1022_157_small.gif


Город

Трудный транспортный вопрос

07.04.2011

С 1 апреля на 2 рубля подорожал проезд на городском транспорте. Теперь пассажиру за одну поездку придется выложить из кармана 13 рублей. Хотелось бы верить, что с ростом цен улучшится и обслуживание. Но, к сожалению, в это верит все меньше и меньше горожан.

Что же нужно для нормальной организации работы городских маршрутов? Кроме повышения оплаты за проезд, нужны более ощутимые дотации предприятию, которое осуществляет городские пассажирские перевозки, и покупка новых автобусов – это пытался доказать депутатам индивидуальный предприниматель А.Ю.Семакин на заседании думского комитета по вопросам развития городского хозяйства и экологии 31 марта.
Однако сочувствия и понимания депутатов бизнесмену добиться не удалось. Некоторые из них наверняка не забыли о круглом столе, который состоялся почти год назад и был посвящен проблемам пассажирских перевозок. Тогда ПАТП отказалось от муниципального контракта, ссылаясь на колоссальные убытки, а А.Ю.Семакин заявил о том, что транспортные перевозки – дело очень выгодное и в последствии был признан победителем конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки. Так почему же вдруг так резко изменилось мнение предпринимателя?
Казалось бы, в результате другого конкурса, проведенного муниципалитетом, ИП А.Ю.Семакину было передано в безвозмездное пользование 18 единиц техники. Предприниматель обязан вести текущий и капремонт автобусов. Это обязательство он взял в присутствии СМИ. Этого требует и Гражданский кодекс.
Оказывается, автобусы, переданные в безвременное пользование муниципалитетом, находились, по словам А.Ю.Семакина, в ненадлежащем техническом состоянии. Так «неаккуратно» эксплуатировал их предыдущий перевозчик, т.е. ПАТП. Решение о передаче автобусов, утверждает Семакин, принималось в течение часа, так как автобусы должны были идти на линию.
Правда, у и.о. руководителя Комитета по управлению имуществом города И.Н.Шнайдер несколько иное мнение:
- То, что транспорт находился в рабочем состоянии, подтверждали документы о прохождении технического осмотра. Передача автотранспорта ПАТП Семакину осуществлялась комиссией в составе представителей Администрации, ГИБДД, принимающей и переходящей сторон. В акте на момент передачи были отражены все замечания. А.Ю.Семакин принял все условия конкурса.
«Раз принял, расхлебывай, как хочешь», - именно так могли бы отреагировать депутаты, но они решили вникнуть в проблему.
Как пояснил Глава Администрации А.А.Мязин, организация пассажирских перевозок – функция муниципалитета. Есть два пути ее реализации. Первый – организовать муниципальное предприятие и полностью финансировать его. Но, как показывает практика, это путь тупиковый. Он, как правило, приводит к банкротству. Второй путь – привлечь частного перевозчика. Что и было сделано. По условиям муниципального контракта, перевозчик берет на себя обслуживание 9 маршрутов, из которых пять регулярные, 3 – дачные, т.е. сезонные и 1 - на Южное кладбище, практически тоже сезонный. В контракте не сказано, какими силами, средствами предприниматель будет это осуществлять: собственными автобусами, арендованными или муниципальными. Когда перевозчик брался за это дело, он должен был рассчитывать, что это вопрос его предпринимательской деятельности.
Источник финансирования перевозок один – это средства граждан на оплату за проезд. Ни в каких подписанных документах не говорится о субсидиях, субвенциях и т.д. Тем не менее депутаты и Администрация города предусмотрели дотацию в размере 2-х рублей за каждого перевезенного пассажира и 100 рублей – за проездной билет пенсионера во время дачного сезона. А это в год серьезная сумма в 2 млн. 800 тыс. рублей. Других средств в 2011 году нет. К тому же Дума и Администрация не обязаны их предусматривать.
Что же просит перевозчик А.Ю.Семакин? Цитирую: «Учитывая, что размер дотаций не повышался в течение последних двух лет, себестоимость проезда составляет 17 рублей, из суммы дотаций в размере 2810000 рублей финансируется проезд пенсионеров по ЕСПБ в летний период, я вынужден, в целях сохранения городских пассажирских перевозок, просить депутатов городского округа Отрадный увеличить сумму дотаций на городской транспорт в размере равной компенсации пенсионерам проезда по ЕСПБ, тем самым увеличив размер субсидий из расчета 3 (три) рубля за каждого перевезенного пассажира, а также рассмотреть вопрос об увеличении стоимости проезда в размере 13 рублей с 1 апреля 2011г. и в размере 15 рублей с 1 июня 2011г.  
Также я просил бы депутатов городского округа Отрадный рассмотреть вопрос о приобретении 5 новых автобусов за счет средств городского бюджета по любым кредитным предложениям, поступающим от банков, лизинговых компаний, производителей автобусов».
Настораживает фраза «в целях сохранения городских пассажирских перевозок»… Что это? Предупреждение, что завтра предприниматель возьмет да и откажется от перевозок, или это крик о помощи?
По словам руководителя Управления ЖКХ С.А.Селиверстовой, убытки предпринимателя составляют от 2,5 до 5,5 руб. за каждого перевезенного пассажира. В месяц это составляет 300–320 тыс. руб. По итогам года эта цифра может вырасти до 3,6–3,8 млн. руб. Покрыть убытки можно либо увеличив плату за проезд, либо увеличив дотацию. У депутатов возник вопрос, почему местная власть должна покрывать убытки частного предприятия?
В настоящий момент А.Ю.Семакину удается компенсировать их за счет организации вахтовых перевозок. А в ближайшей перспективе предприниматель собирается заняться пригородными и междугородними перевозками.
Себестоимость проезда в 17 рублей показалась некоторым депутатам заоблачной. «Одной из причин высокой стоимости проезда является то, что у фирмы нет лицензии на техобслуживание транспорта, есть договор на ТО с самарской фирмой, - считает депутат В.Н.Муратов. – Есть практика у некоторых городов, где муниципалитеты не заключают договоров с перевозчиком, если у него нет такой лицензии».
Соглашается с ним и Ю.Н. Бойков: «Работать без ремонтной базы, гонять автобусы в Самару – это значит, выбрасывать деньги на ветер. Себестоимость поездки увеличивается еще и потому, что сам предприниматель, пытаясь выполнить условия муниципального контракта, приобрел в лизинг три автобуса «Пежо».
Это, конечно, вопрос предпринимательской деятельности и предпринимательского риска, который взял на себя перевозчик. Однако есть две уважительные причины, которые действительно усложняют ситуацию. Их озвучил А.А.Мязин: то, что стоимость ГСМ выросла почти на 30%, и то, что социальный налог увеличился с 14 до 34%. Эти обстоятельства при заключении контракта никто не мог предвидеть. Аргументы предпринимателя, что автобусы оказались не хорошими, а плохими, что маршруты – не выгодными, не могут влиять на то, чтобы выделить на эти цели дополнительные средства. Тем более, что их нет.
С Главой Администрации согласились и депутаты. В сложившихся условиях выход один: дать «добро» на повышение с 1 апреля цены на проезд. Руководитель думского комитета В.К.Нуждин отметил: «Я проверил стоимость проезда в других городах и районах Самарской области. Самая низкая в Отрадном, в Похвистнево, например, и проезд, и дотации выше. В любом случае, других вариантов нет».
Итак, цены повысились… Будет ли улучшено качество городских перевозок? Не знаем. Однако думцы видят возможность улучшения ситуации только в создании конкурентной среды. По словам депутата Ю.Н.Бойкова, единственный перевозчик – явление опасное, здесь возможен шантаж. С.П.Гладкий сослался на мнение предпринимателя В.В.Асташкина, который имел опыт обслуживания маршрутов: «Работать на городских маршрутах очень выгодно. Не нужно никаких дотаций. Главное, чтобы не мешали работать».
Подытожил мнение депутатского корпуса заместитель Главы города А.А.Кандрахин: «Городу нужен альтернативный перевозчик, и в поручении Администрации города это надо записать. И еще есть необходимость проведения аудита автопарка, переданного в безвозмездное пользование».

О высокой конкуренции в сфере пассажирских перевозок свидетельствует такая цифра: в Отрадном 400 единиц техники используется фирмами такси.
В Кинель-Черкассах частники-«газелисты» «берут» с пассажиров 15 рублей. При  этом нет никаких дотаций из бюджета. В Октябрьске проезд стоит 15 рублей – дотаций нет. В Кинеле  - 15 рублей – дотации 2 млн. 400 тыс. руб. Похвистнево – 14 рублей – дотации 3,5 млн. руб., Отрадный – 11 руб. (с 1.04. – 13 руб.) – дотации 2 руб. за каждого перевезенного пассажира и 100 руб. за проездной для пенсионера на дачный период - всего 2,8 млн. руб.

P.S. Это было в четверг на прошлой неделе. А двумя днями ранее, во время проведения линии «Горячий телефон», руководитель управления ЖКХ и ОН С.А.Селиверстова и индивидуальный предприниматель А.Н.Семакин выслушивали мнения горожан об организации пассажирских перевозок в Отрадном. Главный вопрос у людей: почему происходит срыв рейсов. Почему из-за этого порой невозможно без опоздания добраться на работу. Эта проблема особенно актуальна для жителей частного сектора, где ходят маршруты №3/4 и 4/3. В «черном списке» оказались «пятерка» и «двойка» - то есть практически все маршруты.

Юлия Андриевская


 
Текст сообщения*
 
12.02.2024 15:47:00 Нет почтальона - нет пенсии

"РТ" узнала, почему пенсию в феврале некоторым приносят с опозданием

02.05.2023 15:19:00 Военный спецоперации встретился с учениками школы №6

25 апреля в музее истории города прошла встреча поколений

30.04.2023 09:27:00 Превышений ПДК нет

Состояние загрязнения атмосферного воздуха в марте оценивается как «низкое»

27.01.2021 17:10:00 "Автосугробы" мешают очистке дорог

Припаркованные во дворах и вдоль дорог автомобили стали настоящей проблемой для коммунальных служб города

06.01.2021 17:42:00 Эковолонтеры повседневной жизни

«Зеленая планета» - первая в городе волонтерская организация, которая 18-й год трудится на благо Отрадного и губернии