обслуживанию пенсионеров. На обслуживание тогда брали самых тяжелых, лежачих пожилых людей. Я была социальным работником. 
     Обслуживали в те годы по 12 человек, бесплатно. Было налажено взаимодействие с врачами, с общественными организациями, они давали адреса нуждающихся в помощи горожан. К некоторым клиентам надо было ходить каждый день, к другим не менее трех раз в неделю. Работать было тяжело.         
Требований все больше
    — После четырех лет работы я задумала было уволиться, но мне была предложена должность специалиста по социальной работе. После долгих раздумий я осталась и никогда не пожалела об этом решении. За годы работы к моему прежнему юридическому среднему образованию я добавила высшее, уже по специальности «социальная работа». 

    — Надежда Ивановна, Вам не кажется, что раньше социальным работникам в чем-то  легче работалось?
    — Действительно, тогда было гораздо проще, не выставлялось соцработнику столько требований по части отчетности как еженедельной, так и ежемесячной. Сейчас необходимо вести две тетради – клиента и соцработника. Приходя к клиенту, работник должен сделать расчеты по оказанным услугам в обеих тетрадях. Все должно быть оформлено правильно, грамотно и аккуратно. Да, с принятием закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» был введен такой термин, как «получатель социальных услуг». То есть все, кого мы сейчас обслуживаем, являются получателями услуг, а не клиентами.

Любимая категория
    — Не повлекли ли изменения в законодательстве полной отмены бесплатного обслуживания?
     — В настоящее время бесплатные социальные услуги предоставляются ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также гражданам, чей среднедушевой доход не превышает полутора минимального прожиточного минимума данной группы населения Самарской области. Но когда  пенсия этих граждан повышается, мы делаем перерасчет.
     Приятно отметить, что ветераны и инвалиды войны являются нашей особенно любимой категорией получателей услуг. Все они адекватны, всегда ведут себя так, чтобы не обидеть своих социальных работников. У нас вообще не возникает проблем ни с ними, ни с их родственниками. Выходит, что люди, на долю которых выпало так много  тяжких испытаний, и в преклонном возрасте хотят оставаться  доброжелательными и оптимистичными. Вот такая у них жизненная закалка.  Всем ветеранам войны мы желаем здоровья!

Чисто женская работа
    —  Надежда Ивановна, все ли нуждающиеся горожане могут рассчитывать на помощь социальных работников?
    — Да, все желающие в городе охвачены соцобслуживанием, а новые  заявления рассматриваются в течение двух недель. Всего за прошлый год Центром было обслужено 1110 человек. На ежедневном обслуживании находилось от 840 до 870 человек. В настоящее время в Центре трудятся 95 социальных работников самого разного возраста. Весь коллектив женский.

Каждый день на пределе
    — На Ваш взгляд, кто больше подходит для такой работы: молодежь или женщины старшего возраста?
    — Все зависит от самого человека, от его характера. Общение с пожилыми людьми – это особое умение, не случайна поговорка «старый, что малый». И не зря специалисты признают, что при нашей работе наиболее часто происходит так называемое эмоциональное выгорание. Вместе с тем в Центре работает немало пенсионеров, которые научились владеть собой  в условиях  нервных нагрузок и прекрасно работают в течение многих лет. Есть молодежь с безусловными способностями к этому делу. Но имеется и текучка.

Чтоб характер – без амбиций!
    — Какого человека Вы охотнее всего возьмете в соцработники?
     — Того, кто без амбиций и с большим чувством терпеливости. Иногда те, кто приходит устраиваться, считают, что имеют опыт в этом деле, кто-то может сказать: «Я за бабушкой ухаживала». Но не понимают, что с посторонним человеком все будет обстоять гораздо  сложнее. Надо хорошо все взвесить, спросить себя, по душе ли придется такая работа? Нам очень важно, чтобы новый соцработник не заявил через неделю-другую, что не может больше работать и намеревается уволиться. Но для пожилых людей, с которыми он успеет поработать, его уход будет воспринят болезненно и даже с обидой.  

Как член семьи
     — Понятно, что пожилые люди привыкают к соцработнику, как к члену семьи, особенно если он добросовестный и душевный человек. А если контакт не сложился? Нет случаев отказов от обслуживания?
     — Отказов от помощи социальных работников не было. Но иногда кто-то  просит снять его с учета на время: в случае приезда детей,  на период отпуска соцработника или его заболевания.  
     При возникновении конфликтной ситуации, а они, не скрою, бывают, мы выезжаем по адресу, разбираемся, в чем дело, подключаем психолога. С получателем услуг этот специалист может вести долгие разговоры, казалось бы, на самые отвлеченные темы, но  тем самым настраивая его на контакт с работником, восстанавливая доверие.  Нередко после такого общения пожилой человек начинает относиться к случившемуся, как к недоразумению, и сам предлагает считать ситуацию мелочной.  
     Я хожу на планерки, а они проводятся в каждом отделении дважды в неделю: провожу беседы, разъясняю суть новых законодательных актов,  помогаю в решении проблем. Скажу честно: у меня душа болит за каждого социального работника. Особенно за тех, кто обслуживает больных людей с высокой степенью нуждаемости.  Есть 15 лежачих больных, за которыми ухаживают только наши работники. 

Есть приемная семья! 
    — На каком счету работа ЦСО в области?
    — На состоявшейся в марте итоговой коллегии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за 2015 год наш Центр получил единственное замечание – по отсутствию приемных семей для пожилых людей. Эта форма социального обслуживания получила  развитие в области, но у нас до сих пор не возникало в ней необходимости. Хотя Центр к этой работе готов.
      В этом году такая семья создалась.  Одинокого дедушку взяла к себе семья социального работника.  Какое-то время они пожили вместе, пробовали, как получится, а теперь официально оформили свой статус. Все у них идет нормально.
      Лицу, на которое оформляется социальный  контракт «Приемная семья», выплачивается зарплата в сумме 2900 руб. А расходы на содержание ведутся по договоренности в семье. Следует учитывать, что этот статус могут получить только лица, не имеющие между собой прямых родственных связей.  

За все мы вас благодарим
      — Надежда Ивановна, пожилое население всегда волнуется за отделение социальной реабилитации, которое многие очень ценят и считают самым доступным для себя «санаторием».  В условиях повсеместного ограничения финансирования не грозит ли отделению  сокращение или ликвидация?  
     — Раньше, действительно, с этими отделениями в области возникала напряженность. Некоторые территории закрыли их давно. Но мы продержались, как раз благодаря большой популярности отделения. А теперь все устоялось, и вопрос о закрытии больше не поднимается.
Конечно, в условиях кризиса нам приходится экономить, пока только  на содержании имущества. Но главное, что зарплату и все положенные выплаты коллектив получает вовремя. Средняя зарплата у соцработников – 15300 рублей. 
     Мне каждого из наших работников хотелось бы поблагодарить за самоотверженный труд. С профессиональным праздником вас всех, дорогие коллеги! 

     В этом году Правительством Российской федерации утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Ключевыми целями являются устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни пожилых, стимулирование их активного долголетия. 

Лидия Долгополова


 
Текст сообщения*
 
26.11.2021 15:11:00 "Только дети могут вернуть нас в детство!"

В преддверии Дня матери «РТ» знакомит читателей с самыми лучшими мамами города

26.11.2021 15:04:00 Трехсотым ребенком Отрадного стала Агата

18 ноября в отделе ЗАГС состоялась регистрация рождения 300-го малыша

26.11.2021 14:40:00 "Мама - главное слово в каждой судьбе"

28 ноября в России отмечается День матери

26.11.2021 13:49:00 Неклюдовский нефтепромысел

Это месторождение является одним из старейших в АО «Самаранефтегаз»

26.11.2021 13:48:00 "Территория без наркотиков"

Мероприятия в рамках программы «Территория без наркотиков» разработали сотрудники ДМО