1022_157_small.gif


Общество и культура

Сокровища из бабушкиных сундуков

27.11.2017 14:17:00

     Изрядную долю экспонатов многотысячного фонда городского музея составляют предметы быта народов, некогда расселившихся близ волжских берегов. И много лет спустя на чердаках, в сундуках и чуланах сел и деревень отыскивают все эти сокровища. Сберегают, изучают. В эту субботу, благодаря таким преданным собирателям, машина времени унесла меня, моих гидов ­ хранителей музея С. Инжуватову и Т. Привалову ­ в глубину истории.

Россия полотняная
    Так ли уж был прав Петр Первый, запрещая российской знати носить национальный костюм, который, как считают ученые, стал складываться еще в 12 веке. Но, слава Богу, этот запрет не коснулся простонародья, благодаря чему мы можем проникнуться духом предков.
    Светлана и Татьяна бережно раскладывают рушники, подзоры, накидушки, украшавшие крестьянские избы. А вот костюм крестьянки. Кажется, взмахнет сейчас моя юная прапрабабушка рукой, притопнет ногой и пустится в пляс по кругу, а навстречу ей суженый в самотканой косоворотке: хоть и не носили в 60­х такую одежду, но вот точь-­в­-точь такую самотканую рубаху хранила в сундуке моя бабушка! Сколько ручного труда в отделке, а какая гармония цвета! И даже там, где есть машинная строчка, с каким тщанием она сделана! Это сегодня, задай программу машине, и она до миллиметра исполнит замысел хозяйки. А тогда «Зингеры­то» были далеко не в каждом селе.
    Практически все вещи вышиты. «С тревожного вечера аж до рассвета дивчина вышивала. В ту вышиваночку душу вложила». При свете мерцающей лучины тонюсенькой иглой по грубому конопляному полотну выводила девушка рисунок. Кстати, вышивка – это ведь не только украшение, но и оберег. Вышивали, к примеру, ворот, грудь, подол; то есть ту часть одежды, через которую злые силы могли добраться до тела и души.
    А как самобытен белый костюм невесты. Он так легок и так ажурен. Соколиным зрением и ангельским терпением должна была обладать тоненькая, как тростиночка, девушка, готовившая свое приданое и свой подвенечный наряд. Одна из моих современниц призналась, что только на одну изящную перчатку из обширного комплекта ушло бы у нее пару месяцев: так тонка нить, так изыскан узор, а крючок­-то всего ­ навсего в несколько миллиметров.

«Здесь русский дух…»
    Войдя в экспозиционный зал, окунаешься в атмосферу русской избы с ее особым духом. Светлана, на вопрос о реставрации экспонатов, говорит, что самое правильное решение – это сохранение каждого артефакта в первозданности. Чтобы и царапины на прялке были, и нагар на чугунках да ухватах сохранился. Чтобы снять с маслобойки крышку и ощутить аромат взбиваемых сливок. И чтобы следы от прикосновений хозяйских рук к коромыслам и ведрам гости музея могли увидеть. Словом, нет у нас новоделов, а есть подлинные вещи. Русское ли, украинское, мордовское или искусство других народов – как же оно перекликается.
    И не пылится далекое прошлое в закромах, а дружественно соседствует со временем, когда на большую Мухановскую нефть ехали как со всех уголков страны, так из соседних сел мордва, чуваши, татары, немцы. Они единой семьей строили Отрадный. Настало их время рассказать о своей эпохе, и теперь они охотно это делают. Это видно и по экспозиции музея: первопроходцы в дар городу передают личные фотоархивы, воспоминания и, конечно же, предметы обихода. Телевизоры, приемники, холодильники, телефонные аппараты 50­60­х годов прошлого века, несомненно, представляют интерес для посетителей музея.
    Но разве может существовать музей города буровиков и промысловиков без вышек, колб с маслянистой нефтью, кернов пород, через которые люди пробиваются к «черному золоту»?! Макеты буровых, нефтеперекачек, панорамы – всему нашлось место в музее. Рады ветераны, что переданное ими бережно сохранено, приходят сами, ведут своих внуков: «Посмотри, вот в этом доме на сороковом мы получили квартиру, а во-­о­-н в том бараке на «колыме» нам комнатку дали, как только из деревни приехали и устроились в контору бурения. Его давно снесли, теперь там улица Молодогвардейская. Какими же мы были молодыми…».
    А внукам дай только дотронуться до чугунного утюжка, которым прабабушки утюжили рюши, воланчики своих нарядов, сесть за веретенце, поднять трубку старинного телефона, подержать в руках берестяной туесок. А если гидом будет девушка в русском сарафане да расскажет еще она, как получается комочек шерсти, и на твоих глазах спрядет из него тонюсенькую пряжу, которая вполне может сгодиться и для узористого платка... Такие впечатления сохранятся надолго. К тому же частенько наш музей в народ выходит, особенно летом, когда проходят праздники дворов. Вот где раздолье для воображаемого путешествия в те далекие времена, когда в неспешных делах жили наши прапращуры. Нелегко давался им хлеб насущный, но твердо стояли они на ногах, потому что жизнь их держалась на трех китах: вере, любви и согласии.

Связь времен. Им не будет забвенья
    Помните строки: «Я поведу тебя в музей», ­ сказала мне сестра»? Так вот, наш современник, мальчишка лет шести, после посещения музея с садиковской группой на следующее утро потребовал от мамы семейного похода по залам музея. И привел маму и старшую сестру, и застряли они в его стенах на добрый час. Экскурсовод все это время был рядом с ними, и приятно было ему рассказывать благодарным слушателям о городской сокровищнице.
    Я поинтересовалась у С. Инжуватовой: «Чем Вы объясняете такой большой интерес отрадненцев к развитию коллекции музея?». ­
    Мы живем на благодатной земле, которая делала и делает страну богаче. Отрадненцы гордились и гордятся тем, что делом помогают области стать крепче, они заинтересованы в сохранении истории. У нас проходят разноплановые выставки, но всем им рефреном слова о связи эпох, которым нет забвенья, потому что эта связь держится на крепких исторических корнях.
    Радует, что наши музейщики и горожане так заинтересованы в сохранении истории. И каждая новая музейная выставка дает к этому хороший импульс. Когда­-то мне такой импульс дали наряды, которые свято берегла моя бабушка: летом просушивала на солнце, зимой вымораживала. Возможно, подобный импульс получили когда­-то В. А. Каскаев, О.Н. Русанова. Но если для меня это стало толчком к изучению родословной, то в ветеранах личная история пробудила страсть к собирательству артефактов.
    Старинные вещи обладают невероятной силы магнетизма. И коллекция, собранная в нашем музее его многочисленными друзьями, и есть проявление настоящего патриотизма. Давайте скажем спасибо людям, которые помогают нам помнить корни свои. Это Е.П. Петрова, Л.И. Братусь, Л.К. Голошубина, В.В. Власова, Ю.Н. Величко, Н.Ю. Виднюкова, А.В. Камешков, В.Б. Заводчикова, В.А. Лукина, А.С. Данилова, Г.Ф. Верзилова и многие, многие другие.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»