1022_157_small.gif


Общество и культура

Не робкая травинка на асфальте...

22.11.2012 11:12:00

Счастье, когда у родителей рождается здоровый, крепкий ребенок. Однако бывают в жизни и грустные ситуации, когда в силу каких-то обстоятельств на свет появляются не совсем здоровые дети, требующие особого отношения родителей и окружающих. Но еще более грустно, если мы сами, воспитывая нашего ребенка, поселяем в нем различные комплексы и фобии. Как этого избежать? Об этом сегодня нашим читателям рассказывает педагог-психолог реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» Галина БАКЛАНОВА.


«Не будешь слушаться, я не буду тебя любить...», « Горе ты мое!», «Уйди с глаз моих, встань в угол!» Как часто мы слышим подобные обращения к детям. И это все установки родителей. Определенный взгляд на свою роль. Они тесно связаны с нашим ожиданием. Ведь часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Однако подобные обращения крепко западают в подсознание ребенка. Не стоит потом удивляться, если он стал недоверчивым, ленивым, неуверенным в себе, отдаляется от папы с мамой. Ведь родители - самые значимые и любимые для него люди. Их авторитет, особенно на первых этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребенка непоколебима: «Мама сказала...», « Папа велел...» и т.д.

Родителям нужно очень осторожно и внимательно относиться к своим словам в обращении к ребенку, оценкам его поступков. И, конечно же, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявляться в поведении ребенка. К примеру, «Ничего не умеешь делать, неумейка!». И другие, подобные этой, могут привести к неуверенности в своих силах, задержкам психического развития, низкой самооценке. Как правило, ребенок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями, в то время как его сверстник, родившийся с отклонениями - неуверен, робок, надеется на постоянную положительную оценку своих стараний, ждет поддержки.

Завышенные и заниженные установки родителей, не адаптированные к возможностям конкретного малыша, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности.

Именно родители в процессе воспитания ребенка формируют в нем те качества, которые затем в процессе взросления определяют его личность. Очень важно, чтобы родители, имеющие ребенка с отклонениями, воспринимали их объективно. Инвалидность у детей существенно ограничивает их жизненное пространство, мешает социальной адаптации. У них нарушено развитие, и как следствие им трудно себя обслуживать, общаться со сверстниками, учиться, чтобы в будущем получить профессию.

Получение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует, прежде всего, именно от родителей адекватной оценки ситуации. И в этой ситуации позитивные установки особенно важны. «Я тебя люблю любого», «Каждый может ошибиться! Попробуй еще!», «Твое мнение мне интересно». Именно ПРИНЯТИЕ ребенка таким, какой он есть, дает возможность вашему малышу стать увереннее в себе.

Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придает родителям душевную силу и поддержку. При этом боль за свое чадо, страх, возникающий перед его будущим, постоянно заставляют думать родителей: «Что я еще могу для него сделать?», помогают родителям преодолевать проблемы ребенка, адаптироваться ему в окружающей среде. Сила любви к ребенку, проявление отцовских и материнских чувств зависит и от особенностей личности родителей. Любящие, но тревожные мать или отец постесняются появиться с проблемным ребенком в общественном месте, хотя и испытывают в этом потребность.

Родители с завышенной самооценкой почувствуют унижение, натыкаясь на жалеющие или любопытные взгляды соседей, прохожих и откажутся от прогулки. Чувство стыда может оказаться сильнее, чем потребность помочь ребенку. Однако чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой. Ведь ему придется жить в этом мире, и надо постараться максимально адаптировать его к таким условиям. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться. Хотелось бы отметить и то, что свобода, раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатость, робость и настороженность, наоборот, тормозят.

Вам, уважаемые родители, выбирать, какие установки вы будете давать своим детям. Вряд ли кто-то оспорит, что лучше такие: «Ты самый любимый!», « Ты очень многое можешь!», «Я помогу тебе!», «Я радуюсь твоим успехам!», «Что бы мы без тебя делали!». Успехов вам и мудрости, наши папы и мамы!  


 
Текст сообщения*
 
17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых

17.04.2024 13:57:00 Испытатель ракетных двигателей

Гость "РТ" - Андрей Георгиевич Сартаков - испытатель ракетных двигателей

17.04.2024 13:53:00 Найти работу просто

12 апреля в Отрадном прошёл региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства