1022_157_small.gif


Экономика и Бизнес

Александр Нуждин: "Коллектив совершил трудовой подвиг"

31.05.2023 10:57:00

   Введение санкций в 2022 году  потребовало от АО «ТАРКЕТТ» из 200 сырьевых компонентов  заменить 80. Параллельно заводчане ввели в строй вторую линию модульных покрытий и в кратчайшие сроки освоили выпуск нового продукта, который ранее в России не производился. Подробности об этом «РТ» узнала во время интервью с директором по технологии и развитию АО «ТАРКЕТТ» Александром Нуждиным.

   - Александр Анатольевич, в 2014 году, сразу после введения взаимных санкций со странами Запада, менеджмент предприятия понимал, что это негативно отразится на  работе  завода, поскольку 60% сырья закупалось за рубежом. А еще в тот год закрывался волгоградский «Химпром», который поставлял заводу эмульсионную ПВХ смолу. Какие выводы тогда сделали на «ТАРКЕТТе»?
   - Первые пакеты санкций не сильно повлияли на деятельность нашего завода. И в целом прошли безболезненно. Но мы осознавали большую зависимость от импортного сырья и комплектующих. И независимо от геополитической ситуации на заводе стояла цель увеличивать количество локальных поставщиков с постоянным фокусом на качество и преемственность процессов. Движение шло отнюдь не быстро. Была поставлена задача - максимально скрупулёзно подойти к вопросу, изучить поставщика, быть на 100% уверенными в его продукции.
   Закрытие волгоградского завода оказало значимое влияние и на наше предприятие. Однако важно понимать, что линолеум многослойный, он имеет сложную структуру. В нём нет какого-то  универсального компонента. А каждый слой - это комбинация нескольких видов сырья. Да, Волгоград ушёл, он был важным, но не единственным партнёром. Достаточно быстро мы переориентировались на европейские марки.  

   - В России некем было его заменить?
   - В 2014 году как раз запускался новый современный завод по производству ПВХ в Нижегородской области, и мы сразу обратили на него внимание с целью сотрудничества. Дело в том, что спектр эмульсионного ПВХ, который выпускает, к примеру, «РусВинил» в г.Кстово, ограничен по объемам при постоянно растущем количестве потребителей. И его на всех не хватает. Мы находимся с ООО «РусВинил» в хороших партнёрских отношениях. Но он не может быть единственным поставщиком.
   В рецептуру линолеума входят разные марки, при использовании мономарки нельзя достичь того разнообразия конструкций и характеристик продукта, который необходим потребителю. Это первое. И второе: существует несколько вариантов и альтернатив. На любой сырьевой компонент должно быть минимум два заменителя. Не быть зависимым от одного поставщика, уметь управлять ценой и оценивать эффективность в тот или иной момент. Такое правило существует, и мы его придерживаемся.

   - Каков процент российского сырья в продукции «ТАРКЕТТа»?
   - Линолеум нашего завода российского производства. Но при этом мы знаем, что на 60% мы зависели от европейских компонентов. Поэтому переориентировались на локальных производителей полиуретановых защитных лаков, красок или пигментов. Но вопрос: на каких сырьевых компонентах работают они?
   У нас два направления на заводе максимально безболезненно прошли 2022 год. Это производство гомогенных напольных покрытий и модульных напольных покрытий, потому что изначально они в своей базе на 90% имели локальное сырьё. В их производстве использовали суспензионную смолу. У нас в стране как минимум три завода с различными спектрами её выпускают. Наполнители тоже локальные, российские, как и пластификаторы. Понятно, что есть специфические добавки. Они сегодня поступают из дружественных стран.

   - Но нельзя просто перейти от одного поставщика к другому. Это всегда сопряжено с процессами настройки. Как прошёл завод сложный этап?
   - Ещё в пандемийные годы на европейском рынке наблюдался дефицит эмульсионных ПВХ. Начиная с 2019 года, мы начали прощупывать азиатский регион. Покупали небольшие доли. Проводили тесты, детальные испытания. Но в 2022 году команде завода пришлось максимально мобилизоваться и рисковать ради результата. Раньше подтверждение компонента было длительным процессом: анализ документации, лабораторные тесты, короткие промышленные тесты, потом расширенные и только после этого - подтверждение и серийное потребление. Однако в прошлом году  требовалось все этапы сжать, объединить и совместить. Не было возможности ждать два или три месяца какой-то образец из дружественной страны, чтобы потом сказать: «Давайте возьмём его больше». Мы анализировали документацию, понимали, что в теории рассматриваемый компонент должен  подойти. Осознавали и риски.
   Самое тяжёлое время - весна и лето 2022 года - введение 6-7 пакета санкций.  Из 200 сырьевых компонентов требовалась замена 80. Стопроцентное замещение найти невозможно. К каждому из них заказывались 2-3 аналога. Кратно возрос объем исследований и тестовых испытаний. Он приближался к тысячам. И всё это мы делали заводской командой технологов.

   - Исследовательская лаборатория на заводе уникальная. Как в то время она работала?
   - Поясню в деталях. Существуют локальные производители лакокрасочных изделий. Например, ярославская компания. Мы им с нашими объемами неинтересны. Все удивляются, почему они с нами начали работать. Когда ярославцы приехали и увидели наш подход, техническую базу и ту глубину, с которой мы относимся к изучению и внедрению всего, они заинтересовались и согласились адаптировать свои продукты под нас. Так выстроились дружеские партнёрские отношения. Они отправляли образцы нам, мы анализировали, давали свои рекомендации, отзывы: что подходит, а что нет. Аналитическая, исследовательская работа велась ускоренными темпами. Пришлось к работе дополнительно привлекать людей. Например, технологический отдел. Его сотрудники работают с документацией, нормативно-технологическим сопровождением. А они часть блоков полностью взяли в разработку. Это неспецифичная для них задача. Но они с ней справились. Технологический персонал производства также работал больше, чем обычно. И глубже. Не только в плане испытаний. Им отдали часть направлений. Да, сотрудников поддерживали, но часть функций они взяли на себя.

   - То есть революционные процессы шли на «ТАРКЕТТе»?
   - Можно сказать, да.

   - Судя по результатам - успешные.
   - Мы получили высокую оценку, в том числе и руководства. Основное достижение: не было простоя производства. Не было ситуации, когда бы коллектив опустил руки и завод встал из-за того, что нечем было бы работать. Мы всегда находили выход, искали компромиссы, варианты. Перестраивали производственные планы и программы. И завод работал. Люди совершили трудовой подвиг. Не только наш отдел, но и огромную роль сыграли отделы закупки сырья, материально-технического снабжения. В той ситуации, которая сложилась, надо было оперативно организовать заключение новых контрактов, транспортировки, по нашим техническим заданиям вести поиск новых поставщиков. Работу проделали громаднейшую. Считаю, мы отработали на пятёрку.

   - Какие новые продукты были созданы на заводе?
   - В прошлом году мы запустили вторую линию замкового модульного покрытия. В связи с геополитической ситуацией вне плана и в кратчайшие сроки на рынке появилось спортивное напольное покрытие для универсальных спортивных залов, школ. Раньше его изготавливал завод на Украине. По объективным причинам доступа к этому продукту на российский рынок больше нет. А в России он не выпускался. На «ТАРКЕТТе» приняли решение о его производстве в конце мая, а в конце августа мы запустили спортивное покрытие в серийное производство. Заставила на этот шаг пойти ситуация: рынок есть, потребность есть. Сдача муниципальных и региональных объектов - конец августа. И заводчане не подвели.

   - А несколько лет назад Вы могли бы такое представить, что в кратчайшие сроки на рынке появится продукция «ТАРКЕТТа», созданная с нуля за три месяца?
   - Нет. Был другой подход. Другие приоритеты. Больше осторожности. Но если бы мы в прошлом году не заняли эту нишу, то её занял бы кто-то другой. К спортивному линолеуму есть специфичные требования: правильный показатель скольжения, отскока мяча. Продукция используется в профессиональных видах спорта.
   Всё и сразу нужно было запустить в производство. И у нас это получилось.

   - В 2022 году на заводе начала работу вторая линия LVT(модульных покрытий). Эта продукция сегодня в моде?
   - Мода на LVT очень быстро растёт. С 2019 года объем реализуемой продукции данного типа в России увеличился более чем в 3 раза. В этом году спрос выше прогнозного. Мы так же стараемся не отставать от трендов рынка и вводим новые мощности. Сегодня идут пуско-наладочные работы на уже третьей по счету линии, мощность которой в 3 раза больше первой или второй. Таким образом, менее чем за 5 лет мы увеличили свои возможности по выпуску модульных напольных покрытий с замком в 4 раза. Прошлый год был рекордным по количеству введённых новых эксклюзивных коллекций модульных покрытий, разработанных для каждого из дистрибьюторов.
   Если на первой линии в 2019 году производили два продукта, потом добавили третий, то в 2022-м - около 10, а в 2023-м - ещё 6.

   - Что бы Вы посоветовали предприятиям, которые оказались в такой ситуации, как ваш завод?
   - Первое. Безвыходных ситуаций не бывает. Не надо отчаиваться. Нужно собраться и работать с удвоенной и утроенной силой вместе со своими партнёрами, поставщиками. Двигаться в одном направлении и к одной цели. Где-то нужно рисковать, усилить контроль за качеством и отпуском продукции. Если обнаруживается, что она может вызывать вопросы со стороны потребителя, то обязательно ее изолировать и направить в переработку. Фокус — на максимальное качество и обеспечение спроса.

   - Спасибо за интервью.


 
Текст сообщения*
 
29.03.2024 08:52:00 Неделя креативного бизнеса пройдёт в Самаре

Заявки принимаются до 15 апреля

28.03.2024 13:47:00 Конкурс нефтяников-профессионалов

В Отрадном прошел локальный этап смотра-конкурса «Лучший по профессии»

14.03.2024 14:30:00 Электронная подпись - онлайн

Новый сервис ФНС

11.03.2024 18:26:00 Бизнес по франшизе

Предприниматели Самарской области смогут выбрать проверенную франшизу на платформе МСП.РФ