Образование
Наступил год педагога и наставника
10.01.2023 20:37:00
Минувший 2022 год прошел под девизом Года культурного наследия. Наступивший 2023-ий объявлен президентом России Годом педагога и наставника. О ключевой роли наставничества мы говорим сегодня с заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы №8 Светланой Никитиной.
«Первые шаги в профессиональной деятельности для молодого специалиста любой сферы всегда связаны с волнением и высоким напряжением. Помочь справиться с трудностями, влиться в коллектив и закрепиться на новом рабочем месте – все это является задачей опытных коллег», - считает Светлана Сергеевна.
Наставничество в широком смысле слова сопровождает нас всю жизнь и начинается с наших родителей. Причем это наставничество не профессиональное, а морально-нравственное, и оно передается не нравоучениями, а личным примером.
И ведь именно личный пример первого учителя Светланы Сергеевны - Лидии Вениаминовны Мельниковой, помог определиться с выбором будущей профессии и ей самой.
«Глядя на эту красивую и элегантную женщину мне захотелось стать учителем. Лидия Вениаминовна обладала приятным голосом, умела нас увлечь и была внимательна к детям. Позже она возглавляла в городе Комитет по вопросам семьи, материнства и детства, оставаясь такой же приветливой и добродушной, - вспоминает Светлана Сергеевна. - Благодаря ей я стала педагогом. После педучилища вернулась работать в родную школу, где меня тепло встретила директор М.В. Каранда. Моим наставником стала Н.В. Соловьева. Она работала завучем начальной школы и уделала много внимания молодым специалистам. Часто посещала наши уроки, давала дельные рекомендации и советы. Сегодня уже и я передаю весь накопленный опыт своим молодым коллегам. Одна из первых - С.С. Савченко. В нашей школе она работает уже шестой год, в 2022 году моя подопечная стала победителем окружного конкурса «Молодой учитель года».
Надо сказать, что наставничеству в восьмой школе уделяется много внимания. На каждого молодого педагога составляется индивидуальная программа наставничества сроком на 5 лет. Но и дальше опытные учителя не бросают своих преемников. Наставник помогает молодому специалисту во всем: от проведения первых уроков и родительских собраний до составления календарнотематического плана и подготовки к профконкурсам.
«На первых порах мы посещаем уроки молодых учителей, анализируем формы и методы их работы, после чего делаем соответствующие выводы. В конце каждой недели наставник встречается с молодым специалистом и обсуждает с ним возникшие сложности и проблемы», поясняет Светлана Сергеевна и добавляет, что чаще всего молодые специалисты начальной школы сталкиваются с проблемами организации детей на уроке.
«Порой приходится приложить немало усилий и стараний для того, чтобы заинтересовать вчерашних малышей учебой, привить им усидчивость. Бывает непросто найти общий язык и с родителями, особенно когда они гораздо старше педагога. К сожалению, молодых и неопытных учителей часто не воспринимают всерьез. Имеет место быть и родительский гиперконтроль. Здесь главное не бояться трудностей, а решать возникшие проблемы сообща, – уверена наша собеседница. Из любой ситуации можно найти выход. Как правило, решение вопроса приходит во время коллективных обсуждений, семинаров, мастерклассов. В этом году директор нашей школы Наталья Алексеевна Брыкина организовала для учителей психологический тренинг на тему «Педагогическое выгорание». Нам очень понравилось. Мы почерпнули для себя массу полезной и важной информации. Помогают и школьные методические объединения на определенные темы, где молодым педагогам рассказываем о инновациях и новых методах работы. Так что инструментов масса».
Чтобы подвести итоги работы наставничества и самореализации молодых педагогов, в школе ежегодно в апреле проводится неделя молодого специалиста. Учителя показывают открытые уроки для коллег. Самые успешные и интересные получают рекомендации к участию в профессиональных конкурсах и фестивалях. Помощь продолжается и на этом этапе: подготовкой специалиста занимается вся педагогическая команда.
Во время беседы со Светланой Сергеевной мы не могли обойти тему кадрового голода в образовании, которая, к сожалению, в нашей стране все еще стоит остро. Наряду с узкими специалистами ощущается нехватка учителей начальных классов. Сегодня педагог вынужден вести сразу два класса. Мало привлечь молодого специалиста в школу, его надо суметь удержать. И здесь, как ни странно, важную роль играют наставники и коллеги, которые создают психологический комфорт на рабочем месте.
Если посмотреть шире, то наставничество применимо не только в соотношениях: учитель – учителю, учитель – ученику, но и в соотношении: ученик – учителю.
«Это, правда, мы многому учимся и у своих детей, продолжает педагог. Их открытости, искренности, умению радоваться жизни. Сегодня дети как никто другой разбираются в современных гаджетах. Они быстрее взрослых находят нужную кнопку и скачивают необходимую программу. Когда настало время компьютеризации, интерактивных досок и проекторов, нам было сложно перестроиться. Разобраться в программном обеспечении многим помогали дети. И до сих пор я часто прибегаю к помощи своего сына или прошу об этом школьников. Каждый из нас в какойто мере наставник, имеющий свою ценность!»
«Первые шаги в профессиональной деятельности для молодого специалиста любой сферы всегда связаны с волнением и высоким напряжением. Помочь справиться с трудностями, влиться в коллектив и закрепиться на новом рабочем месте – все это является задачей опытных коллег», - считает Светлана Сергеевна.
Наставничество в широком смысле слова сопровождает нас всю жизнь и начинается с наших родителей. Причем это наставничество не профессиональное, а морально-нравственное, и оно передается не нравоучениями, а личным примером.
И ведь именно личный пример первого учителя Светланы Сергеевны - Лидии Вениаминовны Мельниковой, помог определиться с выбором будущей профессии и ей самой.
«Глядя на эту красивую и элегантную женщину мне захотелось стать учителем. Лидия Вениаминовна обладала приятным голосом, умела нас увлечь и была внимательна к детям. Позже она возглавляла в городе Комитет по вопросам семьи, материнства и детства, оставаясь такой же приветливой и добродушной, - вспоминает Светлана Сергеевна. - Благодаря ей я стала педагогом. После педучилища вернулась работать в родную школу, где меня тепло встретила директор М.В. Каранда. Моим наставником стала Н.В. Соловьева. Она работала завучем начальной школы и уделала много внимания молодым специалистам. Часто посещала наши уроки, давала дельные рекомендации и советы. Сегодня уже и я передаю весь накопленный опыт своим молодым коллегам. Одна из первых - С.С. Савченко. В нашей школе она работает уже шестой год, в 2022 году моя подопечная стала победителем окружного конкурса «Молодой учитель года».
Надо сказать, что наставничеству в восьмой школе уделяется много внимания. На каждого молодого педагога составляется индивидуальная программа наставничества сроком на 5 лет. Но и дальше опытные учителя не бросают своих преемников. Наставник помогает молодому специалисту во всем: от проведения первых уроков и родительских собраний до составления календарнотематического плана и подготовки к профконкурсам.
«На первых порах мы посещаем уроки молодых учителей, анализируем формы и методы их работы, после чего делаем соответствующие выводы. В конце каждой недели наставник встречается с молодым специалистом и обсуждает с ним возникшие сложности и проблемы», поясняет Светлана Сергеевна и добавляет, что чаще всего молодые специалисты начальной школы сталкиваются с проблемами организации детей на уроке.
«Порой приходится приложить немало усилий и стараний для того, чтобы заинтересовать вчерашних малышей учебой, привить им усидчивость. Бывает непросто найти общий язык и с родителями, особенно когда они гораздо старше педагога. К сожалению, молодых и неопытных учителей часто не воспринимают всерьез. Имеет место быть и родительский гиперконтроль. Здесь главное не бояться трудностей, а решать возникшие проблемы сообща, – уверена наша собеседница. Из любой ситуации можно найти выход. Как правило, решение вопроса приходит во время коллективных обсуждений, семинаров, мастерклассов. В этом году директор нашей школы Наталья Алексеевна Брыкина организовала для учителей психологический тренинг на тему «Педагогическое выгорание». Нам очень понравилось. Мы почерпнули для себя массу полезной и важной информации. Помогают и школьные методические объединения на определенные темы, где молодым педагогам рассказываем о инновациях и новых методах работы. Так что инструментов масса».
Чтобы подвести итоги работы наставничества и самореализации молодых педагогов, в школе ежегодно в апреле проводится неделя молодого специалиста. Учителя показывают открытые уроки для коллег. Самые успешные и интересные получают рекомендации к участию в профессиональных конкурсах и фестивалях. Помощь продолжается и на этом этапе: подготовкой специалиста занимается вся педагогическая команда.
Во время беседы со Светланой Сергеевной мы не могли обойти тему кадрового голода в образовании, которая, к сожалению, в нашей стране все еще стоит остро. Наряду с узкими специалистами ощущается нехватка учителей начальных классов. Сегодня педагог вынужден вести сразу два класса. Мало привлечь молодого специалиста в школу, его надо суметь удержать. И здесь, как ни странно, важную роль играют наставники и коллеги, которые создают психологический комфорт на рабочем месте.
Если посмотреть шире, то наставничество применимо не только в соотношениях: учитель – учителю, учитель – ученику, но и в соотношении: ученик – учителю.
«Это, правда, мы многому учимся и у своих детей, продолжает педагог. Их открытости, искренности, умению радоваться жизни. Сегодня дети как никто другой разбираются в современных гаджетах. Они быстрее взрослых находят нужную кнопку и скачивают необходимую программу. Когда настало время компьютеризации, интерактивных досок и проекторов, нам было сложно перестроиться. Разобраться в программном обеспечении многим помогали дети. И до сих пор я часто прибегаю к помощи своего сына или прошу об этом школьников. Каждый из нас в какойто мере наставник, имеющий свою ценность!»
02.05.2024 11:43:00
Техапробация ЕГЭ прошла успешно
В Отрадном прошла техническая апробация пунктов проведения ЕГЭ
19.04.2024 11:41:00
Готовимся к первому классу
Подготовка к школе начинается за год. За это время нужно успеть многое
04.04.2024 14:18:00
Квалифицированные кадры - со студенческой мастерской
В ОНТ прошла встреча главы города с руководителем ОНТ и представителями компании «Уралмаш НГО Холдинг»
27.03.2024 12:37:00
Олимпийский успех
В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников
07.03.2024 09:57:00
Кадровый вопрос
Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства