Образование
Галина Руденко: "Я применяю эвристическое обучение"
31.01.2024 10:59:00
После конкурса «РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко и расспросила ее о профессиональной деятельности.
Галина Руденко родилась не в учительской семье, но всегда хотела связать свою жизнь с педагогикой. Да и мама советовала дочке «поступать на учителя» – одну из самых почетных и уважаемых профессий.
«У меня в аттестате всегда была пятерка по математике, и я планировала связать свою профессию с математикой. Но так случилось, что я окончила Оренбургский государственный университет по специальности «Филология».
Учителем Галина Александровна работает уже 27 лет. Свой трудовой путь начинала в школе №2 г. Медногорска Оренбургской области. В 2015 году переехала в Отрадный, где у нее проживает родная сестра. Опытного педагога пригласили работать в гимназию «Гармония» учителем русского языка и литературы, где она трудится и сегодня.
Тема, с которой победительница выступала на конкурсе «Учитель года», называется «Эвристическое обучение ». На основе его Галина Руденко проводила урок «Категория состояния как часть речи». Она одна из сложных в русском языке. Не все знакомы и с методикой эвристического обучения.
Оно восходит к школе Сократа, в которой философ вместе с собеседником приходил к новым знаниям через вопросы и рассуждения. Долгое время оно рассматривалось как ответвление проблемного обучения. Самостоятельным направлением стало в девяностые годы двадцатого столетия.
Цель эвристического обучения – расширить возможности обучения, поскольку оно ориентирует ученика на достижение самостоятельного результата.
Об этой методике обучения педагоги гимназии узнали от своего куратора Натальи Рыбакиной - кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой современных технологий и качества образования «Центра развития образования г.о. Самара».
«Под руководством Натальи Александровны мы готовимся к семинарам и открытым урокам. Она наш вдохновитель и мотиватор, - говорит Галина Руденко. – Суть эвристического обучения сводится к взаимодействию педагога и обучающегося посредством вопрошающего диалога. Все задания подбираются самостоятельно из различных источников, компонуются или перерабатываются в соответствии с заданной темой. Детям не даются знания в готовом виде, они приходят к выводу самостоятельно путем собственных мини-исследований.
К примеру, на одном из недавних уроков ребята сами выводили правило написания слов с удвоенной «н»в прилагательных. Ребята на основе текста анализировали особенности правописания суффиксов в прилагательных, на основе словообразовательного анализа пришли к выводу, в каких случаях в словах нужно писать две «н», а в каких одну.
По этой методике мы занимаемся уже четвертый год, и она дает свои результаты. Когда ребенок сам проводит мини-исследование и делает соответствующий вывод, он быстро и легко применяет выведенное им же самим правило на практике», - поясняет педагог.
Навык самостоятельной работы и эвристическое мышление помогает ребятам не только на уроках, но и в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях от региональных до международных, где подопечные Галины Руденко нередко занимают призовые места.
«В конкурсе «Учитель года» я участвую впервые. И признаюсь честно: когда приехала работать в Отрадный, то была удивлена, как в Самарском регионе активно развито конкурсное движение. В Оренбургской области такого не было.
Меня это захватило. Я стала участвовать с детьми в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, олимпиадах. У меня был интересный опыт участия в областном фестивале «Воспитание и обучение одаренных детей «Изумруды», где я со своей ученицей выступала в тандеме и заняла 1 место.
В прошлом году написала воспитательный проект, в котором подробно описала свою систему работы. Буду его подавать на конкурс в этом году, мне хочется поделиться своим опытом и результатами работы с коллегами.
В ближайших планах у меня подготовка к зональному этапу конкурса «Учитель года». Тема пока неизвестна, ее держат в тайне и откроют за 2 недели до выступления. Для меня это очень волнительный, но интересный опыт. Я благодарна своим коллегам Елене Божко, Валентине Коневой, Ирине Родионовой, Андрею Долгову, Данилу Корнилину, которые меня поддерживают и помогают на всех конкурсных этапах», - подчеркнула Галина Руденко.
К слову, на зональном этапе конкурса примут участие все четыре финалиста Отрадненского образовательного округа. Желаем педагогам успехов и удачи!
Галина Руденко родилась не в учительской семье, но всегда хотела связать свою жизнь с педагогикой. Да и мама советовала дочке «поступать на учителя» – одну из самых почетных и уважаемых профессий.
«У меня в аттестате всегда была пятерка по математике, и я планировала связать свою профессию с математикой. Но так случилось, что я окончила Оренбургский государственный университет по специальности «Филология».
Учителем Галина Александровна работает уже 27 лет. Свой трудовой путь начинала в школе №2 г. Медногорска Оренбургской области. В 2015 году переехала в Отрадный, где у нее проживает родная сестра. Опытного педагога пригласили работать в гимназию «Гармония» учителем русского языка и литературы, где она трудится и сегодня.
Тема, с которой победительница выступала на конкурсе «Учитель года», называется «Эвристическое обучение ». На основе его Галина Руденко проводила урок «Категория состояния как часть речи». Она одна из сложных в русском языке. Не все знакомы и с методикой эвристического обучения.
Оно восходит к школе Сократа, в которой философ вместе с собеседником приходил к новым знаниям через вопросы и рассуждения. Долгое время оно рассматривалось как ответвление проблемного обучения. Самостоятельным направлением стало в девяностые годы двадцатого столетия.
Цель эвристического обучения – расширить возможности обучения, поскольку оно ориентирует ученика на достижение самостоятельного результата.
Об этой методике обучения педагоги гимназии узнали от своего куратора Натальи Рыбакиной - кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой современных технологий и качества образования «Центра развития образования г.о. Самара».
«Под руководством Натальи Александровны мы готовимся к семинарам и открытым урокам. Она наш вдохновитель и мотиватор, - говорит Галина Руденко. – Суть эвристического обучения сводится к взаимодействию педагога и обучающегося посредством вопрошающего диалога. Все задания подбираются самостоятельно из различных источников, компонуются или перерабатываются в соответствии с заданной темой. Детям не даются знания в готовом виде, они приходят к выводу самостоятельно путем собственных мини-исследований.
К примеру, на одном из недавних уроков ребята сами выводили правило написания слов с удвоенной «н»в прилагательных. Ребята на основе текста анализировали особенности правописания суффиксов в прилагательных, на основе словообразовательного анализа пришли к выводу, в каких случаях в словах нужно писать две «н», а в каких одну.
По этой методике мы занимаемся уже четвертый год, и она дает свои результаты. Когда ребенок сам проводит мини-исследование и делает соответствующий вывод, он быстро и легко применяет выведенное им же самим правило на практике», - поясняет педагог.
Навык самостоятельной работы и эвристическое мышление помогает ребятам не только на уроках, но и в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях от региональных до международных, где подопечные Галины Руденко нередко занимают призовые места.
«В конкурсе «Учитель года» я участвую впервые. И признаюсь честно: когда приехала работать в Отрадный, то была удивлена, как в Самарском регионе активно развито конкурсное движение. В Оренбургской области такого не было.
Меня это захватило. Я стала участвовать с детьми в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, олимпиадах. У меня был интересный опыт участия в областном фестивале «Воспитание и обучение одаренных детей «Изумруды», где я со своей ученицей выступала в тандеме и заняла 1 место.
В прошлом году написала воспитательный проект, в котором подробно описала свою систему работы. Буду его подавать на конкурс в этом году, мне хочется поделиться своим опытом и результатами работы с коллегами.
В ближайших планах у меня подготовка к зональному этапу конкурса «Учитель года». Тема пока неизвестна, ее держат в тайне и откроют за 2 недели до выступления. Для меня это очень волнительный, но интересный опыт. Я благодарна своим коллегам Елене Божко, Валентине Коневой, Ирине Родионовой, Андрею Долгову, Данилу Корнилину, которые меня поддерживают и помогают на всех конкурсных этапах», - подчеркнула Галина Руденко.
К слову, на зональном этапе конкурса примут участие все четыре финалиста Отрадненского образовательного округа. Желаем педагогам успехов и удачи!
24.10.2024 14:04:00
Всем классом - в кинологи
В шестой школе для пятиклассников проходят необычные классные часы
25.09.2024 10:37:00
Ориентир на нефтяную отрасль
В Отрадном открылся новый «Роснефть-класс» для девятиклассников
25.09.2024 09:40:00
От "Профессионалитета" до помощи бойцам
Учебный год для студентов ОНТ начался с мероприятий, посвященных Дню СПО
04.09.2024 11:19:00
Какие изменения принёс новый учебный год
Школы города вновь открыли свои двери для учеников
27.08.2024 10:13:00
За парты сядут 11300 учеников
Вчера на традиционной августовской педконференции обсудили и задачи воспитания, основанные на традиционных ценностях России