Образование
Воспитание и учеба всегда составляли единое целое

Этот год богат на знаковые события в масштабе города и области: 170-летие Самарской губернии, 65-летие Отрадного. Подходит еще одна значимая дата для многих отрадненцев, чья судьба неразрывно связана со школой №6. Одно из лучших образовательных учреждений города отмечает свой 60-летний юбилей. Символично, что накануне торжества и профессионального праздника учителей, «РТ» побеседовала с первым директором школы №6, заслуженным учителем РСФСР, отличником народного образования СССР и РСФСР Тамарой Петровной Алясовой.
Больше 40 лет Тамара Петровна посвятила делу воспитания детей.
О профессии педагога она мечтала еще с детства, восхищаясь своей старшей сестрой – учительницей начальных классов. Большую роль в выборе будущей профессии сыграли и ее преподаватели в школе. На всю жизнь она запомнила свою первую учительницу Алевтину Александровну. «Удивительная женщина, умела найти подход ко всем ученикам. От нее исходила такая любовь к нам, детям! И это было взаимно», – вспоминает Т.П. Алясова.
Еще один педагог повлиял на выбор профессии Тамары Петровны. Математик Яков Николаевич Хромой стал примером заботы и доброго отношения к ученикам. «Помню, пишем контрольную работу, учитель, прохаживаясь между партами, смотрит работы учеников, и, если кто-то из школьников допускал ошибку в решении, то слегка хмыкнув, давал понять, что надо ее искать. Он предлагал школьнику самостоятельно найти неверный ход решения задачи и изменить его. Прием необычный, но действенный», – рассказывает наша собеседница.
Еще будучи выпускницей 10 класса, Тамара Петровна твердо решила стать учителем. И упорно шла к своей цели, окончив пединститут с красным дипломом.
Т.П. Алясова была завучем первой школы, директором четвертой, 29 лет возглавляла шестую. Это она 1 сентября 1961 года встречала первых учеников в новой, пахнущей краской школе №6.
«Новость о том, что меня назначили директором только что построенной школы, была неожиданной, – признается Т.П. Алясова. – Об этом мне сообщили в горкоме за месяц до ее открытия. Вместе с учителями мы начали готовить классы для наших учеников: поднимали и расставляли парты, стулья, развешивали доски, обустраивали кабинеты». И вот теперь учреждению исполняется 60 лет. За эти годы множество талантливых учеников окончили школу и стали отличными специалистами в разных областях. Под руководством Тамары Петровны работали замечательные педагоги, любящие свою профессию и детей: учителя начальных классов А.А. Ковылина, А.С. Трошкина, В. Леонтьева, Н.М. Ковыль, А.Е. Агапова, учитель труда А.С. Ахременко, учитель русского языка и литературы И.И. Ахременко, учитель химии З.А. Постникова. Удивительным человеком был учитель рисования А.Ф. Поздяев. Он любил живопись и обучал этому детей. Перед Новым годом спортивный зал всегда был сказочно оформлен. А помогали ему в этом его ученики на внеклассной работе. К рисованию тяга была у всех его учеников. Многие из них стали художниками. А под руководством учителя старших классов Н.М.Свиридовой ученики проводили интересные научные работы в теплице, расположенной при школе.
Чуть позже в сплоченный коллектив влились завучи В.И.Шульпин, М.Н.Князева, Л.Л. Новак, первый школьный организатор Л.А.Скупова, учитель географии А.М.Купцова и многие другие.
В то время школа №6 была единственной в городе и области, где школьники по окончании учебы получали профессию шофера, профессионала или любителя. Почти все мальчишки получали права. Большая заслуга в этом супругов Хорьяковых и Светлышевых. Мужчины преподавали автодело мальчикам, а их жены обучали труду девочек.
Работа коллектива школы перенималась педагогами Советского Союза, опыт изучали в НИИ Академии педагогических наук, в 1972 году Тамара Петровна делилась накопленным методическим багажом на Московской научно-практической конференции.
Директору предоставили возможность самой подбирать педагогов в школу.
«Образно, я делю учителей на несколько категорий, – продолжая беседу, говорит она. – К первой отнесу «гениальных» учителей, наделенных талантом – это те, кто делал открытия в работе с детьми. Вторая категория – «способные», они могут перенять у великих педагогов опыт работы и видеть в каждом ребенке личность. Еще есть «хорошие» учителя – они просто передают свои прочные знания детям, заставляют учиться, но не вкладывают в них душу. Есть еще категория «случайных» учителей. К примеру, просто был маленький конкурс в пединституте, поэтому и пошли туда. Такой учитель грамотный, но, как правило, у него нет любви к своей профессии, и ему все равно – усвоили дети тему или нет. Однако плохих учителей не бывает, каждый по-своему хороший».
Тамара Петровна сумела создать шестой школе имидж «сильного» учреждения. Этого удалось достичь благодаря педагогам, которые стремились вложить в своих учеников не только необходимые знания, но и человеческие, житейские качества. «Каждый учебный предмет должен воспитывать, – уверена она. – Нам удалось создать в школе такую атмосферу, когда каждый учитель понимал, что воспитание и учеба составляют единое целое».
Сближало детей и их педагогов творчество, будь то хоровое исполнение или совместные внеклассные работы по живописи. В обязательном порядке все участвовали в военно-патриотической игре «Зарница», а в День птиц дети мастерили скворечники, кормушки и развешивали их в своих микрорайонах. Классами путешествовали по местам походов дивизии Чапаева, ездили в города-герои. Был организован в школе музей Николая Островского, художественная галерея, приезжали и гости из Болгарии. Одним словом, жизнь шестой была насыщенной.
Во время руководства первого директора было заложено немало хороших школьных традиций. Одна из них – соблюдение режима: за дисциплину в школе отвечали ученики, дежурный класс. Поэтому в школе всегда был порядок. А еще ни один ученик не уходил с двойкой домой, он должен был ее отработать, исправить. Также доброй традицией в конце учебного года стало отмечать благодарностью родителей учеников за хорошее воспитание.
Педагоги школы №6 давали глубокие знания своим ученикам, и они поступали учиться в самые престижные вузы Москвы, Ленинграда и других крупных городов. Выпускники разлетелись по всей стране, но первого своего директора не забывают. Со всех уголков России приходят весточки с поздравлениями и благодарностями.
«Самое главное, что хочется пожелать учителям и ученикам школы, найти душевный контакт друг с другом. Если не будет взаимопонимания, то и воспитания не будет, – завершая разговор, говорит Тамара Петровна. – И родителям хочется пожелать того же самого. Всегда было важно работать с родительским сообществом, проводить с ними лекции, обсуждать проблемы воспитания детей в семье. Нужно объединяться, проводить совместные вечера, кружки, праздники. Это сплачивает».
Больше 40 лет Тамара Петровна посвятила делу воспитания детей.
О профессии педагога она мечтала еще с детства, восхищаясь своей старшей сестрой – учительницей начальных классов. Большую роль в выборе будущей профессии сыграли и ее преподаватели в школе. На всю жизнь она запомнила свою первую учительницу Алевтину Александровну. «Удивительная женщина, умела найти подход ко всем ученикам. От нее исходила такая любовь к нам, детям! И это было взаимно», – вспоминает Т.П. Алясова.
Еще один педагог повлиял на выбор профессии Тамары Петровны. Математик Яков Николаевич Хромой стал примером заботы и доброго отношения к ученикам. «Помню, пишем контрольную работу, учитель, прохаживаясь между партами, смотрит работы учеников, и, если кто-то из школьников допускал ошибку в решении, то слегка хмыкнув, давал понять, что надо ее искать. Он предлагал школьнику самостоятельно найти неверный ход решения задачи и изменить его. Прием необычный, но действенный», – рассказывает наша собеседница.
Еще будучи выпускницей 10 класса, Тамара Петровна твердо решила стать учителем. И упорно шла к своей цели, окончив пединститут с красным дипломом.
Т.П. Алясова была завучем первой школы, директором четвертой, 29 лет возглавляла шестую. Это она 1 сентября 1961 года встречала первых учеников в новой, пахнущей краской школе №6.
«Новость о том, что меня назначили директором только что построенной школы, была неожиданной, – признается Т.П. Алясова. – Об этом мне сообщили в горкоме за месяц до ее открытия. Вместе с учителями мы начали готовить классы для наших учеников: поднимали и расставляли парты, стулья, развешивали доски, обустраивали кабинеты». И вот теперь учреждению исполняется 60 лет. За эти годы множество талантливых учеников окончили школу и стали отличными специалистами в разных областях. Под руководством Тамары Петровны работали замечательные педагоги, любящие свою профессию и детей: учителя начальных классов А.А. Ковылина, А.С. Трошкина, В. Леонтьева, Н.М. Ковыль, А.Е. Агапова, учитель труда А.С. Ахременко, учитель русского языка и литературы И.И. Ахременко, учитель химии З.А. Постникова. Удивительным человеком был учитель рисования А.Ф. Поздяев. Он любил живопись и обучал этому детей. Перед Новым годом спортивный зал всегда был сказочно оформлен. А помогали ему в этом его ученики на внеклассной работе. К рисованию тяга была у всех его учеников. Многие из них стали художниками. А под руководством учителя старших классов Н.М.Свиридовой ученики проводили интересные научные работы в теплице, расположенной при школе.
Чуть позже в сплоченный коллектив влились завучи В.И.Шульпин, М.Н.Князева, Л.Л. Новак, первый школьный организатор Л.А.Скупова, учитель географии А.М.Купцова и многие другие.
В то время школа №6 была единственной в городе и области, где школьники по окончании учебы получали профессию шофера, профессионала или любителя. Почти все мальчишки получали права. Большая заслуга в этом супругов Хорьяковых и Светлышевых. Мужчины преподавали автодело мальчикам, а их жены обучали труду девочек.
Работа коллектива школы перенималась педагогами Советского Союза, опыт изучали в НИИ Академии педагогических наук, в 1972 году Тамара Петровна делилась накопленным методическим багажом на Московской научно-практической конференции.
Директору предоставили возможность самой подбирать педагогов в школу.
«Образно, я делю учителей на несколько категорий, – продолжая беседу, говорит она. – К первой отнесу «гениальных» учителей, наделенных талантом – это те, кто делал открытия в работе с детьми. Вторая категория – «способные», они могут перенять у великих педагогов опыт работы и видеть в каждом ребенке личность. Еще есть «хорошие» учителя – они просто передают свои прочные знания детям, заставляют учиться, но не вкладывают в них душу. Есть еще категория «случайных» учителей. К примеру, просто был маленький конкурс в пединституте, поэтому и пошли туда. Такой учитель грамотный, но, как правило, у него нет любви к своей профессии, и ему все равно – усвоили дети тему или нет. Однако плохих учителей не бывает, каждый по-своему хороший».
Тамара Петровна сумела создать шестой школе имидж «сильного» учреждения. Этого удалось достичь благодаря педагогам, которые стремились вложить в своих учеников не только необходимые знания, но и человеческие, житейские качества. «Каждый учебный предмет должен воспитывать, – уверена она. – Нам удалось создать в школе такую атмосферу, когда каждый учитель понимал, что воспитание и учеба составляют единое целое».
Сближало детей и их педагогов творчество, будь то хоровое исполнение или совместные внеклассные работы по живописи. В обязательном порядке все участвовали в военно-патриотической игре «Зарница», а в День птиц дети мастерили скворечники, кормушки и развешивали их в своих микрорайонах. Классами путешествовали по местам походов дивизии Чапаева, ездили в города-герои. Был организован в школе музей Николая Островского, художественная галерея, приезжали и гости из Болгарии. Одним словом, жизнь шестой была насыщенной.
Во время руководства первого директора было заложено немало хороших школьных традиций. Одна из них – соблюдение режима: за дисциплину в школе отвечали ученики, дежурный класс. Поэтому в школе всегда был порядок. А еще ни один ученик не уходил с двойкой домой, он должен был ее отработать, исправить. Также доброй традицией в конце учебного года стало отмечать благодарностью родителей учеников за хорошее воспитание.
Педагоги школы №6 давали глубокие знания своим ученикам, и они поступали учиться в самые престижные вузы Москвы, Ленинграда и других крупных городов. Выпускники разлетелись по всей стране, но первого своего директора не забывают. Со всех уголков России приходят весточки с поздравлениями и благодарностями.
«Самое главное, что хочется пожелать учителям и ученикам школы, найти душевный контакт друг с другом. Если не будет взаимопонимания, то и воспитания не будет, – завершая разговор, говорит Тамара Петровна. – И родителям хочется пожелать того же самого. Всегда было важно работать с родительским сообществом, проводить с ними лекции, обсуждать проблемы воспитания детей в семье. Нужно объединяться, проводить совместные вечера, кружки, праздники. Это сплачивает».

24 мая во всех школах Отрадного прозвенел последний звонок

Студенты ОНТ впервые побывали на предприятии мирового уровня

Он погиб во время выполнения боевого задания

Урок мужества в школе № 8 учащиеся посвятили памяти участника СВО Евгения Максимова

Победительница областного этапа конкурса преподает русский язык и литературу в самарской школе