Общество и культура
Из жизни директора типографии
09.01.2019 14:13:00
13 января отмечается День российской печати. Этот праздник охватывает людей многих профессий: корреспондентов, дизайнеров, корректоров, специалистов по рекламе и других создателей информационной продукции. Но на первое место среди них правильнее будет поставить работников типографий, благодаря которым выходят в свет газеты и журналы.
Полиграфическому делу Лидия Михайловна Филиппова посвятила всю свою жизнь. Вообще-то, как это часто бывает в детстве у многих, она мечтала поступить в какое-нибудь театральное училище, потом сниматься в таких же увлекательных кинофильмах, что показывали в клубе. Но детские фантазии со временем улетучились. Для деревенской девчонки, дочери директора сельской школы была уготована иная судьба.
Однажды в деревню приехал знакомый Лидиных родителей, который работал мастером в полиграфическом училище в Куйбышеве. При встрече он посоветовал девушке поступать в это учебное заведение. Лида прислушалась к совету и по окончании школы-семилетки в 1957 году отправилась в полиграфическое училище. Поступила на специальность «печатник». Так в 15 лет она шагнула в самостоятельную жизнь. Обучение шло легко. Правда, молодым людям в училище давали только рабочую специальность, без среднего школьного образования. Поэтому дипломированные выпускники имели на руках аттестаты об окончании всего 7-ми классов начальной школы.
Производственную практику Лидия Филиппова проходила в Отрадном, где только что открылась типография. Казалось бы, по окончании училища ее должны были направить работать в город нефтяников, но 18-летняя выпускница получила распределение буквально на край света, в Архангельск. Конечно, природа там изумительно красива: вековые ели, белые ночи, море рядом, где летом можно купаться, а по праздникам проходят парады военных кораблей. Одно плохо – едва ли не каждый день шли мелкие моросящие дожди. Климат оказался неподходящим, возникли проблемы со здоровьем, и Лидия, проработав менее года, приехала в Отрадный.
Городская типография находилась тогда в одноэтажном бараке на улице Новокуйбышевской (поблизости от нынешней «Империи»), а в соседнем бараке располагалась редакция газеты «Рабочая трибуна». Обязанности директора типографии исполняла по совместительству наборщица Лидия Ивановна Тарасова, потом ее сменила Серафима Ивановна Логинова. Но главным человеком в полиграфическом деле оставался все-таки редактор «РТ» Сергей Зборомирский. Между прочим, в те годы почти все корреспонденты газеты были профессиональными журналистами, поскольку окончили соответствующий факультет Казанского госуниверситета.
Лидию Филиппову поставили к машине, которая печатала «Рабочую трибуну». В начале 1960-х годов она выходила на четырех страницах три раза в неделю, а тираж составлял 15 тысяч экземпляров. Типографский набор текстов делался вручную. Каждую металлическую букву укладывали руками в слова и строчки и закрепляли в больших железных формах (в виде корытца) размером с газетную страницу. Этим занимались 8 наборщиков. Монотонный, тяжелый труд, требующий большой внимательности, чтобы не перепутать буквы. А еще не раз бывало, что кто-то забудет скрепить набор специальными клиньями, и десятки тысяч букв рассыпались в печатной машине, как зерно из ведра. Наборщики начинали заново делать свою работу, которая продолжалась до глубокой ночи. Ведь если выпуск газеты сорвется – тут тако-ой скандал поднимется! Спустя годы появились линотипы – массивные машины, на которых тексты отливались из расплавленного свинца не отдельными буквами, а сразу строчками, размером в газетную колонку. Ну, а сегодня, в век компьютеров, все стало во много крат проще.
Способности хозяйственника проявились у Лидии Филипповой рано. Еще работая на печатной машине, она обратила внимание на большое количество отходов газетной бумаги и придумала способ к их уменьшению. Для проверки идеи на практике ее перевели работником резальной машины. Получилось! Потом она предложила перейти с повременной оплаты труда типографских работников на сдельную, в результате руководство отправило ее в Чапаевск перенимать опыт. А по возвращении она была назначена нормировщиком. Одновременно училась в вечерней школе, дабы получить наконец-то среднее образование. Конечно, возникало много сложностей, в том числе бытовых. Из-за работы и учебы часто ночевала в типографии, поскольку идти темной ночью в Васильевку, где жила, было далеко и страшно, а маршрутные автобусы тогда еще не ходили по городу.
Однажды она загорелась идеей получить высшее образование. Решено – сделано. Сшила новое платье, собрала в один чемодан разные учебники, в другой положила ведро картошки и махнула в Москву, в полиграфический институт. Поступила на инженера-технолога. Изучила всю печатную технику, как того требовала специальность инженера. В годы студенчества занималась в секции художественной гимнастики, выступала на соревнованиях, ей присвоили спортивный разряд. Со многими однокурсниками сохранила на десятилетия дружеские отношения, и они, даже поднявшись до начальственных высот, всегда оказывали помощь, когда таковая требовалась.
В столице Лидия Михайловна не осталась, вернулась в Отрадный. Работала в городской типографии мастером, а в 1979 году была назначена директором. Коллектив типографии насчитывал 36 человек, работавших в две смены. Много лет отдали печатному делу старые и принятые позже новые работники: Валентина Мидцева, Галина Вострикова, Зинаида Терентьева, Наталья Богатова, Нина Максимова, Анисия Шайхулова, Галина Марьина, Валентина Аблясова, Вячеслав Абрамов, Галина Павлова, Евдокия Харитонова, Любовь Бугакова, Евгения Пономаренко, известный фотограф Иван Леонов, Елизавета Кастаргина и многие, многие другие добросовестные, ответственные люди.
Типография печатала не только газету «Рабочая трибуна», но также массу бланков документов для предприятий. Весомый доход приносили заказы от оборонных заводов Куйбышева. Для них выпускали так называемую кальку – разлинованные по краям листы бумаги, на которых заводские конструкторы делали потом чертежи. В 1980-е годы, когда в стране началась перестройка, деятельность оборонных предприятий стала сворачиваться, соответственно, уменьшилось количество заказов от них на полиграфию. Этот период совпал с другой серьезной проблемой для отрадненской типографии.
Здание барака, где стояли печатные машины, совсем обветшало. Стены покосились, потолок провис – пришлось подпереть его железными трубами, чтоб не рухнул. Под типографию срочно требовалось крепкое помещение. Вдобавок к этому уже были заказаны новые линотипы и другое печатное оборудование. И хотя от заказа до получения проходило, как правило, много времени, все равно надо было торопиться. Поначалу местная власть в лице горисполкома решила разместить типографию на ремонтно-механическом заводе. Но там было сыро, к тому же окраина города, и Лидия Михайловна настояла на отмене решения. Скольких усилий это ей стоило – долго рассказывать. Ведь, несмотря на перестройку, советская система административного управления оставалась неповоротливой.
Потом было выделено пустующее здание школы №1 на улице Советской, 24. Предстояла огромная работа. Зданию требовался не ремонт, а полная реконструкция. Это сегодня сфера услуг может выполнить любой заказ «под ключ» - только плати. А в те годы экономика была другая: деньги у заказчика есть, но выполнять работу некому. Пришлось Л.М.Филипповой снова проявлять свою хозяйственную смекалку. Самостоятельно изучила Строительные нормы и правила (СНиП), чтобы понимать проектную документацию по реконструкции. Затем пришлось побегать по предприятиям с просьбой оказать помощь. И, надо отметить, никто из директоров не ответил отказом. Транспортники давали грузовые машины и спецтехнику, нефтяники помогли достать кровельные листы, «Полимеры» привезли линолеум, а заказчики с оборонных предприятий – отделочные материалы и оконные блоки.
Одни руководители направляли электриков для прокладки кабелей и сетей, другие - плотников, третьи присылали монтажников вентиляционных систем, которые днем работали на своих производственных объектах, а по ночам делали вентиляцию в типографии. Стены штукатурили учащиеся Отрадненского ПТУ. Конечно, порой Л.М.Филипповой приходилось и хитрить, придумывать нестандартные решения: например, часть ремонта тайком делали пациенты наркологического диспансера. Вот такие были времена.
Два с половиной года шла реконструкция. Лидии Михайловне она стоила многих сил и нервов, едва инфаркт не заработала. И вместе с тем, новая типография стала ее родным детищем. Многие руководители тогда удивлялись, как смогла эта маленькая женщина преодолеть столько трудностей! Но у нее была надежная опора – коллектив. Все эти два с половиной года старая типография продолжала безостановочно работать, а в новом здании люди помогали в свободное время делом и поддерживали своего директора словом. Коллектив действительно был очень дружным, веселым. Все праздники и дни рожденья отмечали в холле типографии. Накрывали столы, украшали стены ленточками, цветами, шариками. Под гармошку пели песни, плясали. Чисто семейные посиделки.
Серьезные перемены начались с появлением компьютеров и современных печатных машин. Часть коллектива осталась не у дел. Потом, на старте 2000-х годов, произошло объединение типографии и редакции, пришли новые руководители. Лидия Михайловна еще некоторое время поработала заместителем директора, а вскоре нефтяники пригласили ее создать и возглавить новую типографию – в Учебном центре «Самаранефтегаза». Здесь она, как в прежние времена, снова с неутомимой энергией взялась за дело, хотя уже давным-давно перешагнула линию пенсионного возраста. Типография стремительно развивалась, портфель заказов наполнялся, росла выручка. И только в 2014 году Л.М.Филиппова решила прекратить заниматься полиграфией, стать «полным» пенсионером. Тем не менее, дел у нее всегда хватает: домик в деревне, дача в Раздолье, везде надо побывать, поработать. В завершение Лидия Михайловна попросила передать через газету такие слова:
- Хочу поздравить с наступающим праздником своих бывших коллег по типографии и новых работников, корреспондентов, дизайнеров и всех редакционных сотрудников. Будьте здоровыми, счастливыми, всегда сохраняйте душевную бодрость, ясность мыслей и хорошее настроение. Удачи всем!
Полиграфическому делу Лидия Михайловна Филиппова посвятила всю свою жизнь. Вообще-то, как это часто бывает в детстве у многих, она мечтала поступить в какое-нибудь театральное училище, потом сниматься в таких же увлекательных кинофильмах, что показывали в клубе. Но детские фантазии со временем улетучились. Для деревенской девчонки, дочери директора сельской школы была уготована иная судьба.
Однажды в деревню приехал знакомый Лидиных родителей, который работал мастером в полиграфическом училище в Куйбышеве. При встрече он посоветовал девушке поступать в это учебное заведение. Лида прислушалась к совету и по окончании школы-семилетки в 1957 году отправилась в полиграфическое училище. Поступила на специальность «печатник». Так в 15 лет она шагнула в самостоятельную жизнь. Обучение шло легко. Правда, молодым людям в училище давали только рабочую специальность, без среднего школьного образования. Поэтому дипломированные выпускники имели на руках аттестаты об окончании всего 7-ми классов начальной школы.
Производственную практику Лидия Филиппова проходила в Отрадном, где только что открылась типография. Казалось бы, по окончании училища ее должны были направить работать в город нефтяников, но 18-летняя выпускница получила распределение буквально на край света, в Архангельск. Конечно, природа там изумительно красива: вековые ели, белые ночи, море рядом, где летом можно купаться, а по праздникам проходят парады военных кораблей. Одно плохо – едва ли не каждый день шли мелкие моросящие дожди. Климат оказался неподходящим, возникли проблемы со здоровьем, и Лидия, проработав менее года, приехала в Отрадный.
Городская типография находилась тогда в одноэтажном бараке на улице Новокуйбышевской (поблизости от нынешней «Империи»), а в соседнем бараке располагалась редакция газеты «Рабочая трибуна». Обязанности директора типографии исполняла по совместительству наборщица Лидия Ивановна Тарасова, потом ее сменила Серафима Ивановна Логинова. Но главным человеком в полиграфическом деле оставался все-таки редактор «РТ» Сергей Зборомирский. Между прочим, в те годы почти все корреспонденты газеты были профессиональными журналистами, поскольку окончили соответствующий факультет Казанского госуниверситета.
Лидию Филиппову поставили к машине, которая печатала «Рабочую трибуну». В начале 1960-х годов она выходила на четырех страницах три раза в неделю, а тираж составлял 15 тысяч экземпляров. Типографский набор текстов делался вручную. Каждую металлическую букву укладывали руками в слова и строчки и закрепляли в больших железных формах (в виде корытца) размером с газетную страницу. Этим занимались 8 наборщиков. Монотонный, тяжелый труд, требующий большой внимательности, чтобы не перепутать буквы. А еще не раз бывало, что кто-то забудет скрепить набор специальными клиньями, и десятки тысяч букв рассыпались в печатной машине, как зерно из ведра. Наборщики начинали заново делать свою работу, которая продолжалась до глубокой ночи. Ведь если выпуск газеты сорвется – тут тако-ой скандал поднимется! Спустя годы появились линотипы – массивные машины, на которых тексты отливались из расплавленного свинца не отдельными буквами, а сразу строчками, размером в газетную колонку. Ну, а сегодня, в век компьютеров, все стало во много крат проще.
Способности хозяйственника проявились у Лидии Филипповой рано. Еще работая на печатной машине, она обратила внимание на большое количество отходов газетной бумаги и придумала способ к их уменьшению. Для проверки идеи на практике ее перевели работником резальной машины. Получилось! Потом она предложила перейти с повременной оплаты труда типографских работников на сдельную, в результате руководство отправило ее в Чапаевск перенимать опыт. А по возвращении она была назначена нормировщиком. Одновременно училась в вечерней школе, дабы получить наконец-то среднее образование. Конечно, возникало много сложностей, в том числе бытовых. Из-за работы и учебы часто ночевала в типографии, поскольку идти темной ночью в Васильевку, где жила, было далеко и страшно, а маршрутные автобусы тогда еще не ходили по городу.
Однажды она загорелась идеей получить высшее образование. Решено – сделано. Сшила новое платье, собрала в один чемодан разные учебники, в другой положила ведро картошки и махнула в Москву, в полиграфический институт. Поступила на инженера-технолога. Изучила всю печатную технику, как того требовала специальность инженера. В годы студенчества занималась в секции художественной гимнастики, выступала на соревнованиях, ей присвоили спортивный разряд. Со многими однокурсниками сохранила на десятилетия дружеские отношения, и они, даже поднявшись до начальственных высот, всегда оказывали помощь, когда таковая требовалась.
В столице Лидия Михайловна не осталась, вернулась в Отрадный. Работала в городской типографии мастером, а в 1979 году была назначена директором. Коллектив типографии насчитывал 36 человек, работавших в две смены. Много лет отдали печатному делу старые и принятые позже новые работники: Валентина Мидцева, Галина Вострикова, Зинаида Терентьева, Наталья Богатова, Нина Максимова, Анисия Шайхулова, Галина Марьина, Валентина Аблясова, Вячеслав Абрамов, Галина Павлова, Евдокия Харитонова, Любовь Бугакова, Евгения Пономаренко, известный фотограф Иван Леонов, Елизавета Кастаргина и многие, многие другие добросовестные, ответственные люди.
Типография печатала не только газету «Рабочая трибуна», но также массу бланков документов для предприятий. Весомый доход приносили заказы от оборонных заводов Куйбышева. Для них выпускали так называемую кальку – разлинованные по краям листы бумаги, на которых заводские конструкторы делали потом чертежи. В 1980-е годы, когда в стране началась перестройка, деятельность оборонных предприятий стала сворачиваться, соответственно, уменьшилось количество заказов от них на полиграфию. Этот период совпал с другой серьезной проблемой для отрадненской типографии.
Здание барака, где стояли печатные машины, совсем обветшало. Стены покосились, потолок провис – пришлось подпереть его железными трубами, чтоб не рухнул. Под типографию срочно требовалось крепкое помещение. Вдобавок к этому уже были заказаны новые линотипы и другое печатное оборудование. И хотя от заказа до получения проходило, как правило, много времени, все равно надо было торопиться. Поначалу местная власть в лице горисполкома решила разместить типографию на ремонтно-механическом заводе. Но там было сыро, к тому же окраина города, и Лидия Михайловна настояла на отмене решения. Скольких усилий это ей стоило – долго рассказывать. Ведь, несмотря на перестройку, советская система административного управления оставалась неповоротливой.
Потом было выделено пустующее здание школы №1 на улице Советской, 24. Предстояла огромная работа. Зданию требовался не ремонт, а полная реконструкция. Это сегодня сфера услуг может выполнить любой заказ «под ключ» - только плати. А в те годы экономика была другая: деньги у заказчика есть, но выполнять работу некому. Пришлось Л.М.Филипповой снова проявлять свою хозяйственную смекалку. Самостоятельно изучила Строительные нормы и правила (СНиП), чтобы понимать проектную документацию по реконструкции. Затем пришлось побегать по предприятиям с просьбой оказать помощь. И, надо отметить, никто из директоров не ответил отказом. Транспортники давали грузовые машины и спецтехнику, нефтяники помогли достать кровельные листы, «Полимеры» привезли линолеум, а заказчики с оборонных предприятий – отделочные материалы и оконные блоки.
Одни руководители направляли электриков для прокладки кабелей и сетей, другие - плотников, третьи присылали монтажников вентиляционных систем, которые днем работали на своих производственных объектах, а по ночам делали вентиляцию в типографии. Стены штукатурили учащиеся Отрадненского ПТУ. Конечно, порой Л.М.Филипповой приходилось и хитрить, придумывать нестандартные решения: например, часть ремонта тайком делали пациенты наркологического диспансера. Вот такие были времена.
Два с половиной года шла реконструкция. Лидии Михайловне она стоила многих сил и нервов, едва инфаркт не заработала. И вместе с тем, новая типография стала ее родным детищем. Многие руководители тогда удивлялись, как смогла эта маленькая женщина преодолеть столько трудностей! Но у нее была надежная опора – коллектив. Все эти два с половиной года старая типография продолжала безостановочно работать, а в новом здании люди помогали в свободное время делом и поддерживали своего директора словом. Коллектив действительно был очень дружным, веселым. Все праздники и дни рожденья отмечали в холле типографии. Накрывали столы, украшали стены ленточками, цветами, шариками. Под гармошку пели песни, плясали. Чисто семейные посиделки.
Серьезные перемены начались с появлением компьютеров и современных печатных машин. Часть коллектива осталась не у дел. Потом, на старте 2000-х годов, произошло объединение типографии и редакции, пришли новые руководители. Лидия Михайловна еще некоторое время поработала заместителем директора, а вскоре нефтяники пригласили ее создать и возглавить новую типографию – в Учебном центре «Самаранефтегаза». Здесь она, как в прежние времена, снова с неутомимой энергией взялась за дело, хотя уже давным-давно перешагнула линию пенсионного возраста. Типография стремительно развивалась, портфель заказов наполнялся, росла выручка. И только в 2014 году Л.М.Филиппова решила прекратить заниматься полиграфией, стать «полным» пенсионером. Тем не менее, дел у нее всегда хватает: домик в деревне, дача в Раздолье, везде надо побывать, поработать. В завершение Лидия Михайловна попросила передать через газету такие слова:
- Хочу поздравить с наступающим праздником своих бывших коллег по типографии и новых работников, корреспондентов, дизайнеров и всех редакционных сотрудников. Будьте здоровыми, счастливыми, всегда сохраняйте душевную бодрость, ясность мыслей и хорошее настроение. Удачи всем!
10.10.2024 11:15:00
Детский клуб в микрорайоне: из прошлого в настоящее
В Отрадном работают два детских клуба по месту жительства
10.10.2024 11:11:00
Виртуальному концертному залу в Отрадном - 5 лет
Он был открыт благодаря нацпроекту «Культура»
10.10.2024 11:07:00
1300 пешеходов преодолели два километра за 20 минут
Отрадненцы отметили Всероссийский день ходьбы
10.10.2024 11:04:00
63 педагога удостоены наград в честь Дня учителя
3 октября состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню учителя
05.10.2024 10:48:00
Праздничный вечер для горожан серебряного возраста
Депутаты городской думы организовали концерт для своих избирателей